Является ли наука сугубо рациональным предприятием?
Ф считает, что нет. Она и иррациональное предприятие тоже. Он рассмотрел деятельность Коперника, когда тот создавал новую гелиоцентрическую систему. Он говорил в своих трудах, что на него повлияла концепция Филалая. Тот считал, что в центре мира находится центральный вселенский огонь – Гестия, и всё вокруг него вращается: «космос», состоящий из Солнца, звёзд и 5 планет; «Уран», состоящий из Земли, Луны и Атехтона (противоземья). Всё окружено огненной сферой – «Олимпом». Центр вселенной не земля, а огонь, поскольку он совершеннее земли. Эта концепция, содержащая иррациональные элементы и моменты, послужила толчком Копернику для создания его теории. Если наука не только рациональна, но и иррациональна, отличается ли она чем-то от мифа? Нет. отвечает Ф, наука и физика никак не отличаются от мифа. И наука, и миф надстраивают над здравым смыслом теоретическую суперструктуру. Рассмотрим миф. Его основные идеи священны, на их критику наложено табу. Опровергающие миф факты или игнорируются, или в миф вносятся изменения, чтобы эти факты не разрушали основную структуру мифа. То есть, мифу присущи догматизм и антикритицизм. В период нормальной науки (по Куну) она не отличается от мифа. Основные положения её парадигмы незыблимы. Ф считает, что наука всего лишь на всего идеология научной элиты (выдающиеся признанные учёные, нобелевские лауреаты, лица, входящие в редакционные коллегии популярных научных журналов), как религия – набор установок для верующих. Всё это нужно Фейрабенду, чтобы обосновать его основной тезис: цель учёного – развитие своих интуитивных способностей и свободное творчество, а не поиск истины. Развитие знания – развитие индивидуальных способностей, абсолютное свободное поведение.
Теория отчуждения и социальная философия марксизма Основные представители философии марксизма – Маркс, Энгельс, Ленин. Теоретические источники и предпосылки идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха; классическая английская политическая экономия Смитта и Риккардо; система утопического социализма Сен-Симона и Фурье. развитию подчиняется не только мышление (Гегель), но также и природа и человеческое общество. Гегель считал, что философия– это наука наук, Маркс и Энгельс считали, что философия это просто научная дисциплина. Маркс выступает за идею свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные виды отчуждения: отчуждение человека от человека, от природы, от собственной "родовой" сущности, и от общества. В основе всех форм отчуждения, лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. Недостаток антропологического материализма Фейербаха, в том, что он рассматривает абстрактную сущность человека (разум, воля и чувства) статично (вне развития). С точки зрения Маркса и Энгельса, сущность человека не является статичной, она развивается. Сущность человека заключается в совокупности общественных отношений. Оновой познания является практическая деятельность человека и практика являются критерием истины (а не пассивные чувственные созерцания как у Ф.). Практика – не только отдельно взятый опыт или серия, а вся общественно-историческая деятельность человечества на протяжении многих поколений.
