Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы и правила мозгового штурма



2019-08-13 306 Обсуждений (0)
Этапы и правила мозгового штурма 0.00 из 5.00 0 оценок




Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма[1].

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи[1].

Возникает своеобразный психологический настрой на генерацию новых идей, коллективное творчество заставляет каждого участника мыслить гораздо интенсивнее, чем в одиночку. Результат группы оказывается больше, чем сумма результатов ее участников. Такой психологический настрой возникает только при соблюдении некоторых условий: группа должна быть не очень большой и не стишком маленькой, оптимальный состав 6–8 человек; участники группы должны иметь примерно одинаковый уровень подготовленности и образования; в составе группы не должно быть начальника или неформального лидера и т.д.

Эффект генерации новых идей (интенсивной) возникает вскоре после начала работы группы и продолжается в пределах часа. Все высказанные идеи фиксируются, после чего начинается второй этап – их анализ и критика. Этот этап напоминает предыдущий с той разницей, что группе дается задание раскритиковать все идеи, высказанные на первом этапе. Допускаются любые возражения, пусть даже несущественные или легко опровергаемые, можно только их развивать или выдвигать новые, но нельзя спорить и доказывать справедливость рассматриваемой идеи. Те предложения и идеи, которые выявлены в результате мозговой атаки, оказываются, как правило, наиболее плодотворными, результативными.

Необходимо подчеркнуть, что процесс принятия решения представляет собой отдельную стадию волевого действия, реализуемого в рамках сложного волевого акта. При этом нужно учитывать, что волевые процессы всегда усложняются за счет действия эмоциональных факторов.

22.Психологические факторы, способствующие и препятствующие принятию эффективных решений.

Мышление руководителя — это, прежде всего, практическое мышление; данный вид наиболее специфичен содержанию и условиям управленческой деятельности. В этом проявляется общая закономерность психологии управленческой деятельности. Задачи для практического мышления ставит не теория, не существующие в ней известные, но нерешенные проблемы (как для теоретического мышления), а сама практическая деятельность.

Существует ряд психологических факторов, препятствующих или способствующих успеху творческого мышления, выходящих за рамки решения задач управления.

Когда задача сформулирована и накоплены для ее решения необходимые знания, начинается интенсивный мыслительный процесс. Для серьезных проблем, которые не удается решить сразу, концентрированные усилия выполнения должны обязательно чередоваться с расслаблением, полным отвлечением от них. Такая передышка может быть заполнена чем угодно: физической нагрузкой, сном, ничегонеделанием, решением не менее трудной, но обязательно совершенно иной по смыслу и методам решения задачи. Важно, что сознание полностью отключается, начисто забывает о ней. Предполагается, что во время этих перерывов в подсознательной области зреет решение. Может быть, поэтому после отдыха мысль работает острее, чем раньше, открываются новые аспекты задачи и возможности ее решения. Во всяком случае, без такой периодической смены этапов интенсивного мышления и отключения трудно добиться успеха, т.к. мысль работает все медленнее, полностью перестает генерировать новые варианты, повторяя одно и то же.

Одним из главных препятствий на пути получения нового решения является психологическая инерция. Она заключается в том, что у человека, когда он знакомится с условиями задачи, возникает некоторая модель, образ задачи, мысленные условия, не совпадающие с фактической задачей и ее условиями. Это происходит потому, что формулировка задачи построена так, что вызывает в памяти некоторый стереотип, знакомый образ, от которого уже трудно отказаться. Иногда формулировка задачи просто настраивает человека на определенный мыслительный процесс, и он уже не может перестроиться.

Психологическая инерция усиливается при ряде обстоятельств: нетерпении, опасности, в состоянии напряжения, при волнении.

Преодолеть психологическую инерцию можно довольно просто: надо помнить, что она существует, что мы ей подвержены. Решив задачу или думая, что она решена, надо сопоставить решение с условием – действительно ли в условии задачи содержатся те ограничения, которые мы старались выполнить в процессе решения проверить, нет ли принципиально иных подходов к ее решению.

Найти новый эффективный метод, новое решение помогает так называемая инверсия. Она заключается в том, что известное решение какой-либо проблемы надо попытаться изменить на прямо противоположное. Не один век баржи тянули бурлаки, затем мощные буксиры. Между тем оказалось, что гораздо эффективнее их толкать, жестко закрепив буксир сзади баржи.

В настоящее время к управленческой деятельности выдвигаются совершенно новые требования. управленцы переходят в совершенно новое качество – становятся информационными центрами. Их оснащение становится более сложным, наряду с традиционными книгами в помощь труда приходят автоматизированные системы. Нельзя не заметить, пользователи предъявляют всё новые требования к управленцу. Рыночные условия качественно усложнили управленческую деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала управленца, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации. Становятся все более высокими требования к уровню профессионального образования специалиста, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция. Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональной деятельности в условиях отсутствия специализированных методик, определенных норм и шаблонов, когда нет четких и ясных указаний. Особую роль в обновлении , повышении ее конкурентоспособности должны сыграть менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза, воздействующих на управленца факторов, мобильность в освоении новых технологий.


23. Приемы аттракции, используемые в процессе управленческого общения.

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.

В процессе общения люди используют психологические приемы формирования аттракции, которые, как правило, скрыты от собеседника. Но если эти приемы существуют, значит им могут обучиться все, кому это необходимо.

1. Прием "имя собственное". Он основан на произнесении вслух имени (или имени и отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не просто вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое чувство приятного. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия.

Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавить к словам "доброе утро" (психологически более приятное, чем слово "здравствуйте") имя и отчество каждого из них. И вы будете вызывать к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени и отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.

2. Прием "зеркало отношения". Кому вы чаще улыбаетесь - своему другу или недоброжелателю? Конечно - другу. А кто вам чаще улыбается в ответ? Естественно -друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка, уважительное отношение к другому невольно притягивают людей.

Следует заметить, что эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положительные эмоции. Это важно вам, тому, кто будет использовать этот прием.

Если вам трудно улыбаться "по заказу", то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала.

3. Прием "терпеливый слушатель". Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца. И никто не оспаривает эти правила.

"Но" начинается тогда, когда за соблюдение этих правил приходится "платить", а единицей расчета является время. Вот тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям.

Чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к делу. Если вы все-таки выслушаете собеседника, он удовлетворит свои потребности и получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. А поскольку источником этих положительных эмоций явились вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или усиливающейся аттракции.

4. Прием "личная жизнь". У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Время от времени беседуйте со своими коллегами, подчиненными, деловыми партнерами по вопросам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям. К примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит о них. Всем это уже порядком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с ней о них, хотя бы в течение нескольких минут.

Кто в этой ситуации проиграл? Несколько минут потерянного времени па выслушивание ненужной информации - это па одной чаше весов, а на другой - ваш единомышленник.

Заканчивая описание приемов, с помощью которых можно расположить к себе человека, следует сделать несколько общих рекомендаций.

1. Использование этих приемов на практике можно сравнить с лотереей в том смысле, что чем чаще вы их будете применять, тем больше шансов выиграть, достичь цели. Применяя их в процессе общения, вы имеете шанс выиграть (хотя можете и не выиграть). Но проиграть вы точно не сможете.

2. Читая описания этих приемов, вы наверняка ловили себя не мысли, что раньше вы их иногда применяли. Но:

- вы применяли эти правила в сфере личных отношений;

- вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете психологический прием формирования аттракции;

- применяя эти приемы интуитивно, вы не подозревали, что воздействуете на сферу бессознательного, а не на сознание человека;

- многие делали это от случая к случаю, без определенной системы.

Надеемся, что теперь вы будете использовать эти приемы преднамеренно, осознанно и целенаправленно.

Известный экономист А. В. Чаянов писал, что обаяние первоисточника остается в сердцах слушателей на всю жизнь и вечно их согревает, куда бы их судьба ни забросила. Его высказывание - еще одно свидетельство того, как высока цена в психологическом и этическом измерениях личного имиджа.

Ныть приятным в общении может любой. Техника элегантного общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве овладения этим искусством. Делать самого себя - наиболее сложная работа. По и самая интересная.



2019-08-13 306 Обсуждений (0)
Этапы и правила мозгового штурма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы и правила мозгового штурма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)