Тема 1. Состояние и перспективы развития сферы питания
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Факультет туризма и гостеприимства
Кафедра «Технология и организация ресторанного и гостиничного сервиса» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Дисциплина ДС.02.04 «Технологии и организация питания в гостинице» для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
специализация 100103.65-07 Гостиничный сервис Москва, 2011 УДК 640.1 ББК 36.99
Конспект лекций по дисциплине «Технологии и организация питания в гостинице» для студентов, обучающихся по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации 100103.65-07 «Гостиничный сервис» / Е.В.Субботина, ФГБОУ ВПО "РГУТиС"- М.,2011.- 228 с.
Рассмотрены основы физиологии рационального питания, национальных и региональных особенности питания туристов; основы технологии производства полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий; организационные аспекты деятельности предприятий питания в гостиницах; виды услуг питания в гостиницах, особенности обслуживания туристов, в том числе банкетного и кейтерингового обслуживания в предприятий питания гостиницы.
Автор: Субботина Е.В.
Содержание
Введение Дисциплина «Технологии и организация питания в гостинице» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм специализация 100103.65-07 Гостиничный сервис, в процессе изучения которой предусматривается выполнение курсовой работы, результаты ее могут послужить основой для выполнения выпускной квалификационной работы. Изучение курса базируется на знаниях, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма», «Товароведение продовольственных товаров», «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания», «Традиции и культура питания народов мира» и др. Дисциплина «Технологии и организация питания в гостинице»” изучает вопросы организации работы службы питания гостиничного предприятия, особенности функционирования различных типов предприятий питания, методы и способоы обслуживания потребителей и др. В результате изучения дисциплины «Технологии и организация питания в гостинице» студенты приобретают необходимые знания и умения по организации работы службы питания гостиничных предприятий, которые в дальнейшем позволят выбрать наиболее эффективные и рациональные пути функционирования этой службы.
Тема 1. Состояние и перспективы развития сферы питания
Цель: способствовать формированию знаний о рынке услуг предприятий питания: основных направлениях и тенденциях развития отрасли Задачи: 1. Рассмотреть особенности рынка услуг предприятий питания 2. Рассмотреть динамику изменений в отрасли питания на рубеже XXI в. 3. Рассмотреть основные направления развития отрасли. 4. Охарактеризовать независимые предприятия питания и операционные цепи в сфере питания. 5. Объяснить значение франчайзинга в сфере питания. 6. Объяснить тенденции к укрупнению ресторанных цепей
Роль индустрии питания в условиях современной экономики довольно велика и определяется следующими условиями: — в ней постоянно создаются новые рабочие места; — индустрия питания увеличивает свою долю в валовом внутреннем продукте страны; — за счет развития индустрии питания идет сокращение времени обслуживания домашнего хозяйства, что повышает качество жизни потребителей В целом, развитие индустрии питания напрямую зависит от роста уровня доходов клиентов. В современных условиях рестораторы вынуждены бороться за «место под солнцем», а при наличии возможности стремиться к расширению своего бизнеса. В последнее время в связи с увеличением числа участников рынка, в частности, с приходом иностранных компаний на московский рынок, резко обострилась конкурентная борьба. Меняется само содержание понятия «конкурентоспособность», связанное, прежде всего, с ценой и качеством предлагаемой в предприятии питания продукцией, уступило место комплексному, в рамках которого такие характеристики, как качество, индивидуальный подход, профессионализм и уникальность приобретают особую ценность. Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих участников рынка ресторанных услуг и, в первую очередь, для отдельных, несетевых, ресторанов. Чтобы выживать и расширяться, любому ресторану необходимы средства: доход и прибыль, которые даёт им клиент. Современные рестораторы должны уметь привлекать клиентов, добиваться их лояльности и всячески стимулировать их расходы в ресторане. Создание новых рабочих мест, повышение квалификации кадров и постоянное совершенствование являются важнейшими направлениями в деятельности предприятий питания, оказывающих заметное воздействие на экономику. Основная тенденция российского рынка услуг питания - это его постоянный рост, при этом рынок имеет огромный потенциал развития. Например, в Париже на каждые 150 - 200 человек приходится одна точка питания. В Москве - одна точка на 2000 - 3000 человек. Эта разница объяснима: во Франции людей с достаточным уровнем дохода больше, чем в России, а также сформирована традиция частого посещения предприятий питания. По оценке маркетологов компании «Росинтер Ресторантс» и официальным статистическим данным, оборот денежных средств на предприятиях питания для Москвы составляет $1,5 млрд. в год. Но нужно помнить, что это довольно усреднённые показатели, так как отечественный ресторанный бизнес во многом очень скрытый бизнес. Официальная статистика об этом рынке далеко не всегда соответствуют действительности Ресторанный бизнес уходит своими корнями в глубокое прошлое и сегодня этот бизнес остается одним из наиболее динамично развивающихся и изменяющихся. Всегда рестораны являлись социальным зеркалом общества. Эти предприятия существуют в тесной связи с социальными и экономическими процессами и отражают малейшие изменения во всех аспектах социума. О том какую роль играют рестораны в жизни людей свидетельствует тот факт, что расходы россиян в предприятиях питания и на услуги связи примерно равны. К такому выводу пришли исследователи из компании «Амико»: 3–3,5 % своих денежных средств россияне тратят на посещение кафе, ресторанов и баров, оплачивая услуги связи, жители нашей страны расстаются с 3–4% своих средств. Рынок услуг питания - типичный местный рынок, привязанный к конкретному городу. Уровень развития общественного питания, как и торговли, и сферы услуг в городе или регионе, напрямую зависит от уровня социально-экономического развития региона. Среднее число заведений общественного питания на одну тысячу жителей в России значительно меньше, чем в европейских странах. По самым оптимистичным оценкам этот показатель не превышает 0,1 (например, во Франции - 2,65). Самое большое значение этот показатель имеет в Москве - порядка 0,55 без учёта населения пригородов и 0,3 с его учётом и в Санкт-Петербурге - порядка 0,9. По количеству ресторанов и кафе лидирует Москва с 6,5 тыс. заведений общественного питания. Санкт-Петербург, являясь вторым городом России по числу населения, также идёт на втором месте по количеству заведений общественного питания - всего 4,5 тыс. На сегодняшний день российский ресторанный рынок не насыщен, эксперты прогнозируют достаточно высокие темпы его роста в ближайшие 5-10 лет. Тенденции развития этого бизнеса на современном этапе определяются совокупностью экономических, социальных, психологических, технологических условий, сложившихся сегодня. В результате проведенной в стране приватизации изменились формы собственности многочисленных кафе, столовых и ресторанов советского типа, отличавшихся ограниченным ассортиментом и примитивным сервисом. Результаты рыночных преобразований 90-х годов особенно проявились в сфере общественного питания. Следует отметить следующие основные причины бурного развития отрасли в России: 1. Слабо развитая сфера советского общественного питания не представляла государственной важности и была полностью предоставлена свободным рыночным отношениям. 2. Инвестиции в ресторанный бизнес – наиболее быстро окупаемы. Оборачиваемость денежных средств в ресторанном бизнесе в 4-5 раз выше, чем в розничной торговле. Окупаемость открываемых в начале 90-х гг. ресторанов составляла 6-12 месяцев. После чего рестораны начинали приносить прибыль. 3. Посещение ресторана в современной России стало одним из средств социальной идентификации, которое в первоначальный период реформ в условиях резкого социального расслоения стало публичным фактором принадлежности к определенной социальной группе. Формула успеха ресторанов в период становления рыночной экономики звучала следующим образом: дорого и модно. В понятие модный ресторан (согласно опросу, проведенного в 2010 г. Издательским домом «Ресторанные ведомости» совместно с компанией Modullar представителей ресторанного бизнеса из различных регионов России) вкладываются следующие критерии: особенности кухни, тип ресторана, качественный сервис, атмосфера, дополнительные развлечения, новые технологии и оборудование. Особенности кухни на российском ресторанном рынке развиваются в следующих направлениях: 1) кухня стиля «fusion» (смешанная); 2) русская национальная кухня; 3) низкокалорийная кухня (восточная, особенно японская и китайская); 4) итальянская кухня, а также кухня средиземноморской направленности. Формат ресторана в современных условиях определяется экономическими факторами, определяющими уровень дохода социальной группы, именуемой «средним классом». Спрос на ресторанные услуги представителей «среднего класса» более эластичен в отличие от высокодоходной группы. Рестораны со средним уровнем цен развиваются более активно. Их концепция может быть самой разнообразной и динамично меняющейся, обеспечивающей адаптацию бизнеса к изменениям моды. Примеры таких ресторанов: рестораны-клубы с проведением событий клубного формата («Гоа», «Тинькофф»), рестораны-клубы, ориентированные на культурную программу («Культ», «Лица»); многозальные рестораны, где каждый зал имеет свою специализацию вплоть до совмещения классического ресторана с салоном красоты. Качественный сервис. Требуемый уровень сервиса в ресторане обеспечивается прежде всего официантами, менеджерами. В ресторанах, претендующих на статус модного, от официанта требуется не только предупредительность, вышколенность и знание меню, но и определенный интеллектуальный уровень, согласованный с той публикой, которая посещает ресторан. Атмосфера. Атмосферу ресторана формируют дизайн и музыка. Дизайн, как правило, требует значительных материальных затрат. Вследствие чего это наиболее инерционный элемент, не всегда отражающий изменения моды. 45% рестораторов готовы включать в интерьер экстравагантные детали, соответствующие модным тенденциям или вносить изменения в интерьер в связи с падением продаж или пожеланиями посетителей. Музыка для большинства посетителей имеет более принципиально важное значение, чем оформление интерьера. В отличие от дизайна, изменение этого элемента не требует значительных затрат, и решения по музыкальному оформлению находятся в компетенции менеджера по развлечениям. Дополнительные развлечения. В связи со значительной адаптацией посетителей ресторанов к традиционным видам предлагаемых развлечений на ресторанном рынке возникла новая тенденция - совмещение несовместимых ранее форматов, например, клуб и кафе, галерея и ресторан, салон красоты и кофейня, библиотека и пирожковая и т. д., причем все более начинают лидировать интеллектуальные развлечения. Новые технологии и оборудование. Новое оборудование позволяет внедрять инновационные технологии к которым относятся термообработка сухим и влажным паром, жарка во фритюре под давлением, маринование в вакууме, горячее и холодное копчение с применением коптильных препаратов, фризерование, шоковое охлаждение, упаковка в газовой инертной среде, льдомиксинг, приготовление мяса при низких температурах. Новые решения в области ресторанного оборудования для отечественных рестораторов представляют значительный интерес. Ввиду трудноуловимости модных тенденций большинство рестораторов придерживаются консервативной стратегии, предпочитая следовать уже наметившимся тенденциям, периодически внося изменения в свой ресторанный продукт. Попытка создания модного ресторана – риск, поскольку мода изменчива и следовать ее изменениям возможно при соответствующих материальных вложениях Финансовый кризис внес существенные изменения в характер развития отечественного ресторанного рынка - сокращение доходов в основном среднего класса спровоцировало резкое падение спроса на ресторанные услуги и обострило конкуренцию, что оказало на ресторанный рынок определенное воздействие. Основные последствия кризиса: сократилась посещаемость ресторанов, осложнилось дальнейшее развитие бизнеса, возникли проблемы взаимоотношений с поставщиками импортной и отечественной продукции, обострение конкуренции; в то же время проблемы с персоналом стали менее значимы, поскольку угроза потери работы стала дисциплинирующим фактором. Финансовый кризис незначительно затронул рестораны наивысшей ценовой категории класса «люкс» составляющие на тот период 21,3% рынка. В силу своей специфики (привязанность к поставщикам продуктов высокого качества, необходимость сохранения высококвалифицированного персонала и т. д.) эти рестораны стратегически менее мобильны. С наибольшими проблемами столкнулись рестораны, ориентированные на средний класс. В новых условиях часть рестораторов ошибочно продолжали считать, что успех ресторана обусловлен исключительно кухней (качеством и разнообразием блюд) и общей идеей ресторана (концепцией) и недооценивали как факторы успеха – сервис и качество обслуживания, рекламную деятельность, мобильную ценовую политику, изменение взаимоотношений с поставщиками. Решение означенных проблем требовало изменения рыночной стратегии. Посткризисное развитие ресторанного рынка стали определять недорогие семейные рестораны, рестораны средней ценовой группы, а также сети ресторанов, оперирующие под одной торговой маркой. В табл. 1 приведен рейтинг посткризисного развития ресторанов. Таблица 1 Рейтинг перспектив посткризисного развития ресторанного рынка, %.
Пример: демократичные рестораны «Му-Му», концепция которых предполагает самообслуживание, быструю домашнюю кухню, уникальный авторский интерьер и рассчитана на широкий круг посетителей. В отличие от традиционных ресторанов быстрого питания, в «Му-Му» приготовление блюд проходит полный цикл полносервисного ресторана: от сырых продуктов до полной готовности. Таким образом, сочетание в концепции признаков полносервисного ресторана и фаст-фуда позволило ресторанам занять новую нишу и стать популярными, а значит — доходными. В таблице 2 представлены данные о наиболее популярных среди москвичей предприятиях питания. Таблица 2 Предприятия питания, наиболее часто посещаемые в 2007 - 2010 гг. (г. Москва)
Из приведённых данных следует, что наиболее посещаемыми являются предприятия быстрого питания. Результаты он-лайн опроса жителей российских городов показали, что основными поклонниками «уличного» питания оказались жители Москвы и других мегаполисов – 67 %, а наименьшее количество приверженцев фаст-фуда проживает в Санкт-Петербурге – 54 %. Такой разрыв эксперты объясняют разницей в культуре питания, менталитете, привычках жителей различных российских городов. К примеру, жителям Северной столицы больше по душе оказались заведения «под крышей», то есть кафе, рестораны и кофейни. На сегодняшний день именно данный сегмент рынка заслуживает наиболее пристального внимания, так как согласно утверждениям экспертов именно по сегменту быстрого питания, как по барометру, можно проверять экономическую погоду в стране, а в особенности состояние так называемого среднего класса. Потому что фаст-фуд во всех развитых странах – идеальная сфера приложения сил именно для предпринимателей этого ранга. Одновременно с развитием рынка предприятий быстрого питания формировался спрос на услуги предприятий этого сегмента. Поскольку в дневное время основная задача посетителей – быстро пообедать, рынок не сегментировался, несмотря на явную дифференциацию предлагаемых блюд. В вечернее время и в выходные дни начиналась реальная борьба за клиента: «Макдоналдс» предлагает развлекательные программы для детей в возрасте до трех лет, «Ростик'с» создает специальные детские комнаты, «Русское бистро» вводит в меню крепкие напитки и т. д. В посткризисный период из-за резкого снижения доходов населения, обусловленного девальвацией рубля, рынок качественного быстрого питания существенно сократился, возникли и стали интенсивно развиваться передвижные сети быстрого питания «второго уровня»,- такие, как «Крошка-картошка», «Пирожки из печи», «Русские блины» и т. д. Сети быстрого питания «второго уровня» обслуживают менее доходные группы населения, и практически не составляют конкуренции ресторанам сегмента быстрого питания. Их быстрый рост в первые посткризисные годы объясняется смещением спроса в сторону менее высокого ценового сегмента, а также низкими входными вложениями в этот бизнес: сетевая передвижная точка (тонар) стоимостью порядка 10-12 тыс. долл. окупалась примерно за полгода. В Москве доходы в настоящее время достигли докризисного уровня и интерес к сетям второго уровня снизился. Учитывая, что доходы населения в российских регионах существенно ниже, чем в столице, у сетей второго уровня имеется значительный потенциал развития в регионах. Этому способствует более низкий требуемый уровень инвестиций, чем в сетях уровня «Макдоналдс», а заимствованные у него принципы стабильно высокого стандарта качества продукта, обеспечивают их выживаемость и конкурентоспособность. Следует отметить, что создание ресторанных сетей быстрого питания уровня «Макдоналдс» и «Ростик'с» в России сталкивается со следующими трудностями. 1. Русская кухня концептуально не укладывается в формат быстрого питания, как по содержанию меню, так и по менталитету. Многие блюда русской кухни сложно приготовить на основе использующихся в быстром питании технологий. Тем не менее, например, в ресторанах «Ростик'с» предлагается «уголок русской кухни», куда входят пирожки, картофельные дольки в кожуре, морсы и т. д. В настоящее время отдельные частные решения проблемы совмещения русской кухни с концепцией быстрого питания прорабатываются, такое решение стало основой новой концепции сети трактиров «Елки-Палки». 2. Отечественные рестораторы предпочитают создавать дорогие модные рестораны (о чем упоминалось выше), и только создав два-три, начинают прорабатывать вопрос о создании сети (тиражировать успешный ресторан, как и любой другой бизнес, проще и дешевле, чем создавать оригинальный). Однако тиражирование влечет за собой внесение в концепцию ресторана (стратегию) корректирующих изменений: меню в сторону более технологичных блюд, а также создание более скромных и менее дорогих интерьеров. В целом рейтинг посещаемости предприятий быстрого питания представлен в табл.3 Таблица 3 Наиболее посещаемые предприятия быстрого питания.