Диалектический материализм. исходным понятием является материя. Материя – это объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания и отображается им. основные атрибуты материи: 1)движение. Нет движения без материи и нет материи без движения. Движение в диалектическом материализме понимается как изменение вообще. формы движения материи: 1)механическая форма – перемещение в пространстве макротел 2)физическая форма – тепловая, электромагнитная и т.д. 3)химическая форма, связанная со взаимодействиями атомов и молекулярными соединениями 4)биологическая форма 5)социальная форма. 2)пространство и время. пространство и время – это не самостоятельные субстанции; пространственно-временные характеристики – это отношения, которые возникают в ходе взаимодействия материальных тел 3)системность. Этот атрибут характеризует преобладание в мире организованности над хаотическими изменениями. В данном случае речь идет о структурной организации материи. Отражение Под отражением понимается способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые определенные черты последних в своей природе. В неживой природе отражение носит пассивный, неизбирательный характер; в живой – активный и избирательный характер. Первой формой отражения в живой природе является раздражимость – допсихическая форма отражения. Вторая форма отражения – это психическая форма отражения. В ходе эволюции живого вначале возникла первая форма психического отражения – ощущение. Впоследствии на основе ощущения возникли другие формы отражения – восприятие и представление. Вершиной отражения в живой природе является появления сознания и самосознания. В диалектическом материализме были выдвинуты следующие принципы: 1)принцип материального единства мира: в основе единства всего окружающего нас мира лежит материя. 2)принцип развития. Основные черты развития следующие: качественный характер изменений, необратимость изменений; направленность изменений. суть принципа развития Гегелевские законы диалектики: закон единства и борьбы противоположности, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; закон отрицания отрицания. 3)принцип детерминизма. В принципе детерминизма утверждается о всеобщей взаимообусловленности явлений материального мира. В этом принципе выделяются следующие аспекты: 1)тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, 2)тезис о всеобщей обусловленности согласно принципу причинности (генетическая и причинная детерминации, или обусловленности), 3)тезис о закономерности детерминации 4)тезис об объективности закономерной детерминации. Основные положения диалектико-материалистической теории познания. Одним из центральных понятий теории познания является понятие истины. Маркс, Энгельс и Ленин придерживались классической трактовки понятия истина, которая была дана Аристотелем: наши мысли истинны только тогда, когда они соответствуют истинному положению дел. 2 типа истины: абсолютная (регулятивная) и относительная. Понятие абсолютной истины – истина на вечные времена, не зависит от мнения субъекта и от конкретной ситуации. Относительные истины – истины, зависящие от исторических условий, уровня техники и знания. Могут корректироваться. К абсолютной истине движемся через множество относительных. Для диалектико-материалистического познания характерны следующие принципы диалектического мышления: 1)принцип объективности. Этот рассмотрение и познание вещи самой по себе, не опирающиеся на чужие мнение или данные, которые могут оказаться ошибочными. 2)принцип системности. всестороннее рассмотрение предмета познания. объект рассматривается в наличном состоянии и абстрагируется от истории. 3)принцип историзма. Принцип историзма нацеливает на познание генезиса предмета (истории его возникновения и развития). 4)принцип диалектической противоречивости. Этот принцип нацеливает исследование предмета или системы на поиск в ней внутренних противоположностей в их единстве и на поиск наличия в них противоречий, а также на познание развития этого противоречия или противоположности. 5)принцип восхождения от абстрактного к конкретному. К данному принципу относится выделение начала, «исходной клеточки» построения научной теории (научного познания).
Исторический материализм. отражены в произведениях Маркса и Энгельса «Критики политической экономии», «Капитал». Совокупность субъекта производства (людей, непосредственно участвующие в производстве), предметов труда и орудий труда называется производительными силами. Производственные отношение – это отношение людей по поводу собственности на основные средства производства и вытекающие отсюда отношения людей по поводу форм распределения продуктов производства. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который в структурном отношении состоит из следующих элементов: 1)экономический базис, или реальный базис, которые представляет собой совокупность производственных отношений, в частности, способ производства. 2)политико-юридическая надстройка 3)форма общественного сознания. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые не зависящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенному этапу развития их материально-производительных сил. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, экономический базис, над которым возвышаются юридическая и политическая надстройки, которому соответствует определенное общественное сознание. Маркс-Энгельс: прежде, чем заниматься физикой и т.д. надо есть, спать, пить и одеваться, а это все надо произвести. Поэтому производственные отношения первичны. Способ производства материальных жизней обуславливает социальный и духовный процесс жизни. Бытие определяет сознание. Производственные силы развиваются быстрее произдводственных отношений, поэтому новые силы составляют конфликт со старыми производственными отношениями. Источник развития общества – противоречие между произвоственными силами и производственными отношениями. Иногда противоречия разрешаются путем революции. Происходит смена общественно-экономической формации ( - причина развития общества). общественно-экономическая формация - человеческий тип общества на данной ступени исторического развития общества. Состоит из трех частей: 4) Экономический базис 5) Политико-правовая надстройка 6) Формы общественного сознания
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |