Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МИФ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



2019-10-11 255 Обсуждений (0)
МИФ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Семантическая система древности принципиально отличается от современной, образованной в том числе и путем ряда трансформаций, знаковой системы архаики. Первобытному человеку приходилось действовать в условиях отсутствия понятийного аппарата. Он возникал постепенно и был образован значительно позже, а сначала существовали лишь образы, но и они отличались от современных тем, что не имели определенной качественной характеристики, невозможной вне понятийного мышления. Поэтому "преисподняя" и "небо" выступали для мифологического мышления как одно и то же, "святой" и "гнусный" обозначались одним словом "sacer" и первоначально не имели этической окрашенност; "молодой" и "старый", "отец" и "сын" являлись смысловыми эквивалентами.

Смысловая дифференциация осуществлялась постепенно и привела в конце концов к тому, что смысловые эквиваленты приобрели диаметрально противоположные значения, что произошло не в последнюю очередь путем пространственной поляризации на высокое и низкое, на два космических плана - небесный и земной. В древнейших мифах картина сотворения мира изображалась сначала опосредованно путем показа борьбы героев, олицетворяющих "божественное" и "хтоническое", небесное и земное, конструктивное и деструктивное, первоначально бывшее единым.

С переходом первобытного общества от охоты к земледелию трансформации подвергается и мифо-

Мифология и культура

47

логическая семантика, в которой на первое место 'выходят образы, символизирующие плодородие. От бесполых и безличных тотемов в качестве основных героев мифов осуществляется переход к новым героям - богам как подателям и прародителям всего живого

(в греческой мифологии, по словам О.М. Фрейденберг, боги выступают как "постоянные донжуаны"), поскольку на них лежит функция порождения жизни и сами они обладают "вечной жизнью" - бессмертием.

Таким образом осуществляется перекодировка среды и ее восприятия древним человеком, при устойчивом сохранении первобытного гомеоморфизма архаической ментальности, уподобляющей одно другому, способной во всем многообразии явлений и предметов усматривать изначальное единство и тождество одушевленного и неодушевленного, творца и творения, человека и космоса, когда все воспринимается как аналогии одного и того же.

На первый план выходят архетипы рождения, умирания, возрождения, "вегетативная", растительная семантика, исходящая из уподобления жизни человека жизни растения. Появляются культы Матери-Земли,символизирующие плодородие земли и по аналогии с ними образы, в которых запечатлевается представление о человеческой плодовитости, связанной с женщиной, с материнством.

Жизнь первобытного человека повторяла из года в год те "первичные" события, связанные с богами-основателямицивилизации или первопредком, то же происходит и в жизни любого верующего человека. Его жизнь ориентируется на "священную" историю, которая запечатлена в календаре в виде церковных праздников. Таким образом, одним из свойств мифологического мышления является цик-

48

Л.Н. Воеводина

лизм восприятия времени. Время представляется не линейно развивающимся, как о нем думает современный человек, погруженный в Историю, а циклическим, возвращающимся постоянно к мифическому Времени начал. Представление о соотнесенности года и мира, космоса, отразилось во многих языках, например, у аборигенов Северной Америки слово "мир" используется и в значении "год", у якутов выражение "мир прошел" означает, что "прошел год"8.

Многие племена, живущие в лесах, отсчет времени ведут ориентируясь на луну: "...когда луна идет на ущерб, а потом исчезает вовсе, значит, прошел месяц. Когда у индейцев спрашивают, сколько времени вы пробудете вдали от селения, они отвечают: "Эта луна появится и исчезнет, появится новая луна и исчезнет, появится еще одна луна и исчезнет, а когда исчезнет еще одна луна, я вернусь". Это значит, что пройдет четыре месяца"9.

Ритмично сменяют друг друга природные явления: времена года, день и ночь, восход и закат солнца, поэтому и мир для мифологического сознания воспринимается как живое единство рождения, эволюции, смерти и возрождения. Собственно, мифологический мир построен по принципу круга, где рождение тождественно воскрешению и где нет ни начала, ни конца.

"Выпрямление" мифа, его линейная организация в последовательное повествование уже является уступкой современному мышлению, основанному на причинно-следственныхсвязях и логике. С другой стороны, даже действия магического характера, которые производит первобытный человек, не лишены своей логики.

8Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994, С.50-51.•'Биокка Э. Яноама. М., 1972, С. 77.

