Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности отечественной философской традиции.



2019-08-13 456 Обсуждений (0)
Особенности отечественной философской традиции. 0.00 из 5.00 0 оценок




До Ломоносова не было философии как таковой, там была лишь религия. Конечно можно найти философию в отдельных сказаниях ученых, но это не общая наука. Середина XVIII в. отмечена становлением новой тенденцией в русской философии – университетской философии. С одной стороны, это связано с развитием философии в Киевской академии, а с другой - с основании в 1755 г. Московского университета. К представителям университетской философии относят, прежде всего, следующих мыслителей: основатель Московского университета Ломоносов, выпускник Киевской академии Сковорода, Щербатов, Радищев.

Ломоносов создал т.н. корпускулярную философию, основанную на атомистической доктрине, т.е. он использовал и развил античный атомизм. Более того, ломоносов считал, что именно корпускулярная философия позволяет объединить и в определенном смысле разрешить противоречия между религией и философией.

Сковорода, выпускник Киевской академии, занимался проблемами смысла и значения человеческого бытия. Он также занимался истолкованием Библии. Источником его философии были Библия, патристика (учение отцов церкви, которые пытались с помощью разума обосновать ряд догматов церкви) и платоническая философия. Сковорода создал особую разновидность платонизма – христианский платонизм. Согласно этой концепции, в бытии мира существуют три мира: макрокосмос (мир природы), микрокосмос (человек) и символический мир (Библия).

Князь Щербатов в произведении «Путешествие в землю Офирскую» занимался поисками идеального государства. С другой стороны, он подвергал критике Екатерининский период правлении в России («О повреждении нравов в России»). Он также пытался доказать бессмертие души («Разговор о бессмертии души»).

Радищев в произведении «Путешествия из Петербурга в Москву» подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй в России, за что был сослан в Сибирь. В ссылке Радищев написал произведение «О человеке, его смертности и бессмертии», в котором высказал идею, что человек как природное существо включен в природные связи и подчинен природным закономерностям. В этом смысле бренное человеческое тело смертно. С другой стороны, он пытался обосновать бессмертие человеческой души.

Чаадаев стоял у истоков оригинальности русской философии XIX в. Его основные произведения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего». Сфера философских интересов Чаадаева была связана с проблемой общественного развития России – с социальной философией и философией истории.

В основе целостного философского мировоззрения Чаадаева лежала идея единства религии и философии

Факт движения присущ как миру физическому, так и миру духовному. Это движение не является самодвижением. Поэтому необходимо предположить, что есть перводвижение. В качества перводвигателя Чаадаев признал бога.

Способ познания физического мира - это наблюдений (опыт) и размышление над данными опыта.

способ познания духовного мира (нравственного закона) – откровение

В первых двух «Философических письмах» Чаадаев подвергает резкой критике общественно-политический строй и общественно-политическое развитие своего времени и показывает определенные преимущества западноевропейского общественного развития.

Россия как и русская культура в целом ничего не внесли в мировую культурную копилку. Русская мысль, как правило, занимается эпигонством, т.е. заимствует идеи западноевропейской мысли и пытается их развивать.

Критикуя общественная жизнь России, Чаадаев фактически хотел сказать, что Россия того времени - это пример того, как не надо жить. Отставание России в культурном и социальном развитии, отсутствие социального единства и традиций долга, справедливости, права и порядка, по мнению Чаадаева, связаны с тем, что в 988 г. был принят Византийский вариант христианства. Это, в свою очередь, привело к тому, что с падением Византийском империи в конце XIV-начале XV вв. Россия оказалась в стороне от столповой дороги развития мировой цивилизации.

«Апология сумасшедшего».

Чаадаев указал на то, что он слишком негативно оценил общественное развитие России своего времени. Он писал, что некоторая изолированность России от Европы поможет в будущем России преодолеть те предрассудки и пороки, которые свойственны Европе.

Философские идеи западников.

Философия индивидуальности и философия тотальности.

В западничестве выделяются два направления: либеральные (умеренные) западники (Анненков, Грановский) и крайние западники (революционные демократы) (Белинский, Герцен, Огарёв, Чернышевский).

Общая характеристика западников: философия индивидуальности. Россия должна пройти те же этапы развития что и запад. Россия – отсталая, католичество дает большую свободу, но Европа утрачивает духовность по сравнению с Россией => человечество должно объединиться.

Чаадаев.

Онтология сумасшедшего:

Что нехорошего в России:

1) Принятие Россией христианства из Византии (в 15 веке ее захватила Турция, после чего она перестала существовать).

2) крепостное право.

Католицизм в Европе: духовное и социальное единство народов (право и справедливость), а в России – самодержавие (произвол царя).

В Европе не было рабства.

После опубликования Чаадаева объявили сумашедшим.

Апология сумасшедшего: он извиняется за слишком мрачные краски. Он меняет свой взгляд на положение России. Преимуществом России он называет ее географическое положение. Она находится между Западом и Востоком. Россия, находясь между ними, впитывает в себя черты как Запада, так и Востока. Ч считает, что Россия еще проявит себя в будущем.

Периоды истории: дохристианский (материальные интересы), христианский (духовные интересы).

Учение о бытие:

Точное научное свойство познания – количественное (?).

Есть 2 мира – физический и духовный. Между ними есть аналогия – параллелизм: в развитии и того и другого одинаковые тенденции.

Изначально было вержение (первоначальный божественный толчек для всего) и тяготение.

