Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мартин Хайдеггер (1889-1976).



2019-08-13 255 Обсуждений (0)
Мартин Хайдеггер (1889-1976). 0.00 из 5.00 0 оценок




основные произведения: «Бытие и время», «Введение в метафизику», «Что это такое - философия?», «Что значит мыслить?».

Трактовка Хайдеггером понятия экзистенции отличается от трактовки Ясперса. Центральной категорией в фундаментальном труда Хайдеггера «Бытие и время» является категория dasein [дазайн]. С помощью этой категории он и высвечивает понятие экзистенции в своей философии. экзистенциальная онтология (новая онтология XIX вв.). В центр экзистенциальной философии ставится бытие человека, изначально наделенное сознанием.

Термин dasein в переводе на русский язык означает тут-бытие, здесь(тут)-присутствие. Таким образом, dasein Хайдеггера как экзистенция трактуется, с одной стороны, как бытие человека, изначально наделенного сознанием, с другой стороны – как здесь,тут-бытие, а также как здесь, присутствие. Но вот-присутствие - это такое присутствие, через которое «говорит» само бытие.

Другая особенность экзистенции - это её временность. В философскую проблематику снова вводится понятие смерти. Если XIX в. – это век физики, XIX в – это век химии, XIX в. – это век биологии, то XX в. – это век страха перед ничто, перед смертью. Не случайно Хайдеггер трактует жизнь как бытие к смерти. Действительно, человеческое дитя, уже родившись, направляется в своем развитии к смерти.

В своих более поздних произведениях Хайдеггер делает акцент на человеческом существовании, бытии, связанным с языком. Мы мыслим то, что нам даёт бытие, и свои мысли приписываем снова бытию. Таким образом, язык – это дом бытия, обиталище бытия человека. В нём живут всё ученые, мыслители, поэты.

Альберт Камю (1913-1960).

 «Миф о Сизифе» (подзаголовок: «Эссе об абсурде») и «Бунтующий человек».

В произведении «Миф о Сизифе» Камю утверждает, что основная философская проблема – это проблема самоубийства. Человеку прежде всего необходимо решить вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы её прожить. Все остальные вопросы (трехмерно пространство или нет) второстепенны. В этом же произведении Камю использует понятие абсурдный человек – это человек, который не стремится к вечности и не отрицает этого. Однако, то, на что опирается это человек – это, прежде всего, его собственное мужества и способность суждения.

Опираясь на своё мужество, человек ведет жизнь, за которую чувствует ответственность, но при этом у него нет чувства вины. Камю утверждает: куда ни глянь – во всех углах виден абсурд. В самом деле, возьмем пример из обыденной жизни: каждый день повторяется, только выходной отличается от буднего дня, но один выходной похож на другой выходной.

человеческое существование в определенном смысле абсурдно. Пробуждение из этого состояния осуществляет скука человека.

В произведении «Миф о Сизифе» Камю описывает основных (по его мнению) представителей абсурдного человека. Он описывает тех героев, которые стремятся исчерпать жизнь. Такими героями – абсурдными людьми, являются Дон Жуан, актер, завоеватель, писатель и художник-творец. Таким образом, предметом философствования Камю является мир переживаний и мыслей той личности, которую Камю назвал абсурдным человеком. При этом, однако, абсурдный человек осознает конечность своей свободы, бессмысленность своего бунта и то, что в конечном итоге, его сознание исчезнет. Но абсурдный человек находит в себе мужество жить в тех трагических и абсурдных ситуациях, которые ниспослала ему жизнь.

«Бунтующий человек». С одной стороны, бунтующий человек – это человек, который говорит «нет», но с другой стороны, бунтующей человек первым же своим действием говорит «да». Примеры бунтующих людей: бунт римского раба против своего господина или самоубийство русских террористов в знак протеста к жестокому отношению к их сторонников.

В противовес утверждению Декарта “Я мыслю, следовательно я существую”, Камю писал: “Я бунтую, следовательно, мы существуем”.

Я решусь назвать экзистенциальный подход философским самоубийством.

Миф о Сизифе.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и без надежный труд». Сизиф герой абсурда. Он жил как хотел, спорил с богами был свободен.

Жан Поль Сартр (1905-1980).

