Методические рекомендации
При ответе на вопрос о понятии и сущности судебно-психологической экспертизы необходимо, прежде всего, разобраться, что представляют собой объект и предмет судебно-психологической экспертизы, уметь определить принципы и основные задачи судебно-психологической экспертизы. Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в XIX в. Первые психологические экспертизы были проведены в начале XX в. западноевропейскими исследователями Ж. Варендонком, А. Бинэ, К. Марбе, В. Штерном. В современном уголовном законе содержится широкий перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение (психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т.п. Судебно-психологическая экспертиза(СПЭ) – форма применения психологического исследования, осуществляемая экспертом-психологом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу в уголовном и гражданском процессе[71]. Предметом СПЭявляется изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭявляется психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля). Теоретическая основа СПЭ – установление закономерностей психического развития личности и психической саморегуляции. В настоящее время главная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования, суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающего установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Цель судебно-психологической экспертизы – определение психологического состояния испытуемого во время деликта. Из этого, по мнению профессора В.Н. Волкова, вытекают ее основные задачи[72]. Задачи судебно-психологической экспертизы: - выяснить возможности лица, исходя из индивидуальных особенностей и течения психических процессов, адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию; - установить индивидуально-психологические особенности личностей участников уголовного (гражданского) процесса, психический и интеллектуальный уровни, существенно повлиявшие на их поведение во время деликта; - диагностировать состояния психической напряженности непатологического характера (тревожности, стресса, страха, аффекта и т.п.), послужившие причиной совершения противоправных действий или неадекватного поведения и т.д.; - изучить мотивационную сферу личности, побудившую субъект уголовного (гражданского) процесса к той или иной деятельности; - выявить у правонарушителя признаки отставания психического развития непатологического характера, способность осознавать значение своих действий и руководить ими; - обосновать способности психически здоровых потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания; - исследовать психическое состояние участников гражданско-правовых споров во время заключения сделки или при других обстоятельствах. Таким образом, цель, задачи и предмет судебно-психологической экспертизы направлены на психологическое исследование у субъектов уголовного и гражданского процессов психических состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения того или иного деяния, и, в итоге, на установление истины по делу. При ответе на вопрос о порядке назначения и производства судебно-психологической экспертизы важно знать психологические основы назначения судебных экспертиз. Необходимо правильно представлять, что является поводом для обязательного и факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы. Необходимо проанализировать основные требования к заключению судебно-психологической экспертизы. Необходимо также уделить внимание проблемам вменяемости и невменяемости. Важно составить четкое представление о компетенции психологов и психиатров, знать возможности комплексного использования психолого-психиатрических знаний в решении вопросов вменяемости и невменяемости. Основанием назначения судебно-психологической экспертизы служит потребность органов расследования, суда в специальных психологических познаниях, которыми обладают лица, имеющие соответствующее образование в области психологии и прошедшие подготовку в проведении судебно-психологического исследования личности. Это основание в общей форме закреплено в ст. ст. 195 и 196 УПК РФ, согласно которым экспертизу следует проводить, в частности, для определения психического или физического состояния следующих лиц: подозреваемого, обвиняемого – в случаях, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; потерпевшего и свидетеля – когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Здесь подразумевается широкий круг психических состояний, который включает и психические состояния, не выходящие за пределы нормы[73]. Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда.В этих документах: - содержатся основания для ее назначения; - излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы; - определяется, какие именно факты требуют анализа с применением специальных познаний в области юридической и общей психологии; - указывается, кому поручается проведение экспертизы, и формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов. Формулируя вопросы, следует учитывать: 1) объект, предмет, компетенцию и научно-методические возможности экспертизы; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение устанавливаемых с ее помощью фактов; 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли основания, повод для ее назначения. При ответе на вопрос оразновидностях судебно-психологической экспертизы необходимо знать виды судебно-психологической экспертизы в уголовном, гражданском процессе, основания и психологические особенности назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным, гражданским делам. Для успешного ответа следует также уделить внимание вопросу использования заключений судебно-психологической экспертизы по различным делам. С учетом типичных ситуаций, в которых возникает повод и основание для назначения СПЭ по различным категориям уголовных дел или по делам отдельной категории, выделяют следующие обстоятельства, подлежащие установлению в процессе судебно-психологического экспертного исследования: 1. Способность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. 2. Способность потерпевшего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания. 3. При расследовании половых преступлений – установление беспомощного состояния потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). 4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. 5. Для установления авторства по психологическим особенностям назначается психолого-лингвистическая экспертиза. 6. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством. 7. Исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении. 8. При расследовании преступного деяния, совершенного в ситуации риска. 9. При расследовании преступлений, связанных с использованием техники. 10. Разрешение вопросов, связанных с компенсацией морального вреда лицу, которому были причинены страдания. Контрольные вопросы 1. Дайте определение СПЭ. 2. Что является основанием для производства СПЭ? 3. Какие виды СПЭ вы знаете? 4. Какие материалы должен собрать следователь для назначения СПЭ? 5. Какие ошибки наиболее часто допускает следователь при формулировке вопросов психологу-эксперту? 6. Перечислите признаки отставания в психическом развитии несовершеннолетнего? 7. Назовите формы проявления инфантилизма? 8. Какова направленность преступных деяний несовершеннолетних с признаками инфантилизма? 9. Какие факторы могут вызвать состояние беспомощности? 10. Какие признаки свидетельствуют о написании письма лицом с отклонением в психике?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |