Раздел II. Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии (34 часа)
| |||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-9: З.3; У.3; В.3 ПК-7: З.5; У.5; В.5 | |||||||||||||||
Содержание раздела Тема II .1 Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития Основные концепции и учения, рассматривающие вопросы показателей нормального и нарушенного психического развития - три систематических блока: I блок – блок социально-психологических концепций, которые дают представление о генезисе, строении, развитии и нарушении (или несформированности) психической деятельности ребенка. II блок – блок нейропсихологических концепций, раскрывающие закономерности и взаимосвязи мозга и высших психических функций (ВПФ) в развитии в зависимости от возрастного этапа развития ребенка. III блок – блок психологических концепций, раскрывающие психологическое содержание, структуру ВПФ на разных возрастных этапах; выявляющие несформированность (девиацию, дефицит или дефект) в развитии ВПФ; обнаруживающие наличие (или отсутствие) связи девиации развития психического развития ребенка с морфологической или социальной составляющей строения ВПФ. Тема II .2 Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития Основные показатели деятельности ЦНС – маркеры нарушенного развития: скорость и эффективность обменных процессов. Основные показатели функционирования ЦНС на биоэлектрическом уровне – ритмы деятельности мозга (α-, β-, γ-, θ- и др. ритмы). Возрастные закономерности изменения основных показателей обменных и биоэлектрических процессов. Тема II .3 Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий (механизмы нарушенного развития): слабая дифференцированность нервных клеток; малый размер нервных клеток; недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему; незавершенность проводящих путей нервной системы – слабая миелинизация нервного волокна; недостаточность межполушарного взаимодействия. Причины возникновения и условия реализации каждого механизма нарушения. | |||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | ||||||||||||||
Лекция 3 Тема II .1 «Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития» Кол-во часов: 2 План: 1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития: · блок социально-биологических концепций; · блок нейропсихологических концепций; · блок психологических концепций. 2. Основные показатели нормального развития. Список литературы: [1; 5; 13] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация: · «Понятия «норма» и «отклонение» в развитии». |
Практическое занятие 2 Тема II .1 «Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития» Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия План: 1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития: · блок социально-биологических концепций; · блок нейропсихологических концепций; · блок психологических концепций. 2. Основные показатели нормального развития. Список литературы: [1; 5; 13] Информационное сопровождение: Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: · «Социальное и биологическое в развитии психики в онтогенезе», · «Нейропсихологические подходы к пониманию нормального и нарушенного развития», · «Психологические концепции нарушенного развития ребенка». | ||||||||||||||
Лекция 4 Тема II .2 «Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития» Кол-во часов: 2 План: 1. Нейрофизиологический аспект содержания понятие нарушенного развития. 2. Основные показатели нарушенного развития: нейрофизиологический подход. Список литературы: [2; 3; 4; 8] Информационное сопровождение: Мультимедийные презентации: · «Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития». |
Практическое занятие 3 Тема II .2 «Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития» Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра План: 1. Нейрофизиологические механизмы нарушенного развития. 2. Причины возникновения дизонтогенеза. 3. Нейрофизиологические параметры дизонтогенеза. Список литературы: [2; 3; 4; 5] Информационное сопровождение: Мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами: · «Причины возникновения дизонтогенеза», · «Нейрофизиологические параметры дизонтогенеза». | ||||||||||||||
Практическое занятие 4 Тема II .3 «Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий» Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия План: 1. Слабая дифференцированность нервных клеток. 2. Малый размер нервных клеток. 3. Недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему. 4. Понятие миелинизации нервной системы. 5. Основные механизмы и этапы миелинизации ЦНС. 6. Причины и последствия нарушения миелинизации нервной системы Список литературы: [4; 6; 12]
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |