Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881).



2019-08-13 217 Обсуждений (0)
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). 0.00 из 5.00 0 оценок




 «Записки из подполья», «Подросток», «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Идея соборности славянофилов в сильное степени оказала влияние на развитие философских идей Достоевского, который, в свою очередь, оказал на них влияние. после каторги он пришел к выводy о бессмысленности революционных преобразований, а также к тому, что человеческую натуру нельзя изменить ни при каком социальном устройстве. капитализм наблюдается в бездуховном, безнравственном обществе, которое подменило свободу «миллионом». Деньги – это чеканная свобода.

«Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно, в пределах закона. Когда можно делать всё, что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

Для Достоевского неприемлем был также социализм, прежде всего, в анархистском варианте. Капитализм – это общество, в котором одна десятая часть людей получает высшее развитие, при этом остальные служит материалом и средством. Социализм – это общество, в котором одна десятая часть людей получает личную свободу и безграничное право над остальными девятью десятыми. Социализм доводит до логического конца законы-тенденции капиталистического общества, в частности, закон всеобщего поедения и безнравственность. То, что единит капитализм и социализм – это их безбожность. Достоевский признает только один вид социализма – христианский социализм – братское единение людей во Христе.

Критикуя как капиталистические, так и социалистические идеалы, Достоевский подчеркивает их безбожность. Уничтожение веры в бога приводит к отрицанию моральных ценностей и нравственности как такой. Если бога нет, то всё дозволено.

Записки из подполья.

Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление. Воля, свобода, независимость – вот главные достоинства, которые позволяют человеку оставаться личностью. Подпольный человек не хочет смириться с общепризнанными правилами; по его мнению человек должен свободно отдаваться своим желаниям и капризам, а не подчинять себя выгоде или математическому расчету. Такая жизненная позиция не получает ни сочувствия, ни понимания других, напротив, заставляет «подпольщика» уйти в себя, озлобляет, раздражает его, обостряет тщеславие и гордость. К искренним и глубоким чувствам герой относится как к чему-то скучному и фальшивому. Познакомившись с Лизаветой, принимается красочно расписывать весь ужас ее положения, но затем он озлобляется на откровение девушки. Душа подпольного человека исковеркана, надломлена его же противоречивым существованием, герой не может адекватно реагировать на происходящее. Но желание изложить свои мысли, поступки на бумаге, тем самым, осмыслив, проанализировать их, позволяют говорить об определенных изменениях в сознании героя.

Бесы.

Петр Верховенский по своей сути является социалистом. Его целью является построение светлого будущего и появление «нового человека».

Его идеологическая программа заключается в разрушении старого общества. Разрушительные силы должны быть направлены во имя счастья народа, против народа, потому что, в русском народе до сих пор не было цинизма, хотя он и ругался скверными словами. Задача формулируется как уничтожение духовности, идеалов народной жизни для полного и окончательного утверждения духовности, идеалов народной жизни для полного и окончательного утверждения собственной власти. Осуществлять он все это хочет путем тотального контроля над обществом, всеобщим доносительством. Люди общества, по мнению Петра Верховенского, должны быть равны во всех отношениях, т.е. не должны выделяться. В этом обществе Петра Верховенского было 5 основных активистов.

Типичным примером практических действий является убийство одного из членов общества – Шатова, которое только на первый взгляд мотивировано «методологией» круговой поруки. На самом деле в глазах участников этого убийства оно предстает то как устранение потенциального доносчика, то как символическое «потрясение основ», то как инициация в революционность, то просто как магически-ритуальная абракадабра.

Братья Карамазовы.

В «Повести о Великом Инквизиторе» описано как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиций, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже такое столь уникальное гуманистическое учение как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не значит что идущие за ним 12 апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.

Высшая гармония наступит когда Христос сойдет на Землю и соберет всех на Великий Суд. Гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей, неискупленными слезками своими к «Боженьке»! Не стоит потому, что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? При этом великая гармония стоит страдания всех взрослых людей (кроме детей) т.к. все должны страдать, чтобы страданием искупить высшую гармонию. (Одно дело страдания взрослых для достижения высшей гармонии, но она не стоит даже слезинки ребенка //Гришунин).

Разговор двух братьев: Алексей сказал, что надо расстрелять человека, который натравил на ребенка собак (хотя он был против смертной казни)//Гришунин.

Толстой 1828-1910

Вырос под влиянием философских идей Канта, Шопенгауэра, восточных мудрецов Лао-Цзы, Конфуция, буддизма. Боготворил Ж.-Ж. Руссо и с детства Толстого в нем привлекал культ естественности, недоверчивости и подозрительное отношение к действительности.

Основные черты учения:

• Философия Толстого строится исключительно с точки зрения морали, с позиций нравственно этических. Все, что оторвалось от добра, непосредственно не служит нравственности, Л. Толстым решительно осуждается и отбрасывается. Не признает существования красоты как ценности самой по себе. Критикует Шекспира за «Короля Лир». Пушкин – недостаточно нравственен. Толстой доходит до отрицания плотской любви (против женитьбы).

• Толстой отрицает всякое положительное значение личности, т.к. считает, что она связана, прежде всего, с телесностью, с животными проявлениями человеческой натуры. Задача человека в том, чтобы найти путь единения с миром, преодолеть стремление к индивидуальному существованию. В человеке – 2 составляющие: духовная и телесная, от которой все грехи. Из-за нее человек – эгоист. Телесная составляющая создает иллюзию личности, она разъединяет людей, а дух – объединяет. Долой личность! Толстой: «Не отречься от личности должно человеку, но отречься от блага личности». Благо может быть только общим. Влияние буддизма?

Учение о опрощении.

Высшее благо человека состоит в возврате к природной жизни, к простоте, свойственной человеку живущему непосредственно в природе. Это не есть животная жизнь, но более нравственная. Радикальный критицизм писателя по отношению к западной культуре становится понятен в свете его общественного и нравственного идеала. Современное общество представляет собой совокупность крестьян-земледельцев, объединенных в общины. Отношения людей станут чистыми и ясными, а люди избавятся от лицемерия и фальши.

«Если бы случилось то, что предсказывал Маркс, то случилось бы только то, что деспотизм переместился бы; то властвовали капиталисты, а то будут властвовать u1088 распорядители рабочих». Сам Толстой в зрелые годы немало уделял времени физическому труду: работал в поле, шил сапоги для Фета, строил дома для крестьян. В человека, живущего и работающего на земле, вселяется то самое божественное начало, которое соединяет его с другими людьми и со всем духовным человечеством. Нравственный идея Толстого это Платон Каратаев из «Войны и мира».



2019-08-13 217 Обсуждений (0)
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)