Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая компетентность государственных служащих в структуре профессиональной компетентности



2019-08-13 940 Обсуждений (0)
Психологическая компетентность государственных служащих в структуре профессиональной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Высокий уровень профессионализма государственных служащих является за-"логом и одним из условий успешных решений актуальных социальных проблем. Но как определить степень эффективности государственного служащего? Специфическая особенность деятельности госслужащих заключается в том, что, во-первых, чрезвычайно трудно проследить влияние результатов труда государственных чиновников на социальные процессы, так как они могут быть отсрочены на достаточно длительное время, а во-вторых, их зачастую невозможно измерить. Отсюда - оценка деятельности государственного чиновника через расплывчатые критерии оценки результатов его труда не может быть объективной, а материальное поощрение не всегда соответствует вложенному труду, что тоже не может служить показателем степени эффективности деятельности.

Управленческие решения, которые формулируют и принимают государственные служащие в ранге руководителей, являются задачами с определенной степенью неопределенности. Это объясняется тем, что эффект управленческого решения может наступить как завтра, так и через несколько лет, а следующая задача требует своего решения уже сегодня. Управленческая деятельность только тогда может считаться эффективной, если она в результате принятых и реализованных решений приводит к позитивному изменению общественных процессов.

Известно, что социально-психологические качества и личностные свойства любого уровня управленца, работающего в сфере государственного управления, отражают психические состояния, нравственные устои и степень соответствия потребностей данного человека актуальным проблемам государства. Вот почему теоретико-практическое изучение социально-психологических и моральных качеств государственных чиновников, принимающих решение, является предельно актуальным и определяющим в судьбе любого государства.

Чрезвычайно актуальным на сегодняшний день является также поиск новых современных подходов к определению эффективности деятельности управленцев, к прогнозированию деятельности как действующих, так и вновь принимаемых на работу специалистов в области управления. Решение этих задач позволит в свою очередь оптимизировать учебный процесс в высших учеб-ных учреждениях, готовящих будущих государственных чиновников. Любая система социального управления предполагает субьектнобъектные отношения, которые и являются внутренним источником ее становления и развития. Однажды сложившись, эта система не может оставаться в неизменном виде ввиду постоянно изменяющихся условий внутренней и внешней среды.

Социум объединяется в таковой в результате осознания его членами необходимости совместного существования. Однако очевидно, что эта необходимость резко ограничивает стремление отдельного человека к реализации собственных индивидуальных целей, непосредственным образом приводящих к возможности самореализации. Причем сами индивидуальные цели и потребности чиновников могут как совпадать, так и не совпадать с социально значимыми. Если индивид адекватным образом осознает возможные противоречия между общественными и личными целями, то он начинает воспринимать общее благо как одно из главных условий получения возможности собственной реализации. Иными словами, ему становится выгодно следовать идеям и нормам общего блага, ибо это есть кратчайший путь и условие достижения собственного блага.

Чтобы идеи общего блага реализовывались, социум должен быть управляемым. Само управление в обществе предполагает наличие определенных социальных функций и регулирующей их соотношение статусной иерархии.

Любые отношения в социальном управлении учитывают статусную составляющую, когда одна из сторон выступает в качестве субъекта, а другая - как объект социального управления. Главное отличие между ними заключается в их функциональных возможностях и обязанностях, а именно: государственные чиновники получают автоматическое право принимать различного рода управленческие решения, другая же сторона выступает в роли объекта социального управления, призванного решать поставленные задачи во имя достижения социальных целей.

Какое же поведение чиновничьего аппарата и принимаемые им решения будут восприниматься гражданами как адекватные достижению общего блага- По всей видимости, то, которое соответствует принципу справедливости и потребности людей в совместном существовании. Смысл этого сосуществования выражается в сохранении возможности участия каждого в реализации общего блага.

Однако в силу статусной изоляции и появившейся в результате этого возможности информационного манипулирования, принцип социальной справедливости был нарушен для тех, кто лишен права на управленческие решения. А поскольку это нарушение справедливости скрыть не представляется возможным, часть общества, которая подвергается информационному манипулированию, отказывается добровольно самоограничивать себя во имя достижения всеобщего блага, считая, что власть руководящих обогащается за их счет. Управляемые отказываются принимать нормы поведения управляющих, в связи, с чем назревает внутренняя напряженность, грозящая подчас перерасти в социальные конфликты. Стремясь сохранить социальную стабильность, властные структуры путем использования идеологических выкладок пытаются представить существующий порядок как вполне справедливый и оправданный. Для этого они привлекают ученых, философов, гуманитариев различных научных направлений (из числа авторитетных), чьи учения доказывают правомерность и справедливость существующего порядка. Результатом такой деятельности является появление государственной идеологи, которая создает теоретическое обоснование социальной справедливости. Следует особо отметить, что цель появления такого рода идеологических учений - сохранение устойчивости социума в условиях его внутренней напряженности.

Одной из таких идеологообразующих теорий стал экзистенциализм как философия субстанционального НИЧТО. Суть этого НИЧТО для современного западного человека заключается в отсутствии каких-либо внутренних детермин(ант, дающих индивиду право на полноту реализации свободы воли, свободы выбора и, главное, свободы ответственности за свои поступки. Да, социум предлагает всем право на самореализацию, или, как утверждал Маркузе, - стал одномерным, но если индивид сделал неправильный выбор и не добился удачи, то виноват в этом сам индивид, а не социальная организация в лице тех, кто использует его возможности, так как он сам предоставил право социальной организации управлять им. Иными словами, делай правильный выбор и ты будешь вознагражден, а если нет, то вини себя самого, так как общество равных возможностей предоставило тебе все права для твоего счастья, правда, скрыло информацию для принятия правильного решения.

По большому счету власть хочет добиться от членов социума удовлетворяющего ее поведения, т. е. в должной мере добровольного исполнения предлагаемого им закона, по сути отражающего интересы власти, обозначаемые как интересы государства. А чтобы это было возможным, необходимо знать, от чего зависит желаемое поведение, какие условия нужно создать, чтобы сформировалось такое поведение. Эту задачу призваны решать гуманитарные науки. Так, социология изучает законы функционирования социума, его структуру, выявляет социальные доминанты, формирует оптимальный набор социальных функций управления, то есть все то, что должно быть целью деятельности (поведения) управляемых. Педагогика, в свою очередь, призвана научить навыкам социального поведения. Область интересов психологи -субъективный механизм формирования факторов личностного поведения, как-то: мотив, мотивация, цель, поведение, являющих собой динамическое единство индивидуальных особенностей и условий социального сосуществования. Выявление этих механизмов предполагает получение вероятностного прогноза поведения индивидов в различных жизненных ситуациях, а также возможностей влиять на формирование желательного поведения.

Любая профессия имеет субъективно переживаемые маркеры, влияющие на эффективность профессиональной деятельности. Административная деятельность чиновника, которую можно рассматривать через оценку его организаторских способностей, умение подчинять и вести за собой людей, принимать самостоятельные и ответственные решения, выстраивать адекватные иерархические отношения ит. п., во многом зависит от личностных установок человека, которые либо соответствуют актуальным потребностям социума, либо являются сугубо индивидуалистичными, эгоистичными, а в некоторых случаях - асоциальными. Вот почему актуальной проблемой сегодняшнего дня является насущная необходимость переориентации каждого чиновника на деятельность, основанную на принципах социальной ответственности перед обществом. Важная роль в решении этой проблемы отводится профессиональной среде, которая может либо способствовать, либо препятствовать процессам профессионально-личностного совершенствования государственных чиновников. Профессиональная идентичность государственных чиновников, соответствующая принципам социальной ответственности перед обществом, удовлетворенность своим трудом и трудом своего профессионального сообщества непосредственным образом влияют на эффективность принимаемых управленческих решений, на профессиональное поведение госслужащих и в целом на имидж данной профессии.

В настоящее время к числу актуальных относится также задача эффективного прогнозирования степени успешности осуществления профессиональной деятельности государственным чиновником. Решение этой задачи возможно с позиции теории социально-психологической адаптации, в которой психологические процессы приспособления человека, обладающего индивидуально выраженными характеристиками, осуществляются в соответствии с его требованиями. Адаптированная личность, как правило, отличается стремлением к самореализации, которое сбалансировано высоким самоконтролем, направленным на соблюдение нормативных требований общества. Деятельность дезадаптированной личности не может быть эффективной в социально-гуманитарном плане, так как актуальные эгоцентрические потребности решаются либо асоциальным путем, либо под влиянием постоянного учета внешних оценок, что лишает человека возможности реализации творческого потенциала. Выявление комплекса социально-психологических особенностей личностей государственных чиновников и особенностей осуществления их деятельности (например, необходимость действовать только в рамках установленных правил и норм поведения, требующих сознательной регуляции поведения) позволяет определить оптимальный баланс между возможностями человека и требованиями профессии.

Еще одним аспектом деятельности государственных служащих, требующим теоретического осмысления и эмпирического изучения, является процесс принятия управленческих решений. В этих решениях отражается вся совокупность возникающих в процессе трудовой деятельности проблем. Принятие решений государственным чиновником в ранге руководителя характеризуется сочетанием групповых интересов и общественных, личных и коллективных. Главным препятствием в принятии эффективных управленческих решений является инерция мышления, неспособность руководителя уйти от рутинно привычного способа решения. Эти психологические ограничения могут корректироваться в рамках специальных обучающих программ в целях решения актуальных производственных задач.

Вышеизложенные проблемы являются актуальными и ждут своего теоретико-эмпирического исследования, так как современные руководители нуждаются в повышении своей профессиональной компетенции, в повышении квалификации, что непосредственным образом отразится как на среднем, так и на высшем уровне принятия государственных управленческих решений.

 

 

9. Cодержание, основные виды и психологические характеристики компетентности

 

В структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек – человек», «человек- группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы», особая роль принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность в самом общем виде состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

- гностического, включающего систему необходимых психологических знаний;

- проектировочного, связанного с процессами прогнозирования и предвосхищения;

- регулятивного или конструктивного, заключающегося в умении оказывать влияние;

- коммуникативного, проявляющегося в эффективном общении.

Существует пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности:

1. Социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляют наблюдательность и проницательность);

2. Социально-психологическая (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека включенного в профессиональную группу, коллектив);

3. Ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

4. Коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения);

5. Психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния).

 

 



2019-08-13 940 Обсуждений (0)
Психологическая компетентность государственных служащих в структуре профессиональной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая компетентность государственных служащих в структуре профессиональной компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)