В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень малые положительные числа. Например, большим числом вы- ражается объем Земли – 1083000000000 км3, а малым – диаметр молекулы воды, который равен 0,0000000003 м.
В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними какие-либо действия. В таком случае полез- ным оказывается представление числа в виде a ×10n , где n – целое число. Например:
125000 = 0,125 ×106 ;
0,0031 = 3,1×10-3 ;
0,237 = 23,7 ×10-2 .
Стандартным видом числа a называют его запись в виде a ×10n , где 1 £ a < 10 и n – целое число. Число n называется по- рядком числа а.
1. Представьте в стандартном виде число а = 4 350 000.
В числе а поставим запятую так, чтобы в целой части оказа- лась одна цифра. В результате получим 4,35. Отделив запятой 6 цифр справа, мы уменьшили число а в 106 раз. Поэтому а больше числа 4,35 в 106 раз. Отсюда:
a = 4,35 ×106 .
2. Представьте каждое из чисел 1083000000000 и 0,0000000003 в виде произведения числа, заключенного между единицей и десятью, и соответствующей степени числа 10:
1083000000000 = 1,083 ×1012 ;
0,0000000003 = 3 ×10-10 .
Говорят, что мы записали числа 1083000000000 и 0,0000000003 в стандартном виде. В таком виде можно предста- вить любое положительное число.
3. Население Франции составляет 5,9 ×107 человек, а ее территория
равна 5,4 ×105 км2. Какой из ответов характеризует среднее число жителей на 1 км2?
1) 9,2 чел 2) 92 чел 3) 11 чел 4) 110
чел
5,9 ×1072Решение. » 1,09 ×10 » 110 человек. Ответ: 4.
5,4 ×105
4. Запишите 0,0032 в стандартном виде.
Решение. Чтобы представить 0,0032 в стандартном виде , нужно пе- ренести запятую в числе 0,0032 на три знака вправо. Получим число от 1 до 10. Итак: 0,0032 = 3,2 ×10-3 . Ответ: 3,2 ×10-3 .
Перевод единиц измерения
5. Переведите 155,4 м: а) в километры; б) в сантиметры; в) в милли- метры. Решение. А) Так как 1 км = 1000 м, то надо решить пропор- цию:
1 км = 1000 м 1×155,4
, x = = 0,1554 .
x км = 155,4 м 1000
Ответ: 0,1554 км или 1,554 ×10-1 км.
Б) Так как 1 м = 100 см, то 1,554 м = 155,4 ×100см = 15540см . Ответ: 15540 см или 1,554 × 104 см.
В) Зная, что в 1 метре 1000 миллиметров, найдем, что в 155,4 мет-
рах 155400 миллиметров.
Ответ: 155400 мм или 1,554 ×105 мм.
Реши сам:
1. (Демо 2010 Задание 1) Площадь территории Испании составляет 506 тыс. км2. Как эта величина за-
писывается в стандартном виде? 1) 5,06 ×102 км2 2) 5,06 ×103 км2 3) 5,06 ×104 км2 4) 5,06 × 105
км2
2. Площадь территории некоторой страны составляет 342 тыс км2. . Как эта величина записывается в стандартном виде?
3. Площадь территории некоторой страны составляет 2 млн. км2. Как эта величина записывается в стандартном виде?
4. Общее количество биомассы Мирового океана оценивается в 35 миллиардов тонн. Как эта величина записывается в стандартном виде?
1) 35 ×106 т 2) 35 ×109 т 3) 3,5 ×108 т 4) 3,5 ×1010 т
5. Найдите десятичную дробь, равную 1,65 ×10-4
1) 0,0165 2) 0,00165 3) 0,000165 4) 0,0000165
6. Площадь территории некоторой страны составляет 80 тыс. км2 Как эта величина записывается в стандартном виде?
7. Площадь территории некоторой страны составляет 12,34 тыс. км2 . Как эта величина записывается в стандартном виде?
8. Найдите десятичную дробь, равную 1,27 ×10-4 .
