Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




При ответе на вопрос о понятии преступного поведения и психологической структуре преступного деяния необходимо прежде всего разобраться в содержании понятий «преступное поведение» и «преступление». Следует понимать, что «преступное поведение» – понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его «истоки»: возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие решений.

Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, в том числе и преступное, определяются потребностями, которые конкретизируются в мотивах. Среди них имеются ведущие, которые стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Необходимо разобраться в процессе формирования и проявления преступного поведения, охарактеризовать его этапы (1-й этап – мотивационный, 2-й этап – принятие решения).

Более подробно следует разобраться в формировании мотивации преступного поведения. Необходимо понимать влияние возникшей потребности на активность личности. Каким образом происходит переход потребности в мотив противоправного поведения. Соотношение понятий «мотив» и «цель» преступного деяния. Что служит поводом совершения преступления. Важно понимать, что поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Только личность приходит к выводу, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление, т.е. является показателем личностного порога социальной адаптированности индивида.

Следует понимать, как результат преступного деяния влияет на последующую деятельность субъекта (мотив избежания разоблачения и наказания становится доминирующим в мотивационной сфере правонарушителя, направляющим все его поведение). 

Необходимо уделить внимание так называемым «безмотивным» преступления. Следует иметь в виду, что такое название условно и не говорит о полном отсутствии мотива в деятельности виновного (что само по себе исключается, т.к. речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека). Речь идет о тех преступлениях, когда установить мотив преступления без квалифицированной помощи специалиста-психолога представляется сложным. Необходимо понимать механизм совершения преступления путем «замещающих» действий. 

В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого поня­тия преступления лежит понятие волевого действия.

Психологический анализ преступного деяния – это анализ психологического содержания его структурных элементов.

Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие, или как простое волевое действие. Так, импульсивные преступления совершаются в форме простого волевого действия. Структура простого преступного действия свернута.

Ю.В. Чуфаровский считал, что вина, мотив и цель всегда входят в структуру преступного действия лица. Под структурой преступного поведения он понимал внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей[57].

М.И. Еникеев утверждал, что структура преступления, совершаемого в виде сложного волевого действия: многоступенчата, структурно разветвлена, в нее входят:

1) мотивация и мотивы преступного действия; борьба мотивов;

2) формирование цели преступного действия;

3) принятие решения о совершении конкретного преступного деяния; направленность и содержание преступного умысла;

4) способы осуществления преступного деяния;

5) достижение результата, его оценка и отношение субъекта к этому ре­зультату.

Эта внутренняя, психическая структура преступного деяния коррели­рует с внешними условиями – с ситуативными обстоятельствами, наличны­ми средствами достижения цели, объективными условиями выполнения пре­ступного действия.

Совокупность вышеотмеченных структурных элементов сложного пре­ступного деяния и образует так называемый механизм совершения преступ­ления. Этот механизм состоит в своеобразном сцеплении негативных качеств преступника с соответствующими условиями среды. Он образуется цепью психологизированных структур: мотив – цель – решение – исполнение – результат[58].

Сознательное, волевое поведение отличается пониманием сущности явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. Осоз­нать явление – это, значит, увидеть его действительные связи в объективном мире.

Цель действия является системообразующим фактором всех компо­нентов действия, она регулирует сознательность выбора соответствующих средств для ее достижения.

Цели деятельности обычно не заданы извне, они формируются челове­ком, осмысливаются им как нечто необходимое и возможное при данных ус­ловиях. Целеобразование важнейшая сфера сознательной деятельности человека.

Выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу мотивом.

Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Сознатель­ный выбор данной цели это и есть мотив действия.

Анализируя мотивы человеческого поведения, следует иметь в виду слож­ность, разноплановость и динамизм этого регуляционного механизма.

В составе преступления мотивы являются субъективной стороной пре­ступления и подлежат обязательному выявлению, доказыванию.

Мотив преступления имеет существенное значение:

-  для определения степени общественной опасности преступного    дея­ния;

- для определения степени общественной опасности личности пре­ступника;

-  для квалификации преступления;

- при назначении вида и срока наказания;

- при определении в приговоре вида исправительного учреждения осужденному[59].

Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и не­достойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, так же, как и цели действия, понятия психологические, но в преступном дея­нии они приобретают уголовно-правовое значение.

В преступлениях с косвенным умыслом, как известно из уголовного права, цель и результаты не совпадают, но это не означает отсутствия мотива в этой разновидности преступлений.

При косвенном умысле преступник осознает связь деяния с его воз­можными последствиями, допускает эти последствия, выражая тем самым определенное к ним отношение.

Повод к совершению преступления, являясь начальным моментом пре­ступного деяния, показывает, с каким обстоятельством сам преступник свя­зывает свои деяния. Но повод не имеет самостоятельного причиняющего значения. Повод лишь «разряжает» ранее сформировавшуюся причину. Од­нако повод преступления в значительной мере характеризует личность пре­ступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступле­ния[60].

Повод внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника[61].

Являясь начальным моментом преступного деяния, повод преступления показывает, с какими обстоятельствами преступник связал свое деяние.

Кульминационным актом в генезисе преступного деяния является принятие решения.

Побуждения, намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в понятие «преступный умысел»:

- направленность умысла – это планируемый будущий результат, на достижение которого направлено преступное деяние;

- содержание умысла – отражение в сознании субъекта всех тех обстоятельств, которые связаны с достижением цели. Содержание умысла может состоять в понимании человеком незаконности своих действий и их тайного характера.

При ответе на вопрос о понятии, структуре личности преступника важно понимать, что изучение преступной личности возможно только через ее проявление, т.е. только тогда, когда деяние получает квалификацию «преступное».

Термин «личность преступника» весьма условен. Он является научной абстракцией, а не характеристикой конкретного человека, которую придется устанавливать. Следует понимать, что, говоря о преступной личности как социальном типе, необходимо выделить признак, отличающий его от других типов. Таким признаком выступает общественная опасность.

Важно разобраться в вопросе о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. Правильное решение состоит в том, что преступления, являясь формой социального поведения, оцениваемого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые связаны с ее биологическими особенностями.

Особое внимание следует уделить психологическим особенностям преступников различных категорий. Личность преступника отличается от личности законопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями.

В юридической психологии проблема личности преступника является одной из центральных.

Личность преступника  – это совокупность психических свойств, характерных для лиц, совершивших преступление[62].

В.Н. Волков считал, что понятие личности преступника включает в себя:

- комплекс социально-демографических элементов (пол, возраст, семейное положение, профессия, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости);

- комплекс социально-ролевых (функциональных) элементов;

- комплекс социально-психологических элементов, и прежде всего психологическую структуру личности[63].

Несмотря на то, что криминогенные личности совершают различные виды преступлений, отличающиеся как по своему составу, так и по побуждающим мотивам, психологами, социологами, криминологами выявлены доминирующие побуждения преступной деятельности[64].

1. Особенности самооценки личности:

- менее критичное отношение к себе (по сравнению с законопослушным гражданином);

- необоснованно завышенная самооценка, но может быть и слишком заниженной (большинству преступников, особенно в начальной стадии криминального поведения, присуща низкая самооценка, а преступление служит возможностью самоутверждения);

- самооценка связана с характером преступной деятельности, что определяется связью стереотипов поведения с теми или иными вариантами свойств данного типа личности правонарушителя;

- пониженная самооценка лиц с психическими аномалиями повышает их зависимость от внешних влияний, текущих обстоятельств, порождает стремление к различным компенсациям, многие из которых приобретают антисоциальную направленность.  

2. Выдвижение системы самооправдательных мотивов. Самооправдание преднамеренного преступления совершается различными способами:

- утрирование виновности жертвы – преступник представляет себя в роли мстителя, а потерпевшего в роли грешника;

- обращение к высшим обязанностям – преступник указывает на противоречие между поставленными законом обязанностями и другими обязательствами, например перед семьей;

- обесценивание общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных антисоциальных групп (банды, воровской шайки);

- перенесение ответственности на других лиц – преступник считает себя беспомощной жертвой сложившихся социальных условий. Ответственность в данном случае возлагается на родителей, дурную компанию, спиртные напитки;

- отрицание ущерба  – преступник утверждает, что его поведение или действия не причинили существенного вреда потерпевшему;

- оправдание сложившимися обстоятельствами.

3. Психические механизмы самозащиты (вытеснение, рационализация, проекция, компенсация).

4. Искаженные потребности. Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются:

- узостью, ограниченностью, материально-утилитарной односторонностью;

- деформированностью потребностей низшего уровня (физиологические, материальные), превышением среднего стандарта их удовлетворения;

- извращенностью (половые извращения, алкогольная и наркотическая зависимость).

5. Двойственность внутренней нормативной системы. Выражается в противоречивом сочетании двух групп несовпадающих критериев «для себя» (желание иметь много денег) и «для других» (необходимость считаться с общественным мнением при достижении желаемой цели).

6. Склонность к риску.

При ответе на вопрос о психологии криминальной среды и преступных групп следует разобраться в психологии криминальной среды, групповой преступности, видах преступных групп, механизмах сплочения преступных групп.

Исследователь О.А. Жилин считал, что криминальная среда  – это совокупность лиц, представляющих оперативный интерес на какой-либо территории. По его мнению, криминальная (криминогенная) среда  – это социальная система, сложноорганизованное неформальное образование, состоящее из отдельных индивидов и групп, включенных в разнообразные упорядоченные связи и отношения, специфические по своей природе[65].

Криминальная среда  –  это социальная система, состоящая из:

1) индивидов, имеющих криминальную направленность, ситуативно являющихся членами криминальных сообществ;

2) преступных групп;

3) криминальной субкультуры[66].

А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев считают, что формированию и развитию криминальной среды способствуют:

1) появление новых асоциальных криминальных сил;

2) коррупция в органах власти и управления всех уровней;

3) организованность и сплочение криминальной среды на основе развития специфических криминально-психологических норм и правил, уголовных законов;

4) переход представителей уголовной среды, накопивших значительные средства, к легальному бизнесу, слияние преступности с группами, действующими в государственной экономике и в частной сфере, властными структурами;

5) активное развитие региональных и международных связей преступных групп с выходом на криминальное пространство других стран;

6) постоянное расширение сферы преступной деятельности, освоение новых видов преступных посягательств;

7) вооруженность и техническая оснащенность преступников и, прежде всего, организованных преступных сообществ;

8) нарастание противодействия криминального элемента правоохранительной и государственной системе, психологического и физического воздействия на потерпевших и свидетелей, сотрудников правоохранительных органов;

9) возрастание жестокости, дерзости, агрессивности преступников;

10) усиление роли значимости преступных групп, организованных на этнической почве[67].

Преступная группа – это устойчивое, сплоченное объединение лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, организованное для систематического совершения преступления[68].

Т.А. Бондаренко в структуру преступной группы включает:

- организатора группы или управляющее звено, состоящее из нескольких человек;

- исполнителя на определенной территории;

- второстепенного исполнителя;

- отдельных участников;

- оппозиционера  – члена группы, не согласного с тем или иным решением лидера;

- аутсайдера  – члена группы с самым низким статусом[69].

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «личность преступника».

2. В каких целях изучаются психологические особенности личности субъекта, совершившего преступление?

3. Чем отличается с психологической точки зрения личность преступника от личности законопослушного гражданина?

4. Что представляют собой психические аномалии, психические расстройства? Какое влияние они могут оказывать на поведение человека?

5. Перечислите известные вам типы личности преступников, опишите их основные характеристики.

6. Что такое преступная группа? Какие существуют разновидности групп, в чем состоят их отличия?

7. Какие социально-психологические процессы и явления имеют место в малой группе?

8. Какие виды преступных групп существуют согласно действующему уголовному законодательству?

9. В чем состоят сходство и различия между случайной преступной группой и группой преступников, действующей по предварительному сговору?

10. Что представляет собой организованная преступная группа? Назовите ее признаки.

11.  Что представляет собой преступное сообщество (преступная организация)? Назовите его характерные признаки.



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)