Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские воззрения.



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Философские воззрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Он называл свою философскую концепцию «эпистемологичкский анархизм». (От греческого «эпистема» - «знание») В его основе лежат два принципа.

I: Принцип пролиферации. (Пролиферация – «размножение»). Учёный должен создавать самые разнообразные теории и концепции, в том числе и те, которые противоречат существующим на данный момент. Необходимо неограниченное размножение теорий, создание конкурирующих, альтернативных общепринятым.

Как показывает история, лучшие периоды в науке относятся к тем временам. когда происходила борьба таких альтернативных теорий.

II: Принцип несопоставимости. Теории, не связанные одним логическим обоснованием, несравнимы. Они используют разные методы. Если кто-то создал теорию, то:

Её нельзя опровергнуть с помощью эмпирических данных. Так как только эта теория сама формирует свои собственные опытные факты. Не возможно существование нейтральных эмпирических фактов. Они всегда теоретически нагружены.

Её нельзя отвергать, основываясь на общепринятых теориях и концепциях, которым она противоречит, поскольку в рамках неё они бессмысленны.

3) Её нельзя отвергать даже, если она противоречит традиционной логике, так как у неё может быть своя собственная отличная от традиционной форма логики. (Например закон исключения третьего Аристотеля о том, что между противоположными утверждениями ничего общего быть не может, не действует, как выяснилось в квантовой механике).

Значит, допустимо всё: anything goes (всё дозволено). Это единственный принцип, который стоит защищать.               

Основные тезисы концепции Фейрабенда.

1. Теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

2. Единственный принцип, который во все времена стоит защищать и который не противоречит научному прогрессу - это “anything goes.”

3. Можно использовать совершенно различные гипотезы, в том числе, противоречащие общепринятым и установленным на данный момент теориям и концепциям, то есть развивать науку, действуя контриндуктивно.

4. Условие совместимости неразумно, поскольку оно сохраняет более старую теорию, а не лучшую. Единообразие теорий ослабляет критическую силу науки и подвергает опасности свободное развитие индивида.

5. Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни казалась, которая не способна улучшить наше познание.

6. Если наука существует, разум не является универсальным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная черта науки требует анархистской методологии, а именно эпистемологического анархизма.

Принцип теоретического рационализма: не существует нейтрального эксперимента или и нейтрального языка описания, они теоретически нагружены.

Фейрабенд вводит принцип упорства. Это общепринятое в науке требование не вводить в гносеологический оборот новых теорий, а сохранять старые и придерживаться их. Позволяет игнорировать контр-примеры и аномалии.

Принцип «допустимо все» - любую теорию можно совершенствовать, используя условные соглашения – контриндукции.

Анализирует Коперника, Галилея и Ньютона, в результате анализа – рост научного знания происходил за счет того, что в определенный момент времени ученым нарушались определенные методы и нормы научного исследования.

Альтернативные теории нужны чтобы они конкурировали.

Если всё допустимо, то не существует универсального метода исследований.

Эпистемологический и политический анархизм.

Политический анархист опирается на определённую политическую программу, направленную на свержение определённой формы организации общества. Просвещённый политический анархизм верит в «естественный разум» человеческой расы и уважает науку, опирается в большинстве случаев на искреннее убеждение в том, что чистая неизвращённая наука даёт истинное понимание человека и мира и создаёт мощные идеологические средства борьбы против лицемерных порядков современности.

Эпистемологический анархист не испытывает ненависти к определённым формам общественного устройства и идеологиям, впрочем как и приверженности. Он может или придерживаться или быть нейтральным по отношению к ним в зависимости от своих целей. Может действовать на основе как разума, так и эмоций. Он не имеет программы и против всех программ. Готов рассматривать любую концепцию, прибегать к любым средствам для привлечения сторонников (разум, эмоция , насмешка, позиция «серьёзной заинтересованности».

По мнению эпистемологического анархиста, не существуют никакие абсолютные суждения или мнения (даже в области морали), которые нельзя было бы подвергнуть критике. Единственное, против чего эпистемологический анархист выступает открыто и безусловно - это универсальные стандарты, законы, идеи, такие как истина, разум, справедливость и любовь, а так же поведение, основанное на них, хотя он не отрицает, что часто полезно действовать, как если бы такие законы существовали, и если бы он верил в них.



2019-08-13 191 Обсуждений (0)
Философские воззрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские воззрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)