Всякое движение в природе происходит под действием двух сил. В материальном (физическом) мире это закон всемирного тяготения и начальный толчок (вержение). В духовном мире это наша свободная воля (создается нами) и действие на наше существо некой вне нас лежащей воли (нами не создаваемая)

Метод познания физического мира – наблюдение и размышление. Метод познания духовного мира – откровение.

 У каждой нации два периода развития – юность и зрелость. У России Юности не было.

В истории России Ч отмечает два периода, которые существенно повлияли на ее развитие. Первый период – это время татаро-монгольского ига (в результате у нас такое деспотичное правление). Второй – это период правления Петра 1, который в своих реформах ориентировался на Запад.

 

Белинский . Не оказал большого влияния на русскую философию. Сказал, что «Горе от ума» Грибоедова проникнуто Гегелевской идеей «Все действительное разумно, все разумное действительно» превозносил самодержавие, а потом резко против. Мало значения предавал личности, а когда признал ее ценность отверг философию Гегеля. В конце жизни писал под влиянием Феербаха.

Герцен. Влиял на общественную жизнь но не на философию. Отрицательное отношение к религии, идеи личного бога и бессмертие души. Признавал существование объективного разума в основе природы. Положение Гегеля «Все разумно - …» великая мысль по его мнению. Не был материалистом. Сначала критиковал славянофилов, потом из-за революционного движения в Зап. Европе разочаровался. Верил в буржуазный социализм. Интересовался философией в плане борьбы за свободу и достоинство личности.

Чернышевский. Материалист, атеист, социалист. Незаслуженные страдания людей – доказательство не существования бога. Цель жизни – свержение монархии крестьянской революцией. Ценил диалектический метод Гегеля: все в мире изменяется в виду существования противоположных сил и качеств. В этике – сторонник разумного эгоизма. Человеку присущ эгоизм, доброжелательность, любознательность, стремление к хорошим удовлетворениям человеческих потребностей. «Антропологический принцип».

Философия – это история решения метафизических вопросов: об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души. В «А.п.» преследуется фундаментальное единство «естественных»и «нравственных» наук. «Н. науки»: психология, нравств. философия, история и метафизика. Естеств. науки дают материал для решения нравств вопросов. Приемы нравств наук заимствованы у естеств. Общий принцип нравств. наук – антропологический: человек – одно существо, с одной натурой. Рассматривать его деят-ть как целого организма, а если деят-ть к.-н. его органа – то в связи со всеми другими органами.

Враг дуализма. Существуют два типа явлений в человеке: материального(ест, спит) и нравственного(думает, желает) порядка. Но натура все равно одна. Если бы была к.-н. другая то она бы себя проявила. Учение о природе – введение в «философию человека». Все люди – эгоисты. Только то, что составляет натуру человека признается за истину. Только то, что полезно человеку вообще признается за истинное добро. Человек может быть и добрым и злым в зависимости от ситуации.

Выделял два закона развития: 1. З-н всеобщей связи и взаимодействия, 2. Развитие носит характер полярности.

Славянофилы.

Славянофилы (букв. любящие славян) развивали ту тенденцию в философской мысли, связанную с философией тотальности. Основателями данного направления считаются Киреевский и Хомяков. Другие представители данного направления - Аксаков, Аксаков, Самарин.

В целом, деятельность 4-х основных представителей славянофилов можно кратко охарактеризовать следующим образом. Киреевский занимался в основном общефилософской проблематикой. Хомяков, хотя и исследовал общефилософские вопросы, но занимался философией истории. Самарин интересовался в первую очередь крестьянским вопросом. Аксакова интересовала социальная философия. Наиболее значительной фигурой среди них является Хомяков, которые и ввёл основные понятия славянофилов.

И.В. Киреевский «О необходимости и вобможности новых начал для философии».

Мы возродим права истинной религии.

Философские идеи (религиозная философия):

1)цельность всех сил в человеке.

2) соборность: принцип русской общинности.

Подчеркивает духовность: церковь – тело Иисуса.

Корень проблем Российских нужно искать во внешних факторах (с точки зрения славянофилов).

Крестьянская община жила по совести, правде и справедливости, а на западе нет.

Если бы Петр 1 не проводил реформ, то и проблем бы не было в России.

Сила власти – царю

Целостное воззрение – рационалистическое. Познание основано на вере (божественном откровении).

Основные идеи произведения Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии». В произведении речь идет о религиозной философии тотальности. Киреевский рассматривает три возможных варианта начал этой философии: католицизм, протестантизм и православие.

1) Католицизм: В средневековье пытался решить проблему веры и разума, их соотношения. Разум покорялся вере, так как задача разума была в истолковании догматов веры. Разум и философия – орудия для обоснования догм. Недостаток католицизма: высший авторитет – папа (глава римской католической церкви).

(Гришунин может спросить про Фому Аквинского. Он пытался доказать существование Бога, считал, что есть истины Св.Писания, есть истины разума, они м.б. согласованы, но при противоречии преобладает вера. Относится к реалистам.)

2) Протестантизм: недостатки: разум, как нечто противное вере, авторитет разума (так как с разумом можно прийти к вере). На основе своего разума можно достигнуть своего Бога (без посредников). Разум – способ общения с Богом.

3) Православие: Божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются. Соотношение между разумом и верой: вера не вмешивается в дела разума, а разум в дела веры.

В Европе в середине 19 века – рационализм, который дает не всю истину (т.к. есть еще истина веры, которая может быть достигнута с помощью откровения).

Целостное знание – на откровении и разуме.



2019-08-13 456 Обсуждений (0)
Особенности отечественной философской традиции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности отечественной философской традиции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)