Тема 10 Решение системы двух уравнений с двумя переменными
Теория Практика Решить систему уравнений – значит найти множество её решений.
ных, обращающая каждое уравне 1. Решим систему уравнений ìx2 - 3xy - 2 y2 = 2, îx + 2 y = ешение: Выразим из второго менную верное числовое равенство. через y: x = 1 - 2 y . Системы уравнений с двумя можно решать: а) графическим способом; б) способом подстановки;
Графический способ применим к решению одставим в первое уравнен жение 1 - 2 y , получим уравнение с переменной y: осле упрощения получим равнос нение 8 y2 - 7 y -1 = 0
системы. Лишь некоторые найденн
Решив его, найдем, что y = - 1 , ставив в системы могут оказаться точным можно убедиться, подставив их ко уравнения системы. формулу x = 1 - 2 y y = - 1 , по 1 8 Способ подстановки «хорош» при решении систем, когда одно из уравнений является уравнением первой степени. Полезно помнить алгоритм решения этим способом: 1.Из уравнения первой степени выражают одну переменную через другую. x1 = 1 - 2 × (- 8) = Подставив в фор олучим: x2 = 1 - 2 ×1 = -1.;Итак система имеет два решения: 2.Подставляют полученное выражение в урав- нение второй степени 3.Решают получившееся уравнение. x = 11 , 1 4 y = - 1 1 8 и x2 = -1, 1 y2 = 1.Ответ можно 4.
Способом сложения лучше по случае, когда оба уравнения с уравнения второй степени. записать также в виде пар: (1 4 Если система состоит из двух у ой сте- пени с двумя переменными, то ния обычно бывает трудно. В отдельных случаях такие системы удается решить, используя способ подста- новки или способ сложения.
2. Решим систему уравнений
í îxy = 6.
еременную y через x: y = 6 .; По ервое x 6
Получим уравнение относит
æ 6 ö2
x1 = -3, x2 = 3. è x ø
По формуле y = 6 находим y: x y1 = -2 , y2 = 2 . Значит, система имеет два решения: x1 = -3 , y1 = -2 и x2 = 3, y2 = 2 . Ответ: (-3;-2) , (3;2) .
3. Вычислите координаты точки В. Решение. Точка В является пересечением прямых 2x - 3y = -8 и x - 4 y = -5 . Решив систему ì2x - 3y = -8
, найдем, что x = -3,4 ; y = 0,4 .
Ответ: В(-3,4;0,4).
4. Решите систему уравнений . î(x - 2)( y - 4) = -8 Решение. Преобразуем второе уравнение системы (x - 2)( y - 4) = -8 к виду xy - 2 y - 4x + 8 = -8 . Подставим в него xy = -12 . Выполнив преобразова- ния, получим систему: ìxy = -12
Решив эту систему, получим: (-2;6), (3;-4).
Ответ: (-2;6), (3;-4). Возможна запись ответа в другом виде: x1 = -2 , y1 = 6 , x2 = 3, y2 = -4 , или ìx1 = -2 ìx2 = 3 í y = 6 и í y = -4 . î 1 î 2 Другое возможное решение. Выразим из первого уравнения одну из переменных через другую, напри- мер, y = -12 x . Подставим y = -12 x во второе урав- нение системы, получим уравнение
x квадратное уравнение x2 - x - 6 = 0 . Найдем корни данного уравнения и соответствующие значения y, получим: (-2;6), (3;-4). Реши сам: 1. (Демо 2010 задание 10) Окружность, изображенная на рисунке, задается уравнением
x2 + y 2 = 1. Используя этот рисунок, для каждой системы уравнений укажите соответствующее ей утверждение. ìx2 + y 2 = 1 А) í î y = -x ìx2 + y 2 = 1 Б) í î y = x - 2 ìx2 + y 2 = 1 В) í î y = -1 Ответ: 1) Система имеет одно решение
2) Система имеет два решения
3) Система не имеет решений
2.
А) ï x 1) Нет решений ïî y = -x2
Б) í x 2) Одно решение ïî y = -3x
В) ï x 3) Два решения ïî y = 3x
3. Вычислите координаты точки В. Ответ:
4. На рисунке изображен график функции А. y = 2x2 + 3x - 2 . Вычислите абсциссу точки Ответ: 5. На рисунке изображен график функции точки А. Ответ: y = -3x2 - 5x + 2 . Вычислите абсциссу
ì2x - 3y = 5, 6.
Ответ:
7 -10. Решите способом подстановки систему уравнений:
î ì y = x - 1,
ìxy + x = -4,
ìx + y = 9,
ìx + y = 2, 11.
ìxy = 12, 12.
1) (6;2), (-6;-2) 2) (-2;-6), (6;2) 3) (6;-2), (2;-6) 4) (-6;-10), (2;-2)
13. Для каждой системы уравнений определите число ее решений (используйте графические сообра- жения). В таблице под каждой буквой запишите номер соответствующего ответа. ì y = 1
ì y = 1
ì y = 1 ï ï
x В) ï x ïî y = -x ïî y = x3 ïî y = -x2 1)
Ответ:
14. На рисунке изображен график функции у = 5х2 + 14х - 3. Вычислите абсцис- су точки А.
Ответ:
15.
î3x - 5 y = 16 Вернуться в содержание Тема 11 Составление уравнения по условию текстовой задачи
Реши сам: 1. (Демо 2010 задание 11) Прочитайте задачу: «Фотография имеет форму прямоугольника со сторона- ми 10 см и 15 см. Ее наклеили на белую бумагу так, что вокруг всей фотографии получилась белая окантовка одной и той же ширины. Площадь, которую занимает фотография с окантовкой, равна 500 см2. Какова ширина окантовки?». Пусть ширина окантовки равна х см. Какое уравнение соответствует условию задачи? 1) (10 + 2x)(15 + 2x) = 500 2) (10 + x)(15 + x) = 500 3) 10 ×15 + (10x + 15x) × 2 = 500 4) (10 + 2x)(15 + x) = 500
2. Прочитайте задачу. Расстояние между двумя пристанями 24 км. Лодка проплыла от одной пристани до другой и вернулась обратно, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч.Обозначьте буквой х соб- ственную скорость лодки (в км/ч) и составьте уравнение по условию задачи. 1) 24 + 24 = 5 2) 24 = 24 - 5 3) x + 2 + x - 2 = 5
x + 2 x - 2 x + 2 x - 2 24 24
3. Прочитайте задачу: «Периметр прямоугольника равен 20 см. Длины его смежных сторон относятся как 3 : 2. Найдите длины сторон этого прямоугольника». Пусть a и b – стороны прямоугольника, причем a – большая сторона. Какая система уравнений не со- ответствует условию задачи? ìa + b = 10
ì2(a + b) = 20 ï ì2(a + b) = 20
ìa + b = 10 2) ía 3 4) í ïîb = 2 î3a = 2b 4. Прочитайте задачу: «Периметр прямоугольника равен 10 см. Длины его смежных сторон относятся как 3 : 2. Найдите длины сторон этого прямоугольника». Пусть a и b – стороны прямоугольника, причем a – большая сторона. Какая система уравнений не со- ответствует условию задачи? ìa + b = 10 ï 1) ía = 3
ìa + b = 5 2) í2a = 3b ì2(a + b) = 10 3) í2a = 3b ì2(a + b) = 10 ï 4) ía = 3 ïîb 2 î î ïîb 2 5. Прочитайте задачу: «Периметр прямоугольника равен 30 см. Длины его смежных сторон относятся как 4 : 1. Найдите длины сторон этого прямоугольника». Пусть a и b – стороны прямоугольника, причем a – большая сторона. Какая система уравнений не со- ответствует условию задачи? ìa + b = 15 ï
îb ìa + b = 15
ì2(a + b) = 30
ì2(a + b) = 30
6. Прочитайте задачу: «Периметр прямоугольника равен 10 см. Длины его смежных сторон относятся как 4 : 1. Найдите длины сторон этого прямоугольника». Пусть a и b – стороны прямоугольника, причем a – большая сторона. Какая система уравнений не со- ответствует условию задачи? ìa + b = 5 ï ìa + b = 5 ì2(a + b) = 10 ì2(a + b) = 10 ï 1) ía 2) í 3) í 4) ía 4 ïîb = 4 îb = 4a îa = 4b ïîb = 1 7. Прочитайте задачу: «В трех группах детского сада 70 детей. В старшей группе в 3 раза меньше, чем в старшей. Сколько детей в старшей группе?» Какое уравнение соответствует условию задачи, если буквой х обозначено число детей в старшей группе? 1) x + (x + 15) + 3(x + 15) = 70 x 2) x + x + ( x 3 3 + 15) = 70 3) x + + (x + 15) = 70 3 4) x + 3x + (x + 15) = 70 8. Прочитайте задачу: «Периметр прямоугольника равен 30 см. Длины его смежных сторон относятся как 2 : 1. Найдите длины сторон этого прямоугольника». Пусть a и b – стороны прямоугольника, причем a – большая сторона. Какая система уравнений не со- ответствует условию задачи? ìa + b = 15 ìa + b = 15 ï ì2a + 2b = 30 ìa + b = 30 ï
2) í a b = 3) ía = 2b 4) ía = 2
9.
Какое уравнение соответствует условию задачи, если буквой х обозначено число страниц в книге? 0,3 1) x = 29 + 34 2) 0,3x = 29 + 34 3) x = 0,3 × (29 + 34) 4) x 0,3 = 29 + 34 10. В классе 25 учащихся. При посадке деревьев в школьном саду каждая девочка посадила по 2 дере- ва, а каждый мальчик – по 3 дерева. Всего было посажено 63 дерева, Сколько в классе девочек? Пусть в классе х девочек. Какое уравнение соответствует условию задачи? А. (25 - x)2 = 3(63 - x) Б. 2x = 63 В. 3(25 - x) = 2x Г. 2x + 3(25 - x) = 63 11. В спортивной секции занимается 26 детей. Каждая девочка имеет по 2 медали, а каждый мальчик – по 3 медали. Всего мальчики и девочки имеют 68 медалей. Сколько в секции занимается мальчиков? Пусть в секции х мальчиков. Какое уравнение соответствует условию задачи? А. 2(x + 26) = 68 - x Б. 2x + 3(26 - x) = 68 В. 68 - 2x = x + 3 Г. 2(26 - x) + 3x = 68 12. В кружке занимается 20 детей. К празднику каждая девочка сделала по 4 сувенира, а каждый маль- чик – по 3 сувенира. Всего было сделано 72 сувенира. Сколько в кружке занималось девочек? Пусть в кружке х девочек. Какое уравнение соответствует условию задачи? А. 4(20 - x) + 3x = 72 В. (72 - 4x)3 = 20 Б. 72 - 7x = 20 Г. 4x + 3(20 - x) = 72 Вернуться в содержание Тема 12 Понимание формулы n-го члена арифметической прогрессии
Реши сам: 1. (Демо 2010 задание 12) Из арифметических прогрессий, заданных формулой n-го члена, выберите ту, для которой выполняется условие a25 < 0 1) a n = 2n 2) a n = -2n + 50 3) a n = -2n + 100 4) a n = 2n - 100 2. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них — арифметическая про- грессия. Укажите ее. 1) 1; 1 ; 1 ; 2 3 1 ;... 2) 1,2,4,8 3) 1;3;5;7;... 4 4) 1;2;3;5;... 3. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 1, b n +1 = 3b n . Какое из данных чисел является членом данной прогрессии? 1) 6 2) 12 3) 24 4) 27 4. Для каждой арифметической прогрессии, заданной формулой n-го члена, укажите ее разность d. А) a n = 4n + 3 Б) b n = 2n + 4 В) c n = 3n - 2 1) d = -2 2) d = 4 Ответ: 3) d = 2 4) d = 3
5. Для каждой арифметической прогрессии, заданной формулой n-го члена, укажите ее разность d. А) a n = 4n + 3 Б) b n = 3n + 2 В) c n = 2n - 4
Ответ: 1) d = -4 2) d = 4 3) d = 2 4) d = 3
6. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 1, b n +1 = 2b n . Какое из данных чисел является членом данной прогрессии? 1) 10 2) 16 3) 18 4) 24 7. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 1, b n +1 = 3b n . Какое из данных чисел является членом данной прогрессии? 1) 27 2) 22 3) 15 4) 12 8. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них — геометрическая про- грессия. Укажите ее. 1) 1; 1 ; 1 ; 2 3 1 ;... 4 3) 1;3;5;7;... 2) 1;2;4;8;... 4) 1;2;3;5;... 9. Какое из чисел является членом арифметической прогрессии, заданной формулой аn= 2n+1. А. -10 Б. 0 В. 11 Г. 8 10.Найдите десятый член арифметической прогрессии 3; 1;…. А. 21 Б. 20 В. - 15 Г. - 20 11. Найдите сумму одиннадцати первых членов арифметической прогрессии, если а1= - 5, d= - 3 А. - 220 Б. -200 В. -150 Г. -100 12. Найдите первый член арифметической прогрессии, если разность равна 2, а двадцатый член этой прогрессии равен.28. А. -5; Б, 4; В. -10; Г. 0 13. Какое из чисел является членом арифметической прогрессии, заданной формулой аn= 3n - 1. А.13 Б. 0 В.8 Г. - 8 14. Найдите восьмой член арифметической прогрессии -3; 2;…. А. 21 Б. 32 В. - 16 Г. - 20 15. Найдите сумму пятнадцати первых членов арифметической прогрессии, если а1=4, d= - 5 А. 220 Б. -275 В. -150 Г. -465 Вернуться в содержание
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |