Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами



2019-08-13 275 Обсуждений (0)
Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 0.00 из 5.00 0 оценок




Аудит основных средств. Цель - выражение мнения о достоверсти отчетности по ОС и соответствие учета ОС законодательству. Независимо от организационной формы собственности аудит основных средств необходимо начинать с ознакомления с учетной политикой предприятия в части организации учета основных средств. Следующий этап аудита основных средств – проверка результатов последней инвентаризации основных средств. Затем следуют: ознакомление с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период и их отражение в учете; проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации, о наличии с ними договоров о полной материальной ответственности; ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами; ознакомлениё с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия; установление обеспеченности бухгалтерии, предприятия действующими нормативными документами. Для детальной проверки операций с основными средствами, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:- оценка сохранности и проверка наличия основных средств;- проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам;- проверка документального оформления и учета основных средств;-проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств;- проверка начисления амортизации в бухгалтерском налоговом учете;- проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога;- анализ и обобщение результатов аудита.

Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения. При принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада.

В ходе проверки учета основных средств необходимо особое внимание уделить проверке операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога. Арендные отношения включают совокупность операций по найму имущества, которые законодательно поделены на текущую аренду и финансовую аренду (лизинг). Текущая аренда состоит в сдаче внаем не используемого арендодателем имущества для удовлетворения временных потребностей арендатора. Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа. Эти особенности и определяют отличия бухгалтерского учета и аудита этих операций. Аудитору необходимо проверить:- правильность отнесения аренды основных средств к текущей или финансовой;- соответствие формы и содержания договоров гражданскому законодательству;- достоверность формирования финансовых результатов от сдачи в аренду; правильность расходов на содержание арендованного имущества. При проверке начисления амортизации основных средств важно установить правильность их отнесения к соответствующей группе амортизационных отчислений. Проверка учета капитальных вложений включает рассмотрение ведения аналитического учета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также отнесение затрат по капитальному строительству и оформление ввода в эксплуатацию основных средств. К типичным ошибкам, выявляемым при аудите основных средств, относятся следующие: аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (форма ОС-6), однако зачастую предприятия считают ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а те предприятия, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов; материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства»; информация о наличии основных средств по данным Главной книги не соответствует информации об их остатках по данным инвентарных карточек, что нередко влечет за собой недоначисление или переначисление амортизации; при покупке основных средств у физических лиц не всегда производится удержание подоходного налога; предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации; не всегда предъявляются санкции к подрядчику за нарушение срока проведения ремонта; остатки ремонтного резерва не присоединяются к прибыли отчетного года.

Аудит нематериальных активов. Цель - выражение мнения о достоверности отчетности по НМА и соответствие учета НМА законодательству Для достижения заданной цели аудиторам необходимо:подтвердить правильность отнесения объекта к нематериальным активам;подтвердить достоверность оценки затрат на приобретение или создание нематериальных активов;оценить соответствие бухгалтерской финансовой отчетности данным синтетического и аналитического учета;проверить полноту и своевременность отражения, а так же документальное оформление операций по учету нематериальных активов.Источники информации, используемые при аудите нематериальных активов, следующие:баланс и отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу, Главная книга и карточка учета нематериальных активов ф. НМА-1,  акт (накладная) приемки нематериальных активов и акт на списание нематериальных активов, ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту счета 04 «Нематериальные активы»,  журнал-ордер № 13 по кредиту счета 04 «Нематериальные активы», журнал-ордер № 10 по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов»,расчет износа нематериальных активов (при журнально-ордерной форме) и другие документы, справки, расчеты и т.д.В соответствии с целью аудита нематериальных активов можно выделить три направления проверки:проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов;проверка учета амортизации нематериальных активов;проверка учета выбытия нематериальных активов.Поскольку нематериальные активы не имеют физической формы, убедиться в их существовании аудитор может только путем проверки документов, подтверждающих права организации на соответствующие нематериальные активы (свидетельства о регистрации товарных знаков, патенты, свидетельства на полезную модель).Существуют нематериальные активы (патенты, свидетельства на патентную модель и т.п.), права на которые в соответствии с законодательством действуют определенный срок. По рабочим документам прошлого года аудитор должен убедиться в том, что сроки, отраженные в отчетности организации, на конец отчетного периода не истекли.Существование нематериальных активов аудитор проверяет по двум направлениям:1) часть активов отслеживается от данных бухгалтерского учета к первичным документам,  2) часть – от первичных документов, подтверждающих права организации на нематериальные активы, до данных бухгалтерского учета. Таким образом, аудитор может убедиться в том, что организация имеет права на все отраженные в ее отчетности нематериальные активы и что все нематериальные активы, права на которые имеет организация, показаны в ее отчетности.Выбытие нематериальных активов также проверяются по двум направлениям: 1) от первичных документов к данным бухгалтерского учета, чтобы установить, что все выбывшие активы действительно списаны организацией, и стоимость активов на конец отчетного периода не завышена, 2) от данных бухгалтерского учета к первичным документам, чтобы убедиться в том, что все расходы и доходы от выбытия нематериальных активов учтены полностью и своевременно.Особое внимание аудитор должен уделить операциям по продаже и иному выбытию нематериальных активов, совершенным в конце проверяемого периода и в начале следующего периода. Это позволит определить, все ли операции, относящиеся к отчетному периоду, отражены в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации.При выяснении правильности оценки нематериальных активов в бухгалтерской отчетности данные отчетности сопоставляются с данными бухгалтерского учета о первоначальной стоимости нематериальных активов и начисленной амортизации.Завершая проверку нематериальных активов аудитору нужно установить, что вся существенная информация о нематериальных активах, а так же информация, раскрытие которой требуется действующими нормативными актами, полностью, точно и ясно раскрыта в отчетности и пояснениях к ней.При аудите нематериальных активов могут быть выявлены следующие ошибки:неправильное определение срока эксплуатации нематериальных активов; отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам; неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат.



2019-08-13 275 Обсуждений (0)
Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)