Операции удаления зуба
Логико-дидактическая структура по теме: «Операция удаления зуба, показания и противопоказания. Подготовка. Методика операции»
Рецептура Rp.: Anaesthesini 1,0. Olei persicori 20,0. D.S. Для обезболивания слизистой оболочки полости рта
Rp.: Microcidi 200,0. Sol. Novocaini 1% 200,0. D.S. Для аппликаций
Rp.: Sol. Kalii permanganates 1:5000 300,0. D.S. Для полоскания полости рта
Rp.: Sol. Hydrogenii peroxydi 200,0. D.S. Для полоскания полости рта
Rp.: Sol. Dicaini 3% 10,0. Sol. Adrenalini hydrochloride 1:1000. Gttsx M. D.S. Для поверхностного обезболивания
Rp.: Vicasoli 0,015. D.t.d. № 25 in tab. S. По 2 таблетки внутрь для остановки кровотечения
Rp.: Sol.Trimecaini 1% 5,0. D.t.d. № 50 in amp. S. Для анестезии
Rp.: Sol.Lidocaini 2% 2 ml. D.t.d. № 50 in amp. S. Для анестезии
Rp.: Sol. Furacilini 1:5000 500,0. D.S. Для полоскания полости рта
Rp.: Sol. Eludrili 0,04% 200,0. D.S. Для полоскания полости рта
Rp.: Sol. Dicaini 3% 10,0. Sol. Adrenalini hydrochloride 1:1000. M.D.S. Для поверхностного обезболивания
Контрольные вопросы 1. Назовите общие показания к удалению зуба. 2. Какие могут быть местные показания к удалению зуба? 3. Назовите абсолютные показания к удалению зуба. 4. Назовите относительные показания к удалению зуба. 5. По каким причинам проводится неотложное удаление зуба? 6. Показания к плановому удалению зуба. 7. Общие относительные противопоказания к удалению зуба. 8. Где необходимо проводить операцию удаления зуба при неотложных показаниях и наличии фоновой патологии? 9. Местные противопоказания к удалению зуба. 10. С чего необходимо начинать подготовку удаления зуба?
Контрольные задачи Задача 1. Для удаления какой группы зубов применяют прямые щипцы?
Задача 2. Удаление малых коренных зубов верхней челюсти проводят:
Задача 3. Удаление больших коренных зубов верхней челюсти проводят:
Задача 4. Для удаления резцов нижней челюсти применяют:
Задача 5. Для удаления больших коренных зубов на нижней челюсти применяют:
Задача 6. При ограниченном открывании рта большие коренные зубы нижней челюсти удаляют:
Задача 7. Корни всех зубов нижней челюсти удаляют:
Задача 8. Корни всех зубов верхней челюсти удаляют:
Задача 9. С какой целью на клювовидных щипцах с несходящимися щёчками имеются выступы-шипы?
Задача 10. Удаление третьего большого коренного зуба верхней челюсти производят:
Ситуационные задачи Учебные 1. Удалите корень 38 зуба слева на нижней челюсти с ограниченным открыванием рта. Подберите щипцы, объясните их конструкцию. Определите положение больного и врача. Назовите поэтапные действия врача при удалении корня 38 зуба. 2. Необходимо удалить 27 зуб с частично сохранившейся коронкой зуба. Подберите щипцы, объясните их устройство, определите действия врача при поэтапном удалении 27 зуба. 3. Определите положение врача и больного при удалении 37 зуба, с частично сохранившейся коронкой зуба. Подберите щипцы, объясните их устройство и поэтапные действия врача. 4. Для удаления 18 зуба определите правильное положение больного и врача. Назовите щипцы для удаления 18 зуба с разрушенной коронкой. Объясните устройство щипцов, действия врача при поэтапном удалении зуба. 5. Необходимо удалить 15 зуб, с частично сохранившейся коронкой. Подберите инструмент, разъясните, почему Вы подобрали этот вид щипцов. Определите положение врача и больного при поэтапном удалении зуба. Какие движения для успешного удаления необходимо применить врачу при удалении? 6. Удалите корень 34 зуба, подберите щипцы, объясните устройство щипцов, при невозможности удаления корня щипцами, примените элеватор, и объясните методику работы с ним. 7. Для удаления выдвинувшегося 17 зуба подберите щипцы, определите правильное последовательное выполнение всех этапов операции. Определите положение врача и больного. 8. Подберите щипцы для удаления 11 зуба с частично сохранившейся коронкой зуба. Объясните Ваш выбор щипцов, положение больного и врача при удалении 11 зуба. Какие движения Вы примените для вывихивания зуба и его извлечения из лунки? 9. Проведите удаление 38 зуба, который не полностью прорезался. Подберите щипцы. Какой инструмент необходимо применить для отслаивания десны? Усадите правильно больного, определите последовательное выполнение всех этапов операции. 10. Необходимо удалить прорезавшийся в щёку 28 зуб, травмирующий слизистую оболочку. Подберите щипцы. Назовите последовательное выполнение всех этапов операции. Контрольные 1. В 22 зубе произошёл отлом коронки зуба. В периапикальной области наличие резорбции костных структур в связи с неполным пломбированием корневого канала, что приводит к частым обострениям. Врач решил удалить корень. Определите положение пациента и врача, выберите инструменты, необходимые для операции удаления корня. Назовите движения, применяемые щипцами. 2. Укажите положение врача и пациента при удалении третьего моляра нижней челюсти справа. Подберите щипцы для удаления корней, назовите этапы удаления корней и выведения зуба из лунки. 3. Удалить корни 38 зуба щипцами не удалось. Предложите Ваш вариант дальнейших действий врача, подберите инструмент, назовите этапы работы врача при удалении корней 38 зуба. 4. На приём к врачу в поликлинику обратился ВИЧ-инфицированный пациент с обострением хронического периодонтита 16 зуба. Составьте план действий врача-хирурга в данной ситуации. Назовите инструменты для удаления 16 зуба и этапы работы. 5. Коронка 47 зуба полуразрушена, лечению не подлежит. В области корня зуба имеется разряжение костной ткани с нечеткими границами. В анамнезе пациента одонтогенная хроническая интоксикация осложненная эндокардитом. Предложите Ваш вариант действий врача, подберите инструмент для операции удаления 47 зуба, укажите положение врача и пациента во время операции, движения щипцов и выведение зуба из лунки. 6. Удалите 32 зуб, усадите больного, выберите наиболее удобное положение врача по отношению к больному. Подберите щипцы для удаления корня 32 зуба, определите движения щипцов, этапы операции и выведение корня из лунки. 7. Для удаления 24 зуба, с частично сохранившейся коронкой, с генерализацией воспалительного процесса обратился больной с нарушением психического состояния. Предложите варианты действий врача хирургического кабинета поликлиники. Подберите щипцы для удаления 24 зуба, расположение врача и больного. Какие движения необходимо применить поэтапно для удаления 24 зуба? 8. У больного перелом нижней челюсти. В линии перелома находится 35 зуб, полностью интактный. Нужно ли его удалять и почему? Подберите инструмент для его удаления. Предложите Ваш вариант положения больного и врача при удалении 35 зуба, назовите этапы удаления. 9. У больного подчелюстная флегмона от 36 зуба, коронка сохранена. Определите необходимость удаления 36 зуба. В случае удаления 36 зуба подберите инструмент, расскажите его устройство, проведите этапы операции удаления зуба. 10. В хирургический кабинет обратилась больная с наличием сверхкомплектного 23 зуба. Ортодонтическому лечению не подлежит. В случае удаления подберите щипцы, укажите этапы удаления 23 сверхкомплектного зуба. Обработка раны после удаления. Тестовый контроль знаний 1. Какими инструментами проводят первый этап операции удаления зуба? а) экскаватором; б) элеватором; в) гладилкой; г) зондом. 2. Для подготовки операционного поля применяют полоскание: а) 0,12% раствором хлоргексидина; б) 70% спиртом; в) 3% перекисью водорода; г) 5% спиртовым раствором йода. 3. Обработку рук перед операцией хирург проводит: а) 3% перекисью водорода; б) 3% раствором йода; в) 70% этиловым спиртом; г) дистиллированной водой. 4. Какие ингредиенты входят в раствор «первомур» для обработки рук хирурга при сложных операциях? а) 30% перекись водорода, 85% муравьиная кислота и вода; б) 30% раствор хлоргексидина, 70% этиловый спирт и вода; в) 0,4% раствор эмидрила, 3% перекись водорода и вода; г) 5% раствор йода, 3% раствор перекиси водорода и вода. 5. При сложных операциях удаления зуба кожу лица больного обрабатывают: а) 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина биглюконата; б) 5% раствором перекиси водорода; в) 5% раствором йода; г) рабочим раствором «С-4». 6. При операции удаления зуба щёчки щипцов продвигают: а) до апекса; б) до шейки зуба; в) до Ѕ длины коронки зуба; г) до Ѕ длины корня зуба. 7. Люксацию при операции удаления зуба проводят: а) в передне-заднем направлении; б) наружу и внутрь; в) наружу и кзади; г) внутрь и вперёд. 8. Ротация при удалении зуба осуществляется: а) на 20-250; б) на 500; в) на 700; г) на 1800. 9. Извлечение зуба из лунки (тракцию) проводят на верхней челюсти: а) вниз; б) наружу и вверх; в) наружу и вниз; г) внутрь и вниз. 10. Успех операции удаления зуба зависит: а) от физической силы врача; б) от правильного и последовательного выполнения всех этапов операции; в) от режима температуры в кабинете; г) от длительности полоскания полости рта антисептиком.
Домашнее задание: а) показания и противопоказания к удалению зуба; б) этапы удаления зуба; в) способы держания щипцов. Литература Основная 1. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст] : учеб. для студ. вузов / под ред. Н. Н. Аболмасова, А. И. Николаева . - М. : МЕДпресс-информ, 2015. - 784 с. (220 экз.) 2. Пропедевтика стоматологических заболеваний [Текст] : в 4-х ч. : практ. рук. / С. Н. Гаража, Н. Н. Гаража, Я. Н. Гарус [и др.] ; под общ. ред. С. Н. Гаражи, Н. Н. Гаражи. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ.- 2013. – 360 с. (60 экз.). 3. Пропедевтическая стоматология [Текст] : учеб. / под ред Э. А.Базикяна. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 766 с.(195 экз.). Дополнительная
1. Болезни зубов и полости рта[Текст] : учеб. для сузов / И. М.Макеева, С. Т. Сохов, М. Я. Алимова[и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 248 с. (1 экз.). 2. Передовые технологии в оперативной стоматологии. Современная клиническая практика [Текст] / под ред. Ж.-Ф. Руле, Н. Уилсона, М. Фуцци ; пер. с англ. А. Суркина, А. Островского. - М. : Квинтэссенция, 2012. - 256 с. (3 экз.) 3. Фантомный курс терапевтической стоматологии [Текст] : учеб. / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2013. - 432 с.(3экз.). 4. Физикальное исследование в стоматологической практике[Текст] / Г. Т. Терезхальми, М. А. Хубер, Э. К. Джонс ; пер. с англ. М. В. Мешкова ; под ред. Л. Ю. Ореховой. - М. : Изд-во Панфилова, 2013. - 249 с.(1экз.).
Клиническое практическое занятие 2 Тема. Операция удаления зубов и корней на верхней челюсти.
Цель. Изучить, знать и уметь проводить операцию удаления зубов и корней на верхней челюсти и инструментарий, необходимый для выполнения операции удаления различных групп зубов на верхней челюсти.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Фантомный и хирургический кабинеты.
Обеспечение Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, набор щипцов для работы на верхней челюсти, элеваторы, набор стоматологического иструментария, шприцы, стерилизаторы. Учебные пособия: фантомы головы и челюсти с искусственными и естественными зубами, стенды, муляжи, анестетики, маски, перчатки, очки для врача, слайды, видеофильм, таблицы, методические пособия. Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для данного занятия: анатомия и гистология зубов (кафедра нормальной анатомии человека, гистологии и пропедевтики стоматологических заболеваний). Оснащение стоматологического хирургического кабинета, техническая безопасность и эргономика в стоматологии, асептика и антисептика, обезболивание больного, местное обезболивание (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний). Лекарственные препараты, применяемые для операции удаления зуба (кафедра фармакологии). План занятия 1. Проверка домашнего задания. 2. Теоретическая часть. Инструменты для удаления зубов на верхней челюсти. Техника удаления зубов с сохраненной коронкой разрушенных зубов на верхней челюсти. Заживление раны после удаления зубов и уход за ней. Положение больного и врача. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач. 3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем на пациентах операции удаления зубов и корней на верхней челюсти. 4. Лабораторная часть. Демонстрация преподавателем инструментария для удаления зубов и корней на верхней челюсти, на фантомах методов удаления различных групп зубов, положение больного и врача. 5. Самостоятельная работа. Выполнение студентами на фантомах операции удаления зубов на верхней челюсти. 6. Разбор самостоятельной работы студентов. Оценка выполненной работы. 7. Решение контрольных ситуационных задач. 8. Тестовый контроль знаний. 9. Задание на следующее занятие.
Аннотация Методика удаления каждого из зубов имеет свои особенности. Она зависит от формы, количества и расположения корней, толщины и плотности кости вокруг корня зуба, а также от вида инструмента. У щипцов для удаления зубов верхней челюсти продольная ось щечек и ось ручек совпадают или параллельны, или образуют тупой угол. Щипцы для удаления зубов с сохранившейся коронкой при смыкании не сходятся, для удаления корней – сходятся. Удаление центрального резца, бокового резца и клыка верхней челюсти производят щипцами, имеющими прямую форму – прямыми щипцами. Продольные оси щечек и ручек находятся у них в одной плоскости и совпадают. Обе щечки одинаковой формы с внутренней стороны имеют углубления, концы округлены. Центральные и боковые резцы имеют один конусовидной формы и округленных очертаний корень. Корень бокового резца слегка сдавлен с боков. Наружняя стенка лунки в области этих зубов тоньше, чем внутренняя. Для удаления резцов врач должен стоять справа и впереди больного. При удалении бокового резца с левой стороны больной должен слегка повернуть голову вправо. Врач вторым пальцем левой руки отодвигает верхнюю губу больного и помещает его с наружной стороны в области альвеолы удаляемого зуба, а первым пальцем охватывает альвеолу с небной стороны. Центральный резец удаляют прямыми щипцами с широкими щечками, а боковые – такими же щипцами, но с более узкими щечками. Иногда не удается вывихнуть эти зубы из лунки ротационными движениями, тогда прибегают к раскачиванию в губную и небную стороны. В области клыка обе стенки альвеолы значительно толще, чем у резцов. Клык удаляется прямыми щипцами с широкими щечками. При удалении сочетают раскачивание в губную и небную стороны с вращением вокруг продольной оси зуба. Первое вывихивающее движение делают к наружной стенке альвеолы, после чего – вращение. Последовательно проводят вращение и раскачивание, после чего зуб выводят вниз и кнаружи. Удаление малых коренных зубов верхней челюсти проводят щипцами, имеющими S-образный изгиб. Щечки у них расположены под тупым углом к ручкам. Такая форма щипцов позволяет правильно наложить их на зуб и при его удалении избежать препятствия со стороны нижней челюсти. Щечки у них устроены так же как у прямых щипцов. Корни этих зубов сдавлены в передне-заднем направлении. Корень первого малого коренного зуба в 50% случаев полностью ращеплен на 2 тонких корня, небный корень его располагается глубоко в кости. Наружняя стенка альвеолы этих зубов тоньше, чем внутренняя. Корень второго малого коренного зуба сплющен, на боковых поверхностях имеет продольные желобки. Во время удаления туловище больного наклонено кзади, голова запрокинута. Удаление правых малых коренных зубов удобнее проводить, когда голова больного повернута влево, а при удалении левого – вправо. I пальцем левой руки (при удалении справа) или II пальцем той же руки (при удалении слева) врач оттягивает верхнюю губу и угол рта кнаружи. Соответственно II или I палец он помещает со стороны неба, фиксируя альвеолярный отросток с вестибулярной и небной стороны. Малые коренные зубы удаляют путем раскачивания в вестибулярную и небную стороны, первое из движений – наружу. Движения должны быть плавными, т.к. при резких движениях произойдет перелом тонких его корней. Извлекают эти зубы из лунки вниз и кнаружи.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |