Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различают общий и индивидуальный стили руководства.



2019-08-13 1380 Обсуждений (0)
Различают общий и индивидуальный стили руководства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению и т.д.

Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.

В зависимости от личных качеств различают три типа руководителей:

1. Автократ.

2. Демократ.

3. Либерал.

Индивидуальный стиль руководства соответственно:

1. Автократический.

2. Демократический.

3. Либеральный.

Автократический (директивный) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Руководитель-автократ единолично решает все вопросы, не советуясь, как правило, с коллективом и ближайшими помощниками; старается участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов, инструкций. Руководители такого стиля обычно не информируют коллектив о действительном состоянии дел на руководимом объекте, не раскрывают перед ним перспектив развития объекта (участка, цеха, предприятия и т.д.), а указывают только ближайшие задачи. При таком стиле руководства снижаются активность, инициатива сотрудников, их ответственность, складывается неблагоприятный психологический климат. Автократический стиль целесообразно применять во вновь созданных или в отстающих коллективах при низком уровне развития сотрудников, при возникновении на производстве критических ситуаций, когда требуется принятие решительных мер.

Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель-демократ действует как координатор управленческих задач, играет активную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе. При выработке и принятии решений он советуется с подчиненными по наиболее сложным и актуальным проблемам, развивает у них самостоятельность, активность и инициативу, доверяет ответственную работу, помогает их профессиональному росту. Руководитель-демократ отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования. В условиях демократического стиля руководства создаются условия для широкого и свободного обмена мнениями по различным вопросам в коллективе и выработки решений на их основе. Дисциплина и порядок держатся на сознательности работника, а не на страхе перед руководителем. В таких коллективах наблюдается общность взглядов, отсутствуют, как правило, конфликтные ситуации, высок престиж руководителя. Однако когда обстановка требует немедленного директивного вмешательства, демократический стиль неприменим.

Либеральный (разрешительный) стиль руководства характеризуется тем, что руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами и предоставляет работникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Либеральный стиль руководства дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Этот стиль может применяться в виде индивидуального подхода к работнику. Наиболее успешно руководитель-либерал управляет коллективом еще и тогда, когда в нем имеются энергичные и знающие помощники, которые могут взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации. Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата.

Однако тот руководитель-либерал, которым руководят подчиненные, слывет у них «хорошим человеком», но это продолжается до тех пор, пока не возникает конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения, либеральный стиль переходит в попустительство, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.

28. Стиль руководства и качество управления

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему, стиле.

Во все времена стилю придавалось исключительное значение в человеческом общении, в том числе и в реализации функции управления. Честерфильд говорил, что «стиль – одежда мысли», а Бюффон утверждал даже, что «стиль – это сам человек». Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля работы, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций, а тем самым и стоящих перед системой задач.

Следовательно, стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

В стиле руководства выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также с коллегами и вышестоящими руководителями.

Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частном повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами высоко ценится. По их заверению, наилучший тип руководителя – динамический, а умение руководить – умение менять стиль руководства.

На практике подчас недооценивают стиль руководства. Между тем множество фактов свидетельствует о колоссальном потенциале, заложенном в стиле руководства, способном преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.

Стиль руководителя впитывает в себя объективные и субъективные слагаемые. Объективными слагаемыми считаются:

§ закономерности управления

§ специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности

§ единые требования, предъявляемые к руководителям

§ социально-психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.)

§ уровень иерархии управления

§ способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями

Вместе с тем всякая управленческая деятельность, так или иначе, субъективно окрашена, ибо сначала она мысленно «проигрывается» руководителем, который из массы возможных способов целенаправленного воздействия на подчиненных выбирает в каждой конкретной ситуации наиболее целесообразные. Личные качества руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом, что проявляется в стиле руководства. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.

В стиле руководителя проявляются его личные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей возглавляемого им коллектива. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются – непосредственно или опосредованно – на степени удовлетворенности трудов и мотивов поведения подчиненных, характере их межличностных отношений. Следовательно, субъективные составляющие стиля обусловливаются чертами личности руководителя, прежде всего спецификой психического склада характера.

В деятельности руководителя субъективные и объективные компоненты его стиля переплетены настолько плотно, что не всегда возможно их вычленение. Если в стиле четко не просматривается его объективная основа, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности руководимой им организации.

То обстоятельство, что стиль при всей его индивидуальности имеет объективную основу, подтверждается и тем, что он во многом формируется в зависимости от особенностей той или иной системы, характера выполняемых аппаратом управления функций. Например, не могут не различаться стили руководителей хозяйственной системы, школы и исполкома, коллективов, где преобладают люди старшего или молодого возраста; высококвалифицированные и не столь подготовленные работники, мужчины или женщины и т.д. Значит, можно говорить о стиле работы безотносительно к тому, кто является его конкретным носителем, но в этом случае могут быть высказаны лишь общие соображения. Разговор становится предметным только после того, как названо должностное лицо, о котором идет речь.

Исходя из сказанного, формулируются основные факторы, определяющие стиль руководства. К ним могут быть отнесены:

§ требования, предъявляемые к компетентности, деловитости, ответственности, личным качествам, нравственности, характеру, темпераменту и пр.

§ специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя

§ окружающая производственная среда – формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.д.

§ особенности руководимого коллектива – его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций

Стиль работы представляет собой социальное явление, так как, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он нередко в решающей степени предопределяет результаты деятельности системы.

Стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения его подчиненных. Он определенным образом оценивается и воспринимается ими. Многие подражают своему руководителю, стремятся его копировать. Поэтому стиль работы подчиненных аттестует их руководителя, пожалуй, столь же убедительно, как поведение детей – их родителей.

Итак, сообразуясь с объективно существующими обстоятельствами и опираясь на свои личные качества, каждый руководитель вырабатывает собственный стиль работы.

29. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса

Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. При стрессе выделяется гормон адреналина, который учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови.

Другими словами, кроме специфического эффекта (горе, радость), все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществлять приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. На первый взгляд трудно найти «общий знаменатель» для человека, стола и дерева, но все они обладают весом.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и др. факторы.

Многие из людей попадали в стрессовую ситуацию. Например, самая распространенная и хорошо известная – до экзамена осталось сорок минут, а еще десять своих вопросов вы вообще не успели просмотреть.

Или, допустим, вы собрались провести рядовое еженедельное оперативное совещание, на которое и вопросов то важных не набралось, да и подготовиться вы не успели, но не хотите нарушить традицию. Совещание начали – вдруг просит разрешения«поприсутствовать» очень высокий чин. И вот он уже в дверях.

В стрессовой ситуации люди ведут себя по-разному:

§ Одни оживляются, суетятся, за все хватаются и поступают довольно бестолково.

§ Другие внутренне подтягиваются, собираются, действуют стремительно и точно, лучше, чем в спокойном состоянии.

§ Третьи просто не замечают стрессовой ситуации и, что бы ни происходило, ведут себя как ни в чем не бывало.

§ У четвертых руки и ноги становятся ватными, они ничего не понимают, только кивают в ответ на чужие предложения и бездействуют.

Избегать стрессовых реакций невозможно. Если у вас не будет стрессов – вы мертвы. Стресс не только необходим – он пряная приправа жизни. Без него жизни не существует. Крестьяне, напряженно работающие во время уборки урожая; администратор, принимающий трудное решение; спортсмен, стремящийся к победе, – все они испытывают стресс. Стресс не есть привилегия одного лишь человека. Например, известно, что курица, высидевшая гусиные яйца, испытывает стресс, когда ее птенцы входят в пруд и плывут, а она не может пойти за ними в воду.

Существует большое разнообразие стрессов. Каждый человек переживает это состояние.

Каждый из нас реагирует на стресс в зависимости от генетической предрасположенности, климата, даже степени загрязненности воздуха, которым мы дышим. Например, установлено, что северные жители и жители тропиков по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию. У одного человека может возникнуть гипертония, у другого – язва желудка, у третьего головная боль или нервное расстройство; у каждого человека свой индивидуальный реактивный стереотип.

Механизм стресса однотипен, он может быть вызван самыми различными ситуациями. Страх первобытного охотника перед хищником вызывал такую же стрессовую реакцию, как и страх современного служащего перед грозным начальником.

Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем.

Термин «стресс» следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс – «плохой» и эустресс – «хороший».

При любом воздействии на организм может возникнуть одна из двух реакций: активная (борьба) или пассивная (бегство или примирение).

Психическое напряжение, срывы, чувство опасности и бесцельность являются наиболее разрушительными стрессами. Именно эти факторы чаще всего обусловливают возникновение физиологических расстройств, которые выражаются в мигренях, язвах желудка, сердечных приступах, гипертонии, психических заболеваниях, беспросветной тоске и самоубийствах.

Для того чтобы избежать срывов, неудач, унижения от поражений, дистрессов, надо знать свои силы, не замахиваться слишком высоко и не пытаться разрешать задачи, которые выше наших возможностей. У каждого из нас свои пределы.

В экстремальных условиях возникает психическая напряженность, которая приводит к нарушению психических процессов восприятия, мышления, памяти, а на их основе – принятия решения и выполнения необходимых действий. Мыслительные процессы возникают по типу затруднения решить внезапно возникшие задачи, т.е. «блокада» мышления. Нарушения в восприятии проявляются в сужении объема восприятия и его ошибках, «пустых фиксациях» (смотрит и не видит). Со стороны памяти – в забывании инструкций, даже самых простых.

Выделяют следующие виды психической напряженности:

§ перцептивную, возникающую в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации

§ интеллектуальную – при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации

§ эмоциональную – при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность

§ волевую – при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией

§ мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасностей и риска

Понятия «стресс» и «психическая напряженность» употребляются как синонимы при характеристике психической деятельности человека в сложных условиях.

Человек обнаружил, что его реакции на продолжительное и непредвиденное суровое испытание – плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи – протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии. Он не знал, что это трехфазная реакция – общий закон поведения живых существ, столкнувшихся с изнуряющей задачей, которую Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС).

ОАС – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии.

Первая – «стадия тревоги» – продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии ОАС – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна.

Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистрессом.

Стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть.

В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой. Всякое заболевание вызывает какую-то степень стресса, поскольку предъявляет организму требования к адаптации.

За последние годы ученые и врачи осознали, как тяжело бремя стресса для общественного благосостояния. По данным американских ученых, 2/3 посещений поликлиник вызваны симптомами, в основе которых – стресс.

Более 1/4 случаев временной нетрудоспособности приходится на долю стресса.

Хотя точные данные получить трудно, многие американские специалисты полагают, что уже сегодня стресс обходится экономике США в целом 150 миллиардов долларов в год.

Одним из наиболее опасных стресс-факторов на сегодняшний день является загрязнение воздуха. Напомним, что человек может прожить без пищи 35-40 дней, без воды 4-5 дней, без воздуха – 5 минут.

Даже при первых признаках развития стресса – повышенной раздражительности и утомляемости, неуверенности в себе, плохом настроении, поверхностном сне или бессоннице, если вовремя не провести стрессотерапию, можно обнаружить вегетативные изменения, гипертонию, другие соматические дисфункции. Это, конечно, еще не болезнь в обыденном понимании, а лишь функциональные, легко обратимые нарушения.

Известно, что если в каком-либо коллективе процент лиц, находящихся в стрессовом состоянии, превышает 10, значит, социально-психологический климат в нем неблагополучен, и нужно срочно принимать меры.

30. Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

· Беспричинная тревога;

· Ощущение внутреннего напряжения;

· Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;

· Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;

· Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;

· Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;

· Периоды тоскливого настроения;

· Угнетенное, подавленное состояние;

· Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;

· Невозможность получить удовольствие от приятных событий;

· Постоянное чувство неудовлетворенности;

· Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;

· Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;

· Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;

· Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;

· Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;

· Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;

· Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;

· Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

 

Конец формы

 

31. Основные причины возникновения стресса на работе.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Ниже рассматриваются причины, вызванные неверной организацией работы.



2019-08-13 1380 Обсуждений (0)
Различают общий и индивидуальный стили руководства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Различают общий и индивидуальный стили руководства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)