1) 0,0127
2) 0,00127
3) 0,000127 4) 0,0000127
9. Найдите десятичную дробь, равную 1,18 ×10-5 .
1) 0,00000118
2) 0,0000118
3) 0,000118 4) 0,00118
10. Площадь территории некоторой страны составляет 0,03 млн. км2. Как эта величина записывается в стандартном виде?
11. Численность населения Китая составляет 1,3 ×109
человек, а Вьетнама - 8,5 ×107
человек. Во
сколько раз численность населения Китая больше численности населения Вьетнама?
1) примерно в 6,5 раза 3) примерно в 15 раз
2) примерно в 150 раз 4) примерно в 1,5 раза
12 Площадь территории России составляет 1,7 ×107
территория России больше территории Норвегии?
км2, а Норвегии - 3,2 ×103 км2. Во сколько раз
1) примерно в 1,9 раза; 2) примерно в 5,3 раз 3) примерно в 53 раз 4) примерно в 530 раза 13.Общее количество биомассы Мирового океана оценивается в 35 миллиардов тонн. Как эта величи- на записывается в стандартном виде?
1) 35 ×106 т 2) 35 ×109 т 3) 3,5 ×108 т 4) 3,5 ×1010 т
14. Площадь Кораллового моря 4,07 • 109 м2, а площадь Адриатического моря 1,44 • 108 м2. Во сколько раз площадь Кораллового моря больше площади Адриатического моря?
1) примерно в 3 раза; 2) примерно в 30 раз; 3) примерно в 0,3 раза; 4) примерно в 5,5 раза.
15. Представьте значение выражения (6 ×10-3 )2 в виде десятичной дроби. Ответ:
Вернуться в содержание
Тема 2 Решение задачи на проценты, нахождение отношения двух вели- чин и выражение его в процентах
Теория
Практика
Задачи на проценты.
Основным понятием является часть числа. Если за- дана величина a , то ее k -я часть равна k × a .
Процентом называется одна сотая часть вели-
чины 1% = 1 = 0,01 , то есть 1% = 1/100 от целого.
100
Значит, целое составляет 100%.
Например: 39% = 0,39 ; 0,9 = 90% ; 17,5% = 0,175 .
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.Например, 125% = 125:100 = 1,25%
Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100. Например, 0,971 = 0,971•100 = 97,1%
Нахождение процентного отношения чисел. Чтобы найти процентное отношение чисел, надо
отношение этих чисел умножить на 100%: à ´100% .
â
Полезно вспомнить:
Для записи обыкновенной дроби в виде десятичной достаточно разделить ее числитель на знаменатель.
6 это , т.е. 6 = 0,2 30 30
Пропорции:
1. Чтобы найти неизвестный крайний член пропор- ции, нужно произведение средних членов этой про- порции разделить на известный крайний.
2. Чтобы найти неизвестный средний член пропор- ции, нужно произведение крайних членов этой про- порции разделить на известный средний
1. Сколько процентов составляет 140 от 560?
Решение: 140 ´ 100% = 25% Ответ: 25%.
560
2. Месячный проездной билет для студентов стоит 150 рублей. Сколько процентов от сти- пендии составляет цена проездного билета, если стипендия – 600 рублей?
Решение: 150 ´ 100% = 25% ответ: 25.
600
3. 60 – это часть числа 500. Какой процент она составляет от 500?
Решение: 60: 500 = 6:50=0.12
0.12=0.12ꞏ100%=12% Ответ: 12%
4. Некоторый товар поступил в продажу по цене 600р. В соответствии с принятыми в ма- газине правилами цена товара в течении неде- ли остается неизменной, а в первый день каж- дой следующей недели снижается на 10% от текущей цены. По какой цене будет продавать товар в течение третьей недели?
1) 420 р. 2) 486 р. 3) 480 р. 4) 120 р.
Решение: В течение первой недели он прода- ется по цене 600 р., второй - 600 × 0,9 = 540 р.,
третьей - 540 × 0,9 = 486 р. Ответ: 2.
5. 13% от 50.
Решение:1)13% = 13 = 0,13 ; 2) 50 × 0,13 = 6,5 .
100
Ответ: 6,5
Реши сам:
1. (Демо 2010 задание 2) Из 59 девятиклассников школы 22 человека приняли участие в городских спортивных соревнованиях. Сколько примерно процентов девятиклассников приняли участие в сорев- нованиях:
1) 0,37% 2) 27% 3) 37% 4) 2,7%
2. Сколько процентов (приблизительно) от числа 120 составляет число 70? 1) 58% 2) 5,8% 3) 17% 4) 171%
3. Сколько процентов (приблизительно) от числа 210 составляет число 300? 1) 70% 2) 700% 3) 14,3% 4) 143%
4. На хранение заложили 200 кг яблок. После зимы оказалось, что 25 кг яблок испортились. Сколько примерно процентов яблок хорошо сохранилось?
1) 88% 2) 12% 3) 0,88% 4) 86%
5. Расходы на одну из статей городского бюджета составляют 12,5%. Выразите эту часть бюджета де- сятичной дробью. Ответ:
6. Содержание некоторого вещества в таблетке витамина составляют 7,5%. Выразите эту часть деся- тичной дробью. Ответ:
7. Сколько процентов (приблизительно) от числа 160 составляет число 110? 1) 14,5% 2) 145% 3) 690% 4) 69%
8. Сколько процентов от числа 300 составляет число 90? 1) 33,3% 2) 333% 3) 30% 4) 3%
10. Сколько процентов (приблизительно) от числа 180 составляет число 290? 1) 16% 2) 161% 3) 62% 4) 6,2%
11. Стоимость одного билета в кинотеатр составляет 220 рублей. Группам предоставляются скидки: группе от 3 до 12 человек — 5%, группе более 12 человек —10%. Сколько заплатит за билеты группа из 10 человек?
1) 1980; 2) 198; 3) 2090; 4) 209.
12. Укажите число, соответствующее 10%.
1) 0,1 2) 0,01 3) 1 4) 10
13. Укажите число процентов, соответствующее числу 0,02. 1) 0,2% 2) 2% 3) 20% 4) 5%
14. Найдите 20% от числа 15. Ответ:
15. От какого числа 17% составляют 85? Ответ:
Вернуться в содержание
Тема 3 Сравнение чисел, изображенных точками на координатной пря- мой
Теория
Практика
Иррациональные числа нельзя представить
в виде отношения m , где m – целое число, а n –
n
натуральное. Таким образом, множество дей- ствительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел.
Примеры:
1. 3,010010001…(единицы разделяются последова- тельно одним, двумя, тремя и т.д. нулями);
-5,020022000222…(число нулей и число двоек каждый раз увеличивается на единицу).
2. Число , выражающее отношение длины окружности к диаметру: p = 3.1415926....
3. Найдем, например, приближенное значение 2
с тремя знаками после запятой.
Так как 12 меньше чем 2, а 22 больше чем 2, то
число 2 заключено между целыми числами 1 и 2 (см. рис. а). Значит, десятичная запись числа 2
начинается так: 2 = 1,... .
Найдем теперь цифру десятых. Для этого последо- вательно будем возводить в квадрат десятичные дроби 1,1; 1,2; 1,3; …, пока не получим число, больше двух.
Имеем: 1,12 = 1,21 ; 1,22 = 1,44 ; 1,32 = 1,69 ;
1,42 = 1,96 ; 1,52 = 2,25 . Так как 1,42 меньше двух,
а 1,52 больше 2, то число 2 больше 1,4, но меньше 1,5 (см. рис. б). Значит, 2 = 1,4..... Чтобы
найти цифру сотых, будем последовательно возво-
дить в квадрат десятичные дроби 1,41; 1,42; …. Так как 1,412 = 1,9881, а 1,422 = 2,0164 , то чис-
ло 2 больше 1,41 и меньше 1,42 (см. рис. в). Зна- чит, 2 = 1,41... .
1. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу 39 . Какая это точ-
ка?
1) точка Q 2) точка M 3) точка N 4) точка Р
Решение. 6 = 36 , 7 = 49 , 8 = 64 .
36 < 39 < 49 , следовательно, числу 39
соответствует одна из точек М или N.
Точка М ближе к числу 36 , точка N ближе к
49 .
Отметим середину отрезка: 6,5 = 42,25
36 < 39 < 42,25 , следовательно, числу 39 соответствует точка М.
Ответ: 2.
7 3
2. Укажите наибольшее из чисел 0,6; 0,63; ; .
11 7
7 3
1) 0,6 2) 0,63 3) 4)
11 7
Решение. Можно рассуждать так: 0,6<0,63;
3 < 0,5 < 0,6 .Осталось сравнить 0,63 и 7 :
7 11
7 = 0,636... >0,63. Ответ: 3.
11
3. Какое из приведенных ниже неравенств являет- ся верным при любых значениях a и b, удовлетво- ряющих условию a > b ?
1) b - a > 0 3) a - b > 3
2) b - a < -1 4) a - b > -2 Решение: Проанализируем каждое из неравенств, приведенных в ответах. 1) Из условия a > b сле- дует, что b - a < 0 ; ответ не подходит. 2) Из условия b - a < 0 не следует, что b - a < -1; например, при a = 1,5 и b = 1 первое равенство
верно, а второе нет. 3) Рассуждаем так же, как и в пункте 2; ответ не подходит. 4) Из условия
a - b > 0 и 0 > -2 , что a - b > -2 ; значит, при любых значениях а и b, удовлетворяющих усло-
вию a > b , будет выполняться условие
Реши сам :
1. (Демо 2010) Числа x и y отмечены точками на координатной прямой. Расположите в порядке возрас-
1 1
тания числа ,
X y
и 1.
1
1) ,
x
1 1 1
, 1 2) 1, ,
Y y x
1 1
3) , 1,
X y
1 1
4) , ,1
Y x
2. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу
1) Точка А 2) Точка В 3) Точка С 4) Точка D
3. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу
1) Точка А 2) Точка В 3) Точка С 4) Точка D
. Какая это точка?
. Какая это точка?
4. Одна из точек на координатной прямой соответствует числу √52. Какая это точка?
1) Точка К 2) Точка Е 3) Точка F 4) Точка P
5. .Расположите в порядке возрастания числа 0,0157; 0,105; 0,07. 1) 0,07; 0,105; 0,0157; 2) 0,105; 0,07; 0,0157;
3) 0,0157; 0,105; 0,07; 4).0,0157; 0,07; 0,105.
6.
Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
1) точка А 2) точка В 3) точка С 4) точка D
7. Расположите в порядке убывания числа 0,1327; 0,014; 0,13. 1) 0,1327; 0,014; 0,13 3) 0,1327; 0,13; 0,014
2) 0,014; 0,13; 0,1327 4) 0,13; 0,014; 0,1327
8. Расположите в порядке возрастания числа 0,0801; 0,08; 0,108. 1) 0,08; 0,0801; 0,108 3) 0,08; 0,108; 0,0801
2) 0,108; 0,0801; 0,08 4) 0,0801; 0,08; 0,108
9. На координатной прямой (см. рис) отмечены числа a и b. Какое из приведенных утверждений неверно?
1) a2b > 0
2) a + b > 0
3) a - b > 0
4) b - a > 0
10. Найдите координату точки А. Ответ:
11. Для каждого из чисел
А) -3 Б) 3 В) 5
укажите соответствующую точку прямой.
Ответ:
А
Б
В
12. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу 2,3. Какая это точка?
Ответ:
13. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
Ответ:
14. Какие из отмеченных точек находятся на расстоянии 3 от точек А?
Ответ:
15. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?
1) точка А 2) точка В 3) точка С 4) точка D
Вернуться в содержание
Тема 4 Нахождение значения буквенного выражения
Теория
Практика
Полезно помнить:
1. Чтобы сложить два числа с одинако- выми знаками, надо сложить их модули и перед суммой поставить их общий знак Например:
(-3) + (-6) = -(3 + 6) = -9
(+3) + (+5) = +(3 + 5) = +8
2. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно поставить знак «-» и сло- жить их модули.
Например:
(-11) + (-24) = -(11+ 24) = -35
3. Чтобы сложить два числа с разными знаками
Надо из большего модуля вычесть меньший и поставить знак того модуля, который больше:
Н-Р: -15 +8 = -(15 – 8) = - 7
4. При делении и умножении:
1. Произведение двух чисел с одинаковы- ми знаками есть число положительное.
2. Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.
Н-р: 6 х (-4) = -24 -12 : (-6) = 2
5. При возведении в степень:
a1 = aa2 = a × aa3 = a × a × a
57 = 5 × 5 × 5 × 5 × 5 × 5 × 5
(-3)4 = (-3) × (-3) × (-3) × (-3) = +81
(-2)5 = (-2) × (-2) × (-2) × (-2) × (-2) = -32
1. Найдите: a + 0,5b3 при a = 20 и b = -4 . Решение.a + 0,5b3 = 20 + 0,5 × (-4)3 = 20 + 0,5 × (-64) = 20 - 32 = -12
Ответ: -12
2. Найдите 1,5x3 - 3x2 + 4 при x = -1. Решение: При x = -1:
1,5x3 - 3x2 + 4 = -1,5 - 3 + 4 = - 1 .-0,5
Ответ :
2
x4 x2
3. - + + x при x = -4 .
4 2
Решение: При x = -4 :
- x4 + x2 + =-(-4)4 + (-4)2 + - =-44 +16- =- + =-
x ( 4) 4 64 4 60
4 2 4 2 4 2
Ответ: -60.
4. Найдите значение выражения x3 5 при x = - 5 .
5
Решение. При x = - 5 : x 3 5 = (- 5)3 5
5 5
(- 5)3 5 = - ( 5)4 = - 54 = - 625 = - 25 = - . Ответ: -5.
5
5 5 5 5 5
-2
5. Найти значение выражения æ 1 ö .
ç 4 ÷
è ø
æ 1 ö-2 1 1
Решение. ç ÷ = = = 16 .
è 4 ø æ 1 ö21
ç 4 ÷ 16
è ø
-2 2
Илиæ 1 ö æ 4 ö 2 . Ответ: 16.
ç 4 ÷ = ç 1 ÷ = 4 = 16
è ø è ø
6. Найдите значение выражение x3 5 при x = - 5 .
5
Решение. Подставим значение х в выражение.
При значение выражения x3 5 равно (- 5)3 5 .
x = - 5
5 5
(- 5)3 5 = - ( 5) 4 = - 54 = - 625 = - 25 = - Ответ: -5.
5
5 5 5 5 5
7. Найдите значение выражения a 2 - b2 при a = 8 ;
b = -6 .
Решение. Подставим значения а и b в выражение.
a2 -b2 = 82 -(-6)2 = 82 - 62 (8 - 6)(8 + 6) = 2×14 = 2× 2× 7 = 2 7
Ответ: 2 7 .
Реши сам :
1. (Демо 2010 задание 4) Найдите значение выражения
a2 a4
x 4 + x3
4 3
- 1 при
x = 1. Ответ:
2. a - -
2 4
при
a = -4 . Ответ:
3. ax a + x
4. x - y
xy
при
При
a = 1
2
x = 1
5
и x = 1 . Ответ:
3
и y = 1 . Ответ:
3
5. a + b
b
при
a = -2,5 и b = 3. Ответ:
6. 3a 2 + a + 1 при
a = - 1 . Ответ:
4
7. 1 - 0,5a2 + 2a3
при
a = -1. Ответ:
8. 20x3 - 8x2 + 4
при
x = -0,1. Ответ:
9. 1 -
при
a = 0,04
и c = 0,64 . Ответ:
10. 1 - 7 y 2 + 30 y3 при y = -0,1. Ответ:
11.
12.
0,2x3 + x2 + x
0,6x3 - x2 - x
При при
x = 10 . Ответ:
x = -10 . Ответ:
13.
a - b a + b
при
a = -0,2
и b = -0,6 . Ответ:
14.
a2 + b2
при
a = 12
и b = -5. Ответ:
15.
x2 - y 2
при
x = 10 и
y = -6 . Ответ:
Вернуться в содержание
Тема 5 Выражение из формул одних величин через другие
Теория
Практика
Запись какого либо правила с помощью букв называют фор- мулой.
Запишем правило нахождение пути по скорости и времени дви- жения в буквенном виде. Обозна- чим путь буквой s, скорость — буквой v и время — буквой t. По-
лучим равенство s = vt — это ра-
венство называют формулой пути.
По формуле пути можно решать различные задачи.
Полезно вспомнить:
1. Чтобы найти неизвестное сла- гаемое надо из суммы вычесть из- вестное:
а + х = в; х = в-а
2. Чтобы найти неизвестный сомножитель надо произведение разделить на известный: а*х=в; х=в:а
3. Чтобы найти неизвестный де- литель надо делимое разделить на частное: а:х=в; х=а:в
4. Чтобы найти неизвестное де- лимое надо делитель умножить на частное: х:а=в; х=а*в
1. Автомобиль движется со скоростью 60 км/ч. За какое время он пройдет путь в 600 км?
Решение. Заменим в формуле s = vt буквы s и v их значениями:
s = 600 , v = 60 . Получим уравнение: 600 = 60t . Из него находим, что t = 600 : 60 , то есть t = 10 . Значит, чтобы проехать 600 км, ав- томобиль должен двигаться 10 ч.
Ответ: за 10 ч.
2. Из формулы скорости газовых молекул v = 3 p выразите дав-
d
ление газа p.
3 p V 2dРешение:V = ; p =
d 3
3. Зная длину своего шага, человек может приближенно подсчитать пройденное им расстояние s по формуле s = nl , где n — число ша- гов, l — длина шага. Какое расстояние прошел человек, сделавший 4000 шагов, если длина его шага составляет примерно 55 см? Ответ выразите в километрах.
Решение.s = 4000 × 55см = 220000см = 2200м = 2,2км . Ответ: 2,2 км.
4. Выразите из формулы скорости равноускоренного движения
v = v0 + at время t.
Решение. Выполним два шага: 1) сначала выразим at ; 2) Затем вре- мя t. 1) at = v - v ; 2) t = v - v0 . Ответ:t = v - v0 .
0 a a
Реши сам :
t
1. (Демо 2010 Задание 5) Из формулы периода обращения T = выразите время
N
вращения t. Ответ:
2. Выразите из формулы F = 1,8C + 32 переменную С. Ответ:
3. Выразите из формулы l = 1 + 7,8t
переменную t. Ответ:
4. Из формулы a = v - v0
t
5. Из формулы a = v - v0
t
выразите переменную v. Ответ:
выразите переменную t. Ответ:
6. Из формулы g
= P выразите переменную V. Ответ:
V
A
7. Из формулы
N = выразите переменную A. Ответ:
t
8. Из формулы
9. Из формулы
1 = 1 + 1
x a b
1 = 1 - 1
y a b
выразите переменную b. Ответ:
выразите переменную a. Ответ:
10. Выразите из формулы скорости равноускоренного движения v = v0 + at
a.Ответ:
ускорение
11. Выразите из формулы пути равномерного движения s = s0 + vt
nmv2
скорость v. Ответ:
13. Из формулы давления газа
p = выразите скорость молекул v. Ответ:
3
14. Объем цилиндра вычисляется по формуле V = p R2H , где R – радиус основания, Н – высота ци- линдра. Выразите из этой формулы радиус R. Ответ:
at 2
15. Из формулы пути равноускоренного движения s = выразите время t Ответ:
2
Вернуться в содержание
Тема 6 Применение свойств арифметических квадратных корней для вычисления значений выражений
Теория
Практика
Арифметический квадратный корень
Определение: a = b , где a ³ 0 , b ³ 0 , b2 = a
Сво
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...