Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 211 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При ответе на вопрос о понятии и сущности судебно-психологической экспертизы необходимо, прежде всего, разобраться, что представляют собой объект и предмет судебно-психологической экспертизы, уметь определить принципы и основные задачи судебно-психологической экспертизы.

Значение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было осознано в полной мере еще в XIX в. Первые психологические экспертизы были проведены в на­чале XX в. западноевропейскими исследователями                 Ж. Варендонком, А. Бинэ, К. Марбе, В. Штерном.

В современном уголовном законе содержится широкий перечень психи­ческих явлений, имеющих уголовно-правовое значение (психические расстрой­ства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, пси­хические страдания). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и кате­гории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, при­чинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегруз­ки», «обоснованный риск» и т.п.

Судебно-психологическая экспертиза(СПЭ)  – форма применения психологического исследования, осуществляемая экспертом-психологом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу в уголовном и гражданском процессе[71]. 

Предметом СПЭявляется изучение конкретных процессов, свойств, со­стояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом СПЭявляется психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемо­го, потерпевшего, свидетеля).

Теоретическая основа СПЭ – установление закономерностей психическо­го развития личности и психической саморегуляции.

В настоящее время главная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам предварительного расследования, суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, помогающего установить истину об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Цель судебно-психологической экспертизы – определение психологического состояния испытуемого во время деликта. Из этого, по мнению профессора В.Н. Волкова, вытекают ее основные задачи[72].

Задачи судебно-психологической экспертизы:

- выяснить возможности лица, исходя из индивидуальных особенностей и течения психических процессов,  адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию;

- установить индивидуально-психологические особенности личностей участников уголовного (гражданского) процесса, психический и интеллектуальный уровни, существенно повлиявшие на их поведение во время деликта;

- диагностировать состояния психической напряженности непатологического характера (тревожности, стресса, страха, аффекта и т.п.), послужившие причиной совершения противоправных действий или неадекватного поведения и т.д.;

- изучить мотивационную сферу личности, побудившую субъект уголовного (гражданского) процесса к той или иной деятельности;

- выявить у правонарушителя признаки отставания психического развития непатологического характера, способность осознавать значение своих действий и руководить ими;

- обосновать способности психически здоровых потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания;

- исследовать психическое состояние участников гражданско-правовых споров во время заключения сделки или при других обстоятельствах. 

Таким образом, цель, задачи и предмет судебно-психологической экспертизы направлены на психологическое исследование у субъектов уголовного и гражданского процессов психических состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения того или иного деяния, и, в итоге, на установление истины по делу.

При ответе на вопрос о порядке назначения и производства судебно-психологической экспертизы важно знать психологические основы назначения судебных экспертиз. Необходимо правильно представлять, что является поводом для обязательного и факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы.

Необходимо проанализировать  основные требования к заключению судебно-психологической экспертизы. Необходимо также уделить внимание проблемам вменяемости и невменяемости. Важно составить четкое представление о компетенции психологов и психиатров, знать возможности комплексного использования психолого-психиатрических знаний в решении вопросов вменяемости и невменяемости.

Основанием назначе­ния судебно-психологической экспертизы служит потребность органов расследования, суда в специальных психологических познаниях, кото­рыми обладают лица, имеющие соответствующее образование в области психологии и прошедшие подготовку в проведении судебно-психологического исследования личности. Это основание в общей форме закре­плено в ст. ст.  195 и 196 УПК РФ, согласно которым экспертизу следует проводить, в частности, для определения психического или физического состояния следующих лиц: подозреваемого, обвиняемого – в случаях, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности самостоя­тельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судо­производстве; потерпевшего и свидетеля – когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Здесь подразуме­вается широкий круг психических состояний, который включает и пси­хические состояния, не выходящие за пределы нормы[73].

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления следователя или определения суда.В этих документах:

- содержатся основания для ее назначения;

- излагаются обстоятельства дела, имеющие отношение к предмету экспертизы;

- определяется, какие именно факты требуют анализа с примене­нием специальных познаний в области юридической и общей психологии;

- указывается, кому поручается проведение экспертизы, и               формулируются вопросы, которые ставятся на разрешение экспертов. Форму­лируя вопросы, следует учитывать:

1) объект, предмет, компетенцию и научно-методические возможности экспертизы;

2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалисти­ческое значение устанавливаемых с ее помощью фактов;

3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли основания, повод для ее назначения.

При ответе на вопрос оразновидностях судебно-психологической экспертизы необходимо знать виды судебно-психологической экспертизы в уголовном, гражданском процессе, основания и психологические особенности назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным, гражданским делам. Для успешного ответа следует также уделить внимание вопросу использования заключений судебно-психологической экспертизы по различным делам.

С учетом типичных ситуаций, в которых возникает повод и основание для назначения СПЭ по различным категориям уголовных дел или по делам отдельной категории, выделяют следующие обстоятельства, подлежащие установлению в процессе судебно-психологического экспертного исследования:

1. Способность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психи­ческим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

2. Способность потерпевшего правильно воспринимать существен­ные для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания.

3. При расследовании половых преступлений – установление беспомощно­го состояния потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ).

4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

5. Для установления авторства по психологическим особенностям на­значается психолого-лингвистическая экспертиза.

6. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, по­кончившего жизнь самоубийством.

7. Исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении.

8. При расследовании преступного деяния, совершенного в ситуации рис­ка.

9. При расследовании преступлений, связанных с использованием техни­ки.

10.  Разрешение вопросов, связанных с компенсацией морального вреда ли­цу, которому были причинены страдания.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение СПЭ.

2. Что является основанием для производства СПЭ?

3. Какие виды СПЭ вы знаете?

4. Какие материалы должен собрать следователь для назначения СПЭ?

5. Какие ошибки наиболее часто допускает следователь при формулировке вопросов психологу-эксперту?

6. Перечислите признаки отставания в психическом развитии несовершеннолетнего?

7. Назовите формы проявления инфантилизма?

8. Какова направленность преступных деяний несовершеннолетних с признаками инфантилизма?

9. Какие факторы могут вызвать состояние беспомощности?

10. Какие признаки свидетельствуют о написании письма лицом с отклонением в психике?



2019-08-13 211 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)