Вид северо-восточной оконечности озера Байкал. Из материалов русской экспедиции 1855 — 1859 гг.
«При той любви и заинтересованности к краю, которую обнаружили декабристы, при их научной подготовке, — писал советский ученый М. Азадовский, — могло возникнуть целое движение, мог бы появиться целый ряд описаний и ис-ледований страны, способных далеко вперед двинуть ее изучение. Этого однако не произошло». Главная причина — жестокая система запретов со стороны правительства. Наиболее тяжелым для декабристов был запрет печатать свои статьи и исследования. В 1836 году в Сибирь было послано специальное предписание шефа жандармов Бенкендорфа, запрещающее «кому-либо посылать свои сочинения, как не соответствующие положению преступника». В Центральном Архиве Восточной Сибири хранится «Дело о дозволении государственному преступнику Якубовичу заняться некоторыми сочинениями для г. Мид-дендорфа». Начато 17 марта 1843 года, закончено 14 сентября 1844 года. А. Ф. Миддендорф, известный естествоиспытатель и путешественник, в начале 40-х годов посетил Енисейскую губернию по поручению Академии наук. Эта экспедиция, очень трудная по исполнению и блестящая по научным результатам, была одним из замечательных событий в географическом изучении Восточной Сибири. Одной из главных задач экспедиции было изучение животного и растительного мира Крайнего Севера, а также изучение зоны вечной мерзлоты. Совершая первую часть путешествия, из Красноярска по Енисею в Таймырский край, Миддендорф встретился с декабристом Якубовичем, жившим между Енисейском и Туру-хан-ском в селе Назимово. Обрадовавшись образованному человеку, он обратился к Якубовичу с просьбой составить статистическое описание волости, собрать некоторые горные породы золотоносных речек, произвести барометрические и метеорологические наблюдения. Якубович охотно согласился это сделать, но должен был получить разрешение властей. В результате возникло «Дело о дозволении...». Генерал-губернатор Восточной Сибири писал местному губернатору, что Якубович «может заняться этим», но сочинения его по каким бы то ни было вопросам напечатаны и изданы не будут. Из официальной переписки известно, что декабрист передал Мид-дендорфу только метеорологические наблюдения и собрание флоры. Остальные материалы он вынужден был уничтожить, так как, не имея возможности передвигаться по местности, не мог проверить эти материалы и сделать их общий свод. Миддендорф опубликовал метеорологическую таблицу Якубовича в труде «Путешествие на север и восток Сибири». Наблюдения в селе Назимове проводились с апреля 1843 года сначала без термометра и ограничивались общими замечаниями о погоде: «мороз», «пурга», «снег»; затем, с 14 июня, указывались температура, направление и сила ветра. За таблицей следует примечание Миддендорфа: «Наблюдатель Якубович, из числа ссыльных, уже полтора месяца страдает водяною болезнию усилившеюся до того, что уже наблюдать более не может». Когда в августе 1845 года губернатор Восточной Сибири запросил местного губернатора, собирается или нет Якубович представить Мид-дендорфу какое-либо сочинение, то в сентябре получил ответ: «Государственный преступник Якубович умер от грудной горячки». Таковы характерные и грустные обстоятельства научных изыск ний А. И. Якубовича. И все-таки, несмотря на запрет царя и жандармского отделения, некоторые статьи декабристов проникали в печать еще при их жизни. В 1854 году в «Вестнике естественных наук» была напечатана без подписи статья «Гусиное озеро». Автор ее был известный декабристский деятель Николай Александрович Бестужев. Он обладал выдающимся умом и разнообразными талантами. «Золотая голова», «золотые руки», — говорили о нем декабристы. До Сибири он писал серьезный научный труд, «Историю русского флота». В Сибири занимался искусствами и разнообразными ремеслами. Был замечательным инженером и механиком, ювелиром и оружейным мастером, слесарем, токарем, сапожником. Не прекращал и литературной деятельности. Ко всему был еще выдающимся этнографом. В большом очерке «Гусиное озеро», который печатался в «Вестнике» из номера в номер, Н. Бестужев описал историю озера, названного Гусиным из-за несметного количества диких гусей на его берегах и воде; дал сведения о местной флоре и горных породах; рассказал о бурятах, кочующих по его берегам, воспроизвел их обычаи и нравы; первый записал их причудливые поэтические сказки; первый из исследователей заговорил о бурятском народе без оттенка пренебрежительности. «Что же касается до умственной способности бурят, то, по , моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода», — писал Н. Бестужев в очерке. Для нас сейчас эта мысль естественна и бесспорна. Но Н.Бестужев говорил об этом в середине XIX века, когда многим, даже прогрессивным ученым казалось, что «дикие», «нецивилизованные» племена по самой своей природе не способны к развитию. Совсем иным было отношение декабристов к местным племенам. «Якуты крайне правдивы и честны, лукавства в них нет и воровства они не знают», — замечал Муравьев-Апостол. «Тунгус беден, но честен и гостеприимен, — писал А. Бестужев.-Живучи день до вечера одной ловлей, он нередко постится дня по 3, ничего не убив, но готов разделить последний кусок с путником». Среди поселенцев Сибири декабристы отмечали русских, поражались их одаренностью, трудолюбием, умением приспособиться к местным условиям. Как этнографы декабристы оставили богатый материал. Они могли тесно соприкоснуться с местным населением и изучить такие подробности быта, какие приезжим этнографам узнать не удавалось.
Коренные жители Сибири — самоеды. Рисунок из описания путешествия академика А. Миддендорфа. Одежда самоедов.
«Живу около 10 лет в Забайкальском крае, — писал Кюхельбекер в Петербург, — и все, заслуживающее внимания, я... старался узнать как можно подробнее». Он записывал песни, сказки, местные слова и выражения, предполагая написать несколько этнографических очерков. Один был написан и отправлен для опубликования в Петербург, но запрещение декабои-стам печататься, предписанное Бенкендорфом, пресекло дальнейшие попытки Кюхельбекера. Этнографом Якутии и активным собирателем якутского фольклора был Александр Бестужев. Он говорил ученому Эрману, что наблюдения той удивительной обстановки, в которой он находится, единственное утешение для него и что остаток жизни он хотел бы посвятить изучению языка и устного народного творчества якутов. Он не успел выучить язык — слишком недолго, всего полтора года, жил он в Якутии, слишком короткой была его оставшаяся жизнь. Но он успел собрать якутский фольклор, познакомиться с бытом якутов. В его сибирских очерках и письмах обрисованы различные стороны жизни якутов — их охота, рыбная ловля, торговля, езда на собаках; их предания, поверья и религиозные обряды. Вот как описывает А. Бестужев один из обрядов, совершаемых на якутском народном празднике «иссых»: «Три шамана приближаются к огню... волосы их падают по плечам. Они умоляют духов не насылать падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то рокотен; бубны звучат повременно; и каждый из них, черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных кубков (аях), брызжет им на огонь. Это умилостивительное возлияние...» Мы рассказали лишь о части той большой работы по изучению Сибири, которую провели декабристы. Сообщаемые ими сведения были очень ценны, как первая попытка ознакомить русское общество со страной, о которой у него были самые превратные представления, и в тот момент, когда интерес к Сибири стал пробуждаться и в России и в Европе. В лице декабристов Сибирь нашла своих исследователей — ботаников и зоологов, этнографов и метеорологов, писателей и поэтов. И хотя запреты царя и полиции были жестоки, декабристам все-таки удалось создать в Сибири своеобразную Академию наук, о которой писал царю Н. С. Мордвинов.
* * *
СОЛЕНЫЕ ВЕТРЫ
На каждый квадратный километр Нижнего Поволжья за год выпадает 47 тонн соли. Откуда же она берется? Оказывается, из Каспийского моря. Ветер поднимает с его поверхности в атмосферу тысячи тонн соли. При скорости ветра 6 метров в секунду над Каспием повисает 45 тысяч тонн солей; если же скорость увеличивается до К) метров в секунду, количество солей возрастает до 160 тысяч тонн. А ведь это 60 железнодорожных составов!
А. Муранов
ЧЕЛОВЕК, ОТКРЫВШИЙ „ЧЕТВЕРТОЕ ЦАРСТВО ПРИРОДЫ"
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя — вот материалы, из которых слагается великий ученый. К. А. Тимирязев.
Этого человека еще при жизни увенчала своими лаврами мировая слава. Друзья и товарищи называли его великим ученым. Слава бывает разная. Трескучая и крикливая, она иногда выхватит свою жертву из миллионов, вознесет ее высоко в блеске мимолетной вспышки, которая тотчас же угаснет, погрузив в тьму небытия временного избранника. Но есть и другая слава — прочная и постоянная, основанная на достижениях огромного труда и заслугах перед человечеством. Имя обласканного ею человека не меркнет и, словно драгоценный камень, сияет даже под напластованиями времени, стоит их лишь слегка расчистить. Испокон веков в мире были известны три царства природы минеральное, растительное и животное. Под ними понимался весь земной шар. Это было аксиомой, непреложной истиной. Про этого же человека, желая отразить значение свершенного им для науки и человечества, современники говорили, что он открыл «четвертое царство природы» — почву. И это открытие навеки поставило его имя среди корифеев науки всего мира. Этим ученым был Василий Васильевич Докучаев. Он родился 7 февраля 1846 года в селе Милюкове Смоленской губернии в многодетной семье священника. Детские годы прошли в деревне. Он видел нищету и все тяготы жизни крепостных крестьян, неодолимую их нужду и вечную борьбу за существование. Мальчик проявлял огромную любовь к природе. Вместе с деревенскими ребятами-пастухами дни и ночи проводил в поле, на пастбищах. И когда много лет спустя он стал ученым с мировым именем, в его творениях ожили яркие описания природы своей родины и тех мест, которые посетил во время многочисленных экспедиций. В. В. Докучаев в молодые годы. В одиннадцать лет кончилась привольная мальчишеская жизнь. Настали годы учебы. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам -стал священнослужителем. Но жизнь разбила отцовские мечты. Окончив бурсу, где юноша вел жизнь, ничем не отличавшуюся от столь образно описанной Н. Г. Помяловским в «Очерках бурсы», Докучаев поступил в духовную семинарию, но вскоре оставил ее и стал студентом Петербургского университета, навсегда порвав с религией. Здесь он отлично учился на естествоведческом отделении физико-математического факультета. Очень увлекался геологией, часами пропадал в кабинете, изучая минералы, и так сроднился с этой наукой, что после блестящего окончания университета в 1871 году остался работать на скромной должности консерватора геологического кабинета. И потом, уже будучи профессором того же университета, никогда не забывал сюда дорогу. Более четверти века в аудиториях звучал его голос на лекциях, посвященных познанию почвоведения — науки, создателем которой он был сам. Полностью отдавая себя благородному делу воспитания молодежи, Василий Васильевич Докучаев никогда не замыкался в рамках учебного кабинета. Он не был кабинетным ученым, как иногда про него говорили недруги. Он не мог существовать без общения с природой, ибо любовь к ней вошла в него навечно с воздухом родных мест. Поля и лес всю жизнь манили его с той силой, о которой знают лишь те, кто с детства вырос и сроднился с ними. Много лет провел В. В. Докучаев в экспедициях, успешно сочетая работу полевого исследователя с педагогической деятельностью. Его экспедиции были особого рода. Он не посещал неведомых стран, не всходил на еще непокоренные горные вершины, не был участником великих географических открытий. Пути его исследований пролегали по проторенным и исхоженным вдоль и поперек землям Смоленщины, Пол-тавщины, Харьковщины. Тысячи километров прошел он по этим краям, и большая часть его пути пролегала по черноземным степям. И этот человек сделал много открытий там, где другие проходили мимо, там, где все казалось давным-давно известным и изученным. Потом, передавая свой опыт молодежи, он говорил: «Любой луг, небольшой участок степи, кусочек леса, всякое озеро, ничтожное болото, могут представить вполне достаточные данные для любого, самого выдающегося в научном отношении ботанического или зоологического труда... Чтобы найти подходящий материал для самой интересной и ученейшей работы... совершенно достаточно штудировать детально и умелой рукой окружающую нас природу...» Природа русских степей, русские черноземы, их связь с климатом, водами, атмосферой, влияние, оказываемое на них человеческой деятельностью, — вот что интересовало ученого. И он подвергал обследованию все, что попадалось на его маршрутах — реки, болота, озера, растительность. Он старался понять, какая природная связь между ними существует, как они влияют друг на друга, что из этого получается. Наставляя своих учеников и помощников, он говорил им: «Необходимо иметь в виду... всю единую, цельную и неразделенную природу, а не отрывочные ее части; необходимо одинаково чтить и штудировать все главные элементы ее... иначе мы никогда не сумеем управлять ими...» Собраны тысячи образцов почвы, обследованы сотни объектов. Годы потрачены на обобщения. Проделана титаническая работа в поле, в лабораториях, дома, в университете. В итоге многолетних работ появились фундаментальные труды ученого: «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь», «Учение о зонах природы», ряд работ по почвоведению. Изучение природы, леса, вод, почв производилось и задолго до В. В. Докучаева. Однако, например, почву ученые рассматривали только как продукт разрушения горных пород. Л В. В. Докучаев доказал, что почва является особым природным телом, возникшим в результате сложных процессов, в результате целого комплекса взаимодействия природных факторов ——- климата, вод, растительных и животных организмов и горных пород. Он учил, что почва имеет свою историю происхождения и развития. Ее свойства не являются постоянными, а изменяются под влиянием природных факторов и хозяйственной деятельности человека. Ученый видел в ней «зеркало, яркое и вполне правдивое отражение... векового взаимодействия между водой, воздухом, землей... растительными и животными организмами... этими извечными и поныне действующими почвообразователями». Почва, учил Докучаев, это самостоятельный мир, объединивший в себе элементы живой и мертвой природы. Он, этот мир, взаимодействует с тем, что находится выше с атмосферой, — и с тем, что лежит ниже — с материнскими породами. Почвы распределяются на поверхности земли не хаотически, а, как и остальные три царства природы, образуют в -целом определенную стройную систему. Они подвержены закономерностям географической зональности. Это означает, что при одних природных условиях могут существовать лишь им присущие категории почв, а при других условиях развиваются иные, им соответствующие почвы. Ученый называет эти природные зоны - тундровая, таежная, черноземная, пус-тошная, красноземная. В. В. Докучаев создал новую науку — почвоведение, науку, как говорили современники, о «четвертом царстве природы». Он научно обосновал все главные положения этой науки. Это было громадным вкладом не только в русскую, но и в мировую науку. Другая заслуга великого ученого состоит в том, что он, как, быть может, никто другой, четко и ясно видел то, что не замечали или не хотели знать другие. А видел он, как родную природу все больше и сильнее, все злостнее губит скрытый и явный недруг и что сами люди перед ним широко распахнули двери... По необъятным просторам нашей отчизны периодически триумфально шествовал страшный враг. Избрав себе на постой обширный район, он утверждался там и некоторое время полностью властвовал над ним. Его господство приносило людям неисчислимые бедствия — пожары, неурожай, голод, гибель... Это — ЗАСУХИ. Они всегда подкрадывались незаметно и неожиданно. Грядущая трагедия готовилась тайно и основательно. Начиная с весны каждый день ярко светило солнце. Сначала люди говорили: «Какая хорошая погода!» А спустя некоторое время проклинали ее, потому что нещадно палившее солнце иссушало землю, выпивало влагу, запасенную землей еще осенью и зимой. И в результате вместо тучных нив горестным взглядам земледельцев пред- ставлялась голая растрескавшаяся почва. Как и другие стихийные бедствия — наводнения, град, пожар, — засуха с давних пор была исконным врагом человека. С тех пор, когда он впервые взял в руки мотыгу и стал обрабатывать землю, она повадилась ходить к нему незваным гостем. Сведения о засухах, случавшихся много веков назад, можно найти в древних русских летописях. 1092 год: «...Того же лета вёдро бяше, яко изъгораше земля, и мно-зи боры возгарахуся сами и болота...» 1366 год: «... бысть сухомень и зной велик и въздух куряшеся и земля горяше, и бысть хлебная до-роговь повсюду и глад велий по всей земле, и с того люди мряху...» Обратимся к более позднему времени. В XVIII веке засуха отмечалась через 2 — 3 года — 34 года были неурожайными. В XIX веке число таких лет достигло сорока. В 1891 году небывалая засуха охватила почти всю черноземную область юга Европейской России. Она распространилась на территории более двадцати губерний, где проживало около 35 миллионов человек. В ряде мест собрали по 2 — 3 пуда зерна с десятины, а в других районах не набрали даже семян. Овощи не уродились, луга высохли, сена не было. В газетах того времени были такие сообщения: «Голодные люди с утра до вечера бродят из дома в дом, выпрашивая милостыню, и возвращаются к своим семействам с пустыми руками. Милостыни никто уже не подает». «Ели сорную траву — лебеду вместо хлеба, но и лебеда уже подходит к концу, а впереди почти год. Ни картофеля, ни капусты, ни огурцов. Скотину нечем кормить, нет ни мякины, ни соломы...» Засуха 1891 года была, пожалуй, одним из самых страшных бедствий, когда-либо обрушивавшихся на нашу страну. Много людей тогда погибло. Немало ученых у нас и за рубежом пытались выяснить причины периодически повторявшихся засух. Большинство сходилось на том, что первопричиной бедствий является солнечная деятельность. Вычислениями и построениями графиков они доказывали совпадение неурожайных лет с теми годами, когда на Солнце было отмечено наибольшее число пятен. Солнце было объявлено главным виновником засух. Если бы сторонники космических теорий происхождения засух сделали тщательное сопоставление состояния посевов у крестьян и помещиков, их должен был бы заинтересовать вопрос — почему на крестьянском поле рожь редкая и низкая, а на помещичьем она гуще и урожай лучше. Отгадка простая: крестьянин пахал сохой, кое-как и на голодных клячах, а помещик возделывал землю плугом, который тянули сытые сильные лошади. Значит, обработка земли была совсем разная. Солнце же всем светило одинаково — и крестьянину, и помещику. Были ученые, придерживавшиеся несколько иных взглядов -П. А. Костычев, В. В. Докучаев, В. Р. Вильяме и другие. Отдавая должное роли Солнца в проблеме, связанной с происхождением засух, они считали, что во многом здесь виноват и сам человек. Это он своими неразумными действиями наносит ущерб природе и тем самым... и самому себе. Среди этой плеяды русских ученых особенно выделялся В. В. Докучаев. Он говорил, что человек — не беспомощное существо перед грозным врагом, наступавшим на поля России. Нет, учил он, вооруженный наукой человек может успешно противоборствовать засухе и даже побеждать ее. Его ответом на засуху 1891 года была книга «Наши степи прежде и теперь», изданная в 1928 году. На титульном листе ее стояла надпись: «Издано в пользу пострадавших от неурожая». В этой и других своих работах ученый утверждает, что наука может победить засуху и сделать черноземные степи по-прежнему плодородными, такими, какими они были во времена Гоголя, воспевшего их величие и природную красоту. Лесопосадки в степи.
Искуственный водем В. В. Докучаев в своих трудах дает глубокий анализ всей порочной системы земледелия того времени, системы отсталой, ненаучной, приносящей лишь вред, а не пользу обществу. Некогда леса покрывали обширные пространства нашей страны. Они сохраняли влагу, не давали ей уйти к рекам, к океану. Вода задерживалась лесом, она не торопилась бежать от него, не рыла по пути овраги, не размывала так сильно берег. Под пологом леса лежала толстая подстилка из отмерших листьев и веток. Она как губка собирала воду, прятала ее, не давала ей испариться. Накопившаяся влага шла на питание растительности. Часть запасенной влаги лес расходовал на себя, часть отдавал смежным полям, остаток шел на питание рек и подземных вод. Давно было известно, что лес сохраняет воду, является природным ее регулятором, что он поддерживает равномерное питание рек, не давая им пересыхать. Такую же роль играл и растительный покров степей. Он задерживал дождевые и талые снеговые воды, не давал им стекать и оберегал почву от суховеев, мороза и ветра. Всему этому природному благополучию человек нанес бездумный и роковой удар. В течение короткого периода времени леса во многих районах были хищнически вырублены. Рубили лес не разбирая, все подряд. Когда добрались до водоразделов и стали их тоже опустошать, это уже было непоправимой бедой. Раньше вода была пленницей леса. Он ею командовал. После того как лес уничтожили и расчищенные места распахали, вода стала сама себе хозяйкой — начала проявлять свой буйный нрав. Ничем не сдерживаемые талые снеговые и дождевые воды быстро скатывались в реки. Потоки по пути захватывали и увлекали с собой частицы разрыхленной почвы, поверхность которой ничем не была защищена. Вода лишь слегка смачивала верхний слой земли и уносилась прочь, совсем не насыщая почву. Быстро скатываясь по неровностям, по бороздам или меже, проведенной крестьянином, чтобы отгородить свой участок от надела соседа, вода превращала их сначала в промоины, а затем в глубокие овраги. Дело доходило до того, что земли становились непригодными для дальнейшего использования. Беззащитная почва, разрушенная и разрыхленная сохой и бороной, не могла сопротивляться ветрам. Эти крылатые странники ранее были безобидны и безвредны. Наткнувшись на зеленую стену леса и не сумев преодолеть ее с ходу, они теряла свою силу.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |