Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рихард Авенариус (1843-1896)



2019-08-13 348 Обсуждений (0)
Рихард Авенариус (1843-1896) 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной труд Авенариуса - «Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей траты сил».

Авенариус, так же как и Мах, считал, что при теоретическом описании фактов чувственного восприятия необходимо экономить мышление и свои силы. Философия рассматривалась им как мышление о всей совокупности данных опыта согласно принципу наименьшей траты силы. Поэтому можно решить задачу о построении такого рода философии и позитивной науки, если освободить науку и философию от всех мнимых, лишних понятий, которые выходят за пределы чистого чувственного опыта, чувственных впечатлений. В частности, лишними являются понятия субстанции, необходимости, причинности, вещи, свойства. Если освободить науку и философию от этих излишних понятий, не сводимых к чистому чувственному опыту, то всякое бытие будет мыслиться по содержанию как ощущение, а по форме – как движение. Это и будет наиболее экономное описание мира.

В рамках позитивистской доктрины Авенариус подверг критике интроекцию (неправомерное вкладывание представлений внутрь человека, в его мозг, в его сознание). Интроекция возникает следующим образом:

Значительная часть ученых помимо того, что им дано непосредственно (данные чувственных впечатлений), пытается найти место, где находятся эти данные и впечатления или представления. Это место они сначала находят в других людях, а именно в их сознании, а, потом – в мозге и в сознании самого себя. Тем самым происходит неправомерное удвоение мира. С одной стороны, есть непосредственно данные чувственных впечатлений, с другой стороны - есть еще и мир представлений и чувственных впечатлений, который находится в мозге, в сознании. Поэтому, отвергнув интроекцию, Авенариус выдвинул учение о принципиальной координации.

Суть учения о принципиальной координации заключается в неразрывной связи нашего Я и среды. (если использовать термины философии Фихте, то это связь между нашим Я и не-Я). Авенариус писал, что мы всегда и наше Я, и среду находим вместе. Никакое полное описание данного или находимого не может содержать среды без некоторого Я, чьей средой эта среда является, по крайней мере того Я, которое описывает это данное или находимое. При этом Я является центральным членом координации, а среда – противочленом.

Неопозитивистская программа анализа науки и её критика.

Третий позитивизм (он же логический позитивизм, он же неопозитивизм).

Течение, считавшее основной задачей чёткое выражение знания и его точность и ясность, которые резко противопоставлялись второму позитивизму. Появление неопозитивизма принято связывать со становлением теории относительности, появлением огромного числа логико-математических парадоксов, разработкам неэвклидовой геометрии.

Представлен был венским кружком, берлинской группой, варшавско-краковской и кембридж-оксфордской группой.

Основатель - Шлик (ученик и последователь Маха), Карнап, Нейрат, Фейгель. Основное влияние оказали работы Уайтхед, Рассел.

Придерживались идей Конта и Маха.

Основные "зачинщики":

1. Витгенштейн (ученик Рассела), "Логико-философский трактат" - анализ лингвистики:

Язык состоит из атомарных предложений; при помощи связок (конъюнкция, дизъюнкция и аппликация ) можно создать молекулярные предложения. Реальность также состоит из атомарных фактов, которые могут соединяться в молекулярные. Атомарные предположения и факты независимы друг от друга, следовательно Витгенштейн отрицает причинную связь в реальности (по его мнению это суеверие). Реальность - комбинация фактов. Наука – комбинация предложений, которая отображает комбинацию фактов. В любой научной дисциплине существуют бессмысленные предложения, которые ничего не говорят о фактах, их надо исключить из науки и философы должны их искать. Эти идеи в венском кружке переработались в основные гносеологические принципы неопозитивизма. 

3 основных гносеологических принципа:

1) всякое знание это знание о чувственном переживании субъектов и не более того.

2) любое чувственное переживание обладает определённой достоверностью, в которой не надо сомневаться. Они абсолютно истинны.

3) всякое знание есть результат описания (естественная наука должна описывать переживания).

Чтобы объяснить чувственные переживания субъекта надо выйти за пределы этих чувственных переживаний. Но о внешнем мире они ничего не говорят (т.к. либо его нет, либо ничего о нем сказать нельзя, невозможно предсказывать, т.к. надо узнать сущность)

Функция объяснения невозможна, невозможна функция предположения. Остается ответить на вопрос «как?» а не «почему?».

Характерными чертами неопозитивизма являются:

- Негативное отношение к предсказанию: чтобы предсказывать что-то нужно знать существенные признаки, порождающие причины.

- Отрицательное отношение к метафизике (что лежит за явлениями сказать нельзя). Предмет философии – логический анализ языка науки.

- Антиисторизм: история не может выступать необходимым объектом исследования, не даёт возможности выявить механизмы формирования и роста знания. Исторические аспекты полностью отсутствуют в сегодняшнем состоянии научного знания. (природа и процесс познания антиисторичны, т.к. природа предполагает связи. Процесс познания начинается с чувств восприятия и констатации фактов, их описание и обобщение, то не происходит никаких трансформаций и потерь знаний, таким образом постоянный рост, а не историзм).

- Импирический базис науки (совокупность истинных протокольных предложений):

теоретические предложения должны сводиться к атомарным, (впоследствии протокольным) предложениям.

- Процесс научного исследования и модель роста научного знания.

научная деятельность ученого состоит в:

1) Установление протокольных предложений.

2) Изобретение различных способов описания и обобщения     

 

Модель роста научного знания (кумулятивная модель). Модель: научные познания начинаются с наблюдения, которые обладают абсолютной достоверностью. Далее с помощью индукции выводятся обобщения и законы.

Как построена научная теория? Это такая пирамида:

1.основные понятия, определения, константы, аксиомы, величины, постулаты, допущения.

2. следствия из аксиом, постулатов. предложения, которые выводятся из допущений.

3. Эмпирический базис (совокупность истинных и протокольных предложений).



2019-08-13 348 Обсуждений (0)
Рихард Авенариус (1843-1896) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рихард Авенариус (1843-1896)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)