Его основные литературные произведения «Тошнота», «Мухи», «За закрытой дверью». Из философских произведений следует отметить следующие: «Критика диалектического разума», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм». для Сартра понятие экзистенция связано с проблемой выбора. наиболее полно человек ощущает своё существование и задумывается над смыслом своего существования в т.н. пограничных ситуациях. В своих произведениях и описывает эти пограничные ситуации.

Произведение «Тошнота» написано в форме дневника историка Рокантена. Рокантен пишет в своём дневнике: «я подхожу к морю, подобно мальчишкам беру камешек гальки. С одной стороны камешек сухой, а с другой – слизкий и грязный, и мне становится противно, и возникает тошнота». Далее он также описывает своё отношение и миру: «Я захожу в трамвай и вижу плюшевые сиденья и мне противно от этого сиденья и я испытываю тошноту. Выходя из трамвая, я направляюсь в кафе. Я вижу бармена в синей рубашке и подтяжках. Когда я наблюдаю за ним, мне становится ужасно противно и я тоже испытываю тошноту». Далее Рокантен пишет, что тошноту вызывает не только внешний по отношению к нему мир, находящийся в оппозиции по отношению к нему, но даже и его мысли. «Мысли мои также могут быть мучительны и отвратительны и тоже могут вызвать тошноту».

Пример другой пограничной ситуации можно найти в пьесе Сартра «За закрытой дверью». В комнате без окон за закрытой дверью находятся две женщины и мужчина. У них ничего нет кроме общения между собой. Однако герой этой пьесы в конечном счете понимает, что общение с этими двумя женщинами вызывают у него мучительные ощущения. Он говорит: «неправы христиане, утверждающие, что в будущем будет ад. Вот он - действительно настоящий ад, ад общения с другими людьми». Именно в таких пограничных ситуациях, по мнению Сартра, человек в наибольшей мере ощущает своё существование и смысл своего существования и задается вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы прожить и для чего мы живем?

1. Какое соотношение между сущностью и существованием и почему?

«Существование предшествует сущности, если исходить из субъекта…» То есть, рассмотрим нож… «он был изготовлен ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием ножа, техникой изготовления,» зачем он нужен, то есть ремесленник до изготовления ножа знал о нем все… «То есть у ножа есть сущность, которая предшествует существованию…»

Для человека « существование предшествует сущности… человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется… первоначально ничего собой не представляет… человеком становится лишь впоследствии… каким делает себя сам… он представляет себя уже после того, как начинает существовать, проявляет волю… то есть он лишь то, что сам из себя делает… Таким образом, экзинстенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.»

 

2. Понятие проекта и проектной деятельности человека.

Человек — это прежде всего проект, который переживается субъективно. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали.

Проектная деятельность – это попытка человека осуществить свой проект, те поступки, им совершаемые для достижения своего проекта.

3. Понятиезаброшенности и тревоги.

Тревога… то есть, «если человек на что-то решается и сознает, что выбирает не только собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности…» (пример про Авраама с сыном) «для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему… и каждый человек должен себе сказать: имею я право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков?…»

Заброшенность – Бога нет, «а поэтому все дозволено, если бога не существует, а поэтому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне… Каким бы ни был человек, впереди его ожидает неизведанное будущее.» Человек с самого рождения обречен на свободу (выбора).

 

4. Почему человек с рождения обречен на свободу.

”Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает."

 

5. Кто виноват, что человек такой, какой он есть, он сам, внешние обстоятельства или другие люди и почему? Можно ли изменить и почему?

Сам человек виноват в том, какой он есть… он сам выбирает каким он будет и всегда может измениться, то есть изменить свой проект…

 

4.Отличие экзинстенциального гумманизма от традиционного.

Экзистенциализм—это гуманизм говорит Сартр. Но в отличие от традиционного гуманизма, рассматривающего человека как цель, экзистенциализм этого не делает. Человек всегда незавершен, проект себя самого, как он может быть целью?

Гуманизм можно понимать в другом смысле. Экзистенциальный гуманизм говорит, что у человека нет другого законодателя, кроме него самого. Экзистенциализм—это оптимизм, призыв к действию.

 



2019-08-13 255 Обсуждений (0)
Мартин Хайдеггер (1889-1976). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мартин Хайдеггер (1889-1976).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)