Рейтинг наиболее существенных параметров при выборе ресторана потребителем: • высокое качество предлагаемых блюд - 84%; • удобная парковка для автомобилей - 29%. • разнообразное меню - 26,2%; • алкогольные напитки высокого качества 22,4%; Переходный период от государственной системы общественного питания к полностью рыночным формам в этой отрасли завершился в середине 90-х годов. Успешные на то время предприниматели в отрасли стали укрупнять свой бизнес за счет покупки действующих предприятий, через слияния и поглощения и т.д. В результате в отрасли стали появляться достаточно крупные рыночные образования территориально разделенных предприятий, у которых объединяющим началом была только общность акционерного капитала. Появлялось ещё одно объединяющее начало – общность стандартов обслуживания, оборудования, оформления и т.п. В начале двухтысячных годов начали появляться образования, которые можно назвать сетевыми. Главным признаком, позволяющим назвать сетью некое объединение предприятий, является наличие организованной системы централизованного управления и обеспечения, при этом акционерный капитал может быть совершенно разным. На следующем этапе стали образовываться Холдинги, которые, кроме ресторанно-развлекательных, включают и другие типы предприятий. Это может быть выделенное производство, компания по автоматизации бизнеса и др. На следующем этапе сети и холдинги стали выходить за пределы одного города и расширяться как количественно, так и территориально. В отличие от одиночных заведений, характерными условиями работы ресторанных сетей являются: -большие объемы закупок и продаж; -территориальная удаленность ресторанов от управляющего центра; -единые корпоративные стандарты производственных процессов, уровня сервиса, Особенность ресторанного рынка - малая рыночная доля, или ниша для каждого отдельного ресторана, а также относительно низкие барьеры входа в рынок, что создает острую конкуренцию в этой сфере бизнеса. Например, концентрация ресторанов в США составляет один на каждые 500 жителей (только в одном Нью-Йорке 18 тысяч ресторанов). Наличие высокой конкуренции в сочетании с дифференциацией ресторанного продукта позволяет констатировать следующие особенности современного ресторанного рынка: 1.Развитость и зрелость. 2. Монополистичность конкуренции, в условиях которой успех отдельной фирмы (ресторана) достигается путем принятия и реализации стратегических решений, направленных на повышение степени уникальности ресторанного продукта, эффективности рекламы, снижения издержек производства. 3. Уникальность (дифференциация) ресторанного продукта – дистанцирование его от присутствующих на рынке аналогов приводит к типовому многообразию предприятий ресторанного бизнеса. К наиболее значимым проявлениям дифференциации относятся: - появление большего числа экзотических блюд; - больший процент блюд, покупаемых на вынос; - большее внимание к вопросам безопасности продуктов; - повышение образованности и требовательности потребителя; - увеличение доли ресторанов размещенных в торговых центрах, театрально-концертных (развлекательных) комплексах, колледжах и университетах при упрощении формы обслуживания; - образование ценовых ниш в определенном сегменте ресторанов при увеличении их числа в данном сегменте; - тенденция к сетизации — возрастает число бизнес-структур, имеющих два и более мест для ведения своей деятельности. - повышение требований к профессиональному уровню подготовки персонала. Выделяют следующие основные сегменты ресторанного рынка:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1121)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |