Особенности личностно-профессионального развития руководителя
Субъектом управленческой деятельности является руководитель, который включен одновременно в различные сферы деятельности (профессиональную, организационную, управленческую, общественную). В условиях современных реалий перед руководителем стоит одна из сложных задач, а именно качественное и эффективное использование потенциала каждого работника, его возможность выступать в роли активного субъекта хозяйственной деятельности. В мировой практике все чаще отмечают тот факт, что успешный руководитель должен обладать всеми навыками лидера, способным оказывать влияние на мнения, позиции и исполнительскую деятельность работников. Ученые с мировым именем отмечают, что эффективная деятельность «руководителя-лидера» - возможна при условии наличия следующих профессиональных умений и способностей: – способность управлять собой; – разумные личные ценности; – ясные личные цели; – стремление к личному росту; – умение решать проблемы; – изобретательность и творческий подход; – высокая способность влиять на окружающих; – знание науки управления; – умение руководить; – умение обучать и развивать подчиненных способность; – формировать и развивать эффективные рабочие группы. Структура личного потенциала руководителя состоит из трех основных элементов: психофизиологического, трудового и творческого потенциалов. Психофизиологический потенциал руководителя определяется психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат прирожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут дать развитие в способностях лица (общие, специальные, практические). Одной из важных практических возможностей человека есть работоспособность (или трудолюбие) - это психофизическая способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервнопсихическая стойкость, темп производственной деятельности, утомляемость человека. Однако процесс формирования трудолюбия у человека более связан с действием социальных механизмов, такими как процесс усвоения социального опыта и воспитание (социализация). Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий: - здоровье; - рациональное питание; - возраста человека; - величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система); - профессиональная подготовленность и опыт; - мотивация и т.д. Трудовой потенциал руководителя является совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания приобретаются на стадии обучения в специализированных учебных заведениях (технический лицей, колледж, ВУЗ и др.), в свою очередь на базе полученных знаний формируются профессиональные умения и навыки, которые накапливаются в процессе трудовой деятельности. Основу творческого потенциала работника составляют креативные способности, под ними понимают: - способность генерировать необычные идеи; - отклоняться от традиционных схем мышления; - быстро разрешать проблемные ситуации. Рассматривая основные элементы личностного потенциала, следует отдельно выделить, один из важнейших навыков эффективного руководителя - умение принимать решение. Принятие решения - это сложный умственный процесс, который допускает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации этой цели. К сожалению, зачастую этот процесс протекает стихийно, под воздействием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает так трудно. Для руководителя в структуре личного потенциала, в условиях стремительного научно-технического и технологического процесса, необходимо выделить стремление к расширению своих потенций (знаний) за счет максимального использования имеющихся задатков путем превращения в профессиональные возможности. Профессиональная деятельность личности человека, в нашем случае руководителя, не только связана с созданием материальных благ, но и дает возможность личности самореализоваться через профессиональную деятельность. Это в свою очередь означает, что личностный потенциал человека раскрывается в профессиональной деятельности через личностно-профессиональный потенциал как часть личностного. Личностно-профессиональный потенциал, обеспечивающий прогрессивное развитие личности в процессе профессиональной деятельности, рассматривается в качестве основы становления профессионализма личности. Личностно-профессиональный потенциал руководителя – это совокупность внутренних личных (индивидуальных) и профессиональных ресурсов, возможность развития и трансформации личности под влиянием внешних инновационных факторов. Учитывая все ваше перечисленное можно сформировать основные личностно-профессиональные качества эффективного руководителя, а именно: 1. Проводит анализ и учитывает внешние и внутренние факторы. 2. Разрабатывает принципы деятельности для себя и своих подчиненных. 3. Учитывает требования ситуации и времени. 4. Делегирует полномочия, проводя при этом всевозможные тренинги. 5. Дает возможность подчиненным работать креативно. 6. Поощряет подчиненных в достижении личных целей. 7. При принятии решения отличает главное от второстепенного. 8. Стремиться к самосовершенствованию. 9. Совершенствует деятельность предприятия, путем инноваций. 10. Не боится риска и ответственности. Формирование организационных структур, координация их действий и умелое управление является основной задачей руководителя на предприятии. Управление людьми процесс сложный и ответственный, именно от умений и навыков руководителя, его личностно-профессионального потенциала зависит эффективная работа в системе управления. Качества присущие эффективному руководителю даны не только от рождения, но многие из них приобретаются в процессе профессиональной деятельности, поэтому необходима серьезная морально-психологическая перестройка руководителя и настройка его на использование новых интенсивных методов управления. При этом вполне правомерна постановка задачи развития личностнопрофессионального потенциала руководителя как фактора, определяющего эффективность работы в системе управления, способность влиять на ход событий.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |