Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мод в «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера



2019-08-13 336 Обсуждений (0)
Мод в «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера 0.00 из 5.00 0 оценок




Почти полтора десятилетия шла на краснофакельской сцене эта пьеса К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера. Поставленная в 1992 году режиссером В. Цхакая. Сохраняла ее живое дыхание всеми силами души и всей своей любовью исполнявшая роль Мод А. Покидченко. Сменялись актеры, исполнявшие Гарольда, а Мод была все та же: красивая, изящная, обладающая редким талантом видеть мир неординарным, извлекать из каждого прожитого дня и из любого события всю возможную полноту бытия.

       В свои восемьдесят лет Мод, фантазерка и мудрый философ, так искренне открыта миру и добру, что восхищение и юношеская влюбленность в нее 18-летнего Гарольда казались абсолютно естественными. Бунтуя против холодного, прагматичного и безлюбовного мира собственной семьи, Гарольд отвечал ему агрессивными фантазиями и имитациями самоубийства, он не желал иметь с этим миром ничего общего. Нечаянная встреча с Мод – родной душой – избавляла его от одиночества. Вместе они пытались совершить невозможное – то оживить засохшее дерево, то спасти тюленя из зоопарка, поселив его в ванной Мод; вместе они пытались придать миру красочность и радость игры.

       Основным партнером А. Покидченко в этом спектакле стал А. Черных, его Гарольд – красивый, мужественный и тонко чувствующий любую фальшь – отказался от мира не из слабости, а в силу твердого юношеского убеждения в его пустоте и никчемности. А. Черных был очень точен в своем задумчивом, молчаливом максимализме и в том, как пробуждался в нем почти ребенок, недолюбленный, незащищенный и радостно откликающийся на искренность Мод и ее невероятные фантазии.

       Но ведущая роль в этой игре, конечно, принадлежала  Мод, по-детски непосредственной и загадочной, хулиганящей и романтически возвышенной. Глаза, речь, пластика жестов и движений – все в ней было наполнено энергией и молодостью, без всякой попытки со стороны актрисы выглядеть моложе. Возраст стирался, он становился просто неважен, ведь она играла историю души. Трудно сказать, в какие минуты героиня Покидченко прекраснее: в моменты счастья или в трагически просветленный миг добровольного прощания с жизнью, прекрасным и солнечным миром, который она оставляла Гарольду, чтобы он мог жить дальше. Свет, который излучал спектакль, эта работа Анны Яковлевны Покидченко, был сильным до слез, но без слезливости, он прояснял взгляд на жизнь и душу. На него шли зрители долгие годы». (Из книги Т. Антоновой и Т. Шипиловой «Девяносто лет – девяносто спектаклей». Новосибирск, 2010. – С. 100). 

Роли актрисы: Нила Снижко “Барабанщица” А. Салынского (1959), Маша “Живой труп” Л. Толстого (1959), Маша “Три сестры” А. Чехова (1960), Диана “Собака на сене” Лопе де Вега (1962), Нора “Нора” Г. Ибсена (1964), Таня “Таня” А. Арбузова (1966), Мирандолина “Трактирщица” К. Гольдони (1971), Лейди Торренс “Орфей спускается в ад” Т. Уильямса (1975), Пилар “По ком звонит колокол” Э. Хемингуэя (1981), Васа Железнова “Васса Железнова” М. Горького (1983), Лика “Московский хор” Л. Петрушевской (1989), Лотта Шен “Летиция, или игра воображения” П. Шеффера (1990), Мод “Гарольд и Мод” К. Хиггинса и Ж. Каррьера (1992), Домна Пантелеевна “Таланты и поклонники” А. Островского (1994), Долли “Хорошо проведенный день, или Привет, Долли!” Т. Уайлдера (1996), Мадлен “Мадлен и Моисей” П. Скотто (1999), Герцогиня де Вобрикурт “Последняя любовь Дон Жуана” Э. Шмитта (2002) и некоторые другие вошли в историю “Красного факела”.

Награждена орденом Дружбы народов (2001)

                     Гаршина Анастасия Васильевна (1925 - 2018)

Заслуженная артистка РСФСР (1958). Народная артистка России (1978). Училась в Ленинградском государственном театральном институте (1944-1947, педагоги А.В. Петровых, Н.Е. Серебряков, В.С. Раугул). В 1947-1948 годах работала в Ленинградском областном театре оперетты. В 1949-1979 – в Новосибирском ТЮЗе. В 1979-1994 – в театре «Красный факел». С 1994 в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус». В 1968 – 1974 годы – педагог НГТУ. В 1966-1984 А.В. Гаршина – председатель правления Новосибирского отделения ВТО РФ. Жена В.С. Орлова, заслуженного артиста РСФСР. Мать заслуженной артистки РФ Н. В. Орловой. Крупный мастер психологического портрета, лирико-драматическая актриса, начинала с ролей травести.

       Свой сценический путь на сцене послевоенного Новосибирского ТЮЗа А. В. Гаршина начинала с ролей детей, будучи по свои сценическим данным не сугубо тюзовской актрисой. Среди ее ранних ролей особо следует отметить роли: Тома («Девочки» В. Пановой, 1949), Люся Шарова («Ее друзья» В. Розова, 1950), Кей («Снежная королева», Е. Шварца, 1950). Мальчишки и девчонки, угловатые и трогательные, веселые и озорные, лиричные и обаятельные, – такими были роли молодой актрисы. Юные герои Гаршиной жили взахлеб, утверждая себя как личности неординарные. Критерием в оценке человека было равнение на победителей в недавних сражениях: таково было знамение времени. Это касалось не только взрослых, это касалось и детей.

       Более всего совпадала с мироощущением молодой актрисы нравственная атмосфера пьес ранних пьес В. Розова. А. Гаршина родилась в Сибири, выросла в семье железнодорожника, училась в школе на городской рабочей окраине. Своими глазами видела освобождение от блокады Ленинграда и ленинградцев, переживших блокаду. Советская жизнь 40-50-х годов были опытом ее собственной жизни, а не являлись, как скажем, сегодня, феноменами, известными обществу исключительно по пространству искусства. Здесь были, очевидно, истоки ее представлений о долге, справедливости, чести. В. Розов, с его уважением к человеку, пусть еще юному, с максимализмом его героев, задевал глубинные струны ее души.

       Одним из таких розовских мальчиков, сыгранных Гаршиной, был Олег – герой пьесы «В поисках радости» (режиссер Л. Луккер, 1958). По-мальчишески долговязый, ясноглазый, он поражал зрителей истовостью. С какой отстаивал свои убеждения. В возрасте, когда характер только складывается, когда все еще расплывчато, до конца не определилось, этот паренек со своими острыми углами, сменами настроений, неожиданно пронзительными стихами, ребячливыми выходками, мечтами о путешествиях и недетской требовательностью к людям оставлял ощущение цельности натуры, одаривал предчувствием таланта.

       Олег стал последней травестийной ролью актрисы. Впереди ее ждали многие роли так называемых лирических героинь. Важным событием на творческом пути молодой актрисы станет и работа с ленинградским режиссером Р. Сусловичем, приглашенным в Новосибирск на постановку спектакля «Товарищи романтики» по пьесе М. Соболя (1957). И хотя главной силой спектакля, имевшего широкий резонанс (на Всесоюзном фестивале детских театров в Москве в 1958 году он был награжден Дипломом 1 степени), оставались режиссура и актерский ансамбль, чистый, звонкий голос героини Гаршиной Аленушки не затерялся в общем хоре. Если в работе со своим первым главным режиссером НТЮЗа И. М. Сапожниковым (1947-1952) актриса училась психологическому проникновению в образ, умению от внешнего идти вглубь, то Р. Суслович показал ей и всему коллективу исполнителей, каким праздничным и поэтичным может быть искусство театра. 

       Приход к художественному руководству театром В. Кузьмина (1960-1971), одного из ленинградских однокашников А. Гаршиной, ставшего к тому времени профессиональным режиссером, станет знаменательным в творческой судьбе актрисы. В. Кузьмин обнаружит в лирической актрисе А. Гаршиной возможности комедийной актрисы. И прежде всего это строгий страж порядка швейцар Акимовна в студенческом общежитии в водевиле Н. Винникова «Вендетта» (1962), боящаяся мышей, которая превратится настоящую любимицу зрителей.

       Вместе с тем сама А. В. Гаршина мечтала о ролях драматических, ролях трагедийных. Подступами к ним были Джульетта в «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, 1953; принцесса Изольда в «Тристане и Изольде» А. Бруштейн (1960). Изольда удалась ей больше. Это уже была работа мастера. Подлинное открытие в актрисе драматического дарования принесет ей Мария Стюарт в романтической стихотворной драме Ф. Шиллера, 1966. Спектакль станет кульминационной творческой победой десятилетия В. Кузьмина в НТЮЗе. 

       Мария - А. Гаршина в драме Ф. Шиллера «Мария Стюарт»

       В романтической драме Ф. Шиллера «Мария Стюарт», 1966 - о борьбе за престол двух королев английской и шотландской (постановщики В. Кузьмин и А. Мовчан) театр расслышал современные конфликты уходящей «оттепели»: тоталитарная власть и достоинство личности. В сценической реализации этой версии главная роль принадлежала актрисам – А. Гаршиной – Марии и В. Эйрих, игравшей Елизавету. Две королевы. Две сестры, две соперницы. Все ставилось на карту: власть, свобода, любовь, сама жизнь.

       С одной стороны – Елизавета, могущественная властительница, хозяйка положения, вольная карать или миловать, с другой Мария – пленница, преданная даже теми, кому всецело доверяла. Но за тяжелыми тюремными решетками Мария А. Гаршиной оставалась сама собой, тогда как Елизавету – В. Эйрих – сковывала цепь условностей и лицемерия.

       Изящное черное платье Марии (художники И. Севастьянов, В. Шапорин, К. Лютынский), резко контрастирующее с пышным, лишенным женственности туалетом королевы Англии, высокая открытая шея, бледное, такое переменчивое лицо… В исполнении А. Гаршиной эта прекрасная женщина полна противоречий: непостоянство и трогательная доверчивость, властность и жажда жизни. Характер сложный, внутренне конфликтный. В кульминационной сцене спектакля две королевы встретились единственный раз, лицом к лицу. Это происходило в парке. Рядом проступали контуры огромного замка с уродливыми, давящими башнями, а над головой сиял кусочек лазоревого неба. Мария жадно смотрела на него, полная смятения. Ей предстоял выбор: смерть или свобода. Все зависело от свидания с Елизаветой. И вот Елизавета появлялась. Мария приседала перед ней в низком поклоне – сама кротость и покорность. Но ее хватало лишь на несколько первых минут. Бешенство, оскорбленное достоинство брали верх, и королева Шотландии давала волю своей язвительной ненависти. Так, парадоксально, пленница оказывалась внутренне свободной, бросая тем самым вызов Елизавете, в финале предпочтя эшафот вечному заточению и унижению.  

       Важное место в биографии актрисы занимали и роли русского классического репертуара, и прежде всего в пьесах А. Островского, где она сыграла - от комедийной роли свахи Устиньи Наумовны «Свои люди – сочтемся» (1972), до «гастрольной» драматической роли Кручининой в «Без вины виноватые» (1976). В чеховской «Чайке» (1966) играла Аркадину. 

       Список ее ролей в советской драматургии тоже впечатляет. Крупной работой А. Гаршиной была роль киргизской колхозницы Толгонай в спектакле по повести Ч. Айтматова «Материнское поле» (1972, режиссер Лев Белов).

Среди последних наиболее значительных сценических созданий актрисы: Мать «Дальше – тишина» В. Дельмар (1993), Марина «Дядя Ваня» А. Чехова (1998), Бабушка «Деревья умираю стоя» А. Касона. 

       «...Совсем недавно Анастасия Васильевна Гаршина, старейшая актриса театра «Глобус», народная артистка Российской Федерации ..., отпраздновала 50-летие своей творческой деятельности. Эта впечатляющая цифра вобрала в себя отнюдь не только сценические свершения юбиляра. Анастасия Васильевна – человек общественный. Пространство ее интересов так широко, что в него вместились и многолетняя дружба со школой, и преподавательская работа в Новосибирском театральном училище, и руководство Новосибирской организацией Союза театральных деятелей – эту нелегкую ношу она несла целых два десятилетия. Всего не перечесть. Может быть, потому она так хорошо понимает своих героинь, что сама принадлежит к женщинам, умеющим противостоять обстоятельствам и беспощадному времени[1]».

Награждена орденом Ленина (1986), орденом Трудового Красного Знамени (1967).

 

 

Вопрос 12 (ПК-19).

       З. Ф. Булгакова (1914-2017) – выдающаяся актриса советского театра для детей.

 

 План ответа:

1) Биография актрисы З. Ф. Булгаковой. Годы учебы. Педагоги.

2) Роли юных героев-современников в новой драматургии для детского театра: Эне-Гуль «Аул Гидже» Н. Шестакова (1931), Ефимчик «Юность отцов» Б. Горбатова (1947), Саша Бутузов «Я хочу домой» С. Михалкова (1949) и др. 

3) Особенности исполнительской манеры.

4) Сказочные герои в пьесах Е. Шварца и С. Маршака: Красная Шапочка в постановках НТЮЗа (1937, 1942, 1948, 1955) годов; Герда в «Снежной королеве» (1939, 1950, 1959) и Маленькая королева в сказке «Двенадцать месяцев» (1945).

5) Значение творчества актрисы З. Ф. Булгаковой в истории НТЮЗа – и российского театра нового поколения.

Вопрос 13 (ПК-19).

«Вишневый сад» А. Чехова в постановке А. Прикотенко (2016 г.) на сцене новосибирского государственного драматического театра «Старый дом» в отзывах новосибирских критиков.  

План ответа:

1) Ваши впечатления о спектакле.

2) Сравнительный анализ двух рецензий на спектакль «Вишневый сад» в Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом»: «Спасти монологи Чехова» Я. Глембоцкой и «Агитка, спрятанная в цветах» В. Лендовой.

 



2019-08-13 336 Обсуждений (0)
Мод в «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мод в «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Карьера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)