Мифология и культура

49

Основной характеристикой архаических мифов является их примитивность, фрагментарность, краткость, отсутствие фабулы. Лишь с переходом от первобытного общества к классовому создаются мифы с более развитой, а иногда и сложной фабулой, которые группируются в циклы. Миф, являясь наряду с ритуалом древнейшей знаковой формой, не столько обозначает собой нечто, сколько генерирует значения, является смысло- и формопо-рождающиммеханизмом культуры. Если рассматривать миф в семантическом аспекте, то миф можно проинтерпретировать как устройство или механизм, генерирующий семантический срез культуры. С другой стороны, космогонический миф содержит в себе модель продуцирования знаковости путем редупликации первознака или первоточки к более сложным биполярно организованным объектам(хаос-космос,земля-небо,ночь-день),в результате чего заполняется весь созданный универсум. Сходные генерационные процессы происходят и в самой культуре. Ю.М. Лотман, например, отмечал, что "запущенный в работу механизм дуальности приводит к постоянному расщеплению каждого культурного языка на два, в

результате чего число языков культуры лавинообразно растет"10. Миф, интегрируя в себе "конечные" глубинные смыслы бытия, вводя в мир архетипы бессознательного, выступает как один из возможных языков культуры -иконичес-кий.Другой универсальной знаковой системой являетсясловесно-дискретная,существующая параллельно с иконической. Взаимодействуя между собой, эти две универсальные языковые структуры

1(1 Лотман Ю.М. Феномен культуры//Лотман Ю.М. Избранные статьи: В3-хт., Т. 1. Таллинн, 1993, С. 41.

50

Л.Н. Воеводина

генерируют человеческую культуру, придавая ей в качестве существенных характеристик гетерогенность и полиглотизм. Космогоническая семантика архаических мифов постепенно становится источником фабул и образов античной литературы, причем метафорой космоса становится образ человеческой красоты: боги и герои в эпосе всегда красивы, хтонические персонажи символизируют хаос, и потому безобразны.

Первичные формы материальной культуры в своей семантической основе были также продуктом мифологического мышления и мифологической редупликации, эквивалентами словесных и действенных форм мифа, семантическими дубликатами: "...два бруска или камня с третьим поперечным передают образ двойника или близнеца, соединенных вместе. Это и близнецы (тотем и нетотем), это горизонт и двери, это межа двух соседних или враждебных коллективов, одновременно граница своего и чужого... неба и преисподней"11. Столб, круг, дверь, ворота, ограда, полог или занавес и их комбинирование рождают будущую структуру материальных форм. Каменные, а позднее деревянные бруски с поперечным третьим дают форму стола, алтаря, метафору неба, солнца, тотема, поедаемого на столе, но стол не был сделан для удобства еды, хотя, так как разрываемый и съедаемый тотем олицетворяет "небо",стол-небодублируется возлежащей на немедой-небом.Сесть на "стол" - стать царем; отсюда "столица", "стольный град".

О.М. Фрейденберг связывала с мифологической редупликацией формирование семантики предметов обихода благодаря дублированию космоса с помо-

' Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978, С. 64.

Мифология и культура

51

щью определенных образов, а также путем изображения зверя - тотема. Зарождение обычаев гостеприимства, торговли и денежного обращения, первых знаков тотемистического происхождения, которые впоследствии будут продублированы на атрибутах государственной символики: стягах, знаменах, медалях, гербах, семантика оружия (щитов, мечей, доспехов) и семантика, а порой и форма различного рода домашней утвари, посуды, сосудов, кубков, светильников, мебели, архитектурных построек - все самым тесным образом связано с проявлениями мифологического мировосприятия человека. Материальные формы первобытной культуры стали основой античной культуры, вобравшей в себя материальные формы, модернизировав и пересемантизировав их. Например, круг, выложенный камнями, станет принципом создания агоры (круглой рыночной площади). В центре огороженного пространства помещали огромный столб и к каменной ограде подводили дороги, выложенные с двух сторон камнями. Это будущие городские аллеи деревьев, колоннады, галереи. Принцип редупликации О.М. Фрейденберг считала основным для мифологического мышления, дублирующего в вещных, действенных и словесных формах универсум, так как для него мир и человек тождественны. Словесные формы мифа с наибольшей определенностью запечатлены в античном эпосе и драме, действенные -втрагедии античности, сюжет которой исходит из космогонических и эсхатологических мифов, первым героем которых является разрываемый и умерщвляемый тотем, будь то "козел отпущения" или "агнец". Шествие, пение, схватка, брань, поражение, победа, плач, крики определяли содержание первых трагедий, причем все три ряда (вещный,

52

Л.Н. Воеводина

словесный и действенный) не сменяли, а сопровождали друг друга.

Центральными персонажами архаических мифов, обычно мифов творения, выступают не природные силы, а сами же люди древности, которые представлены в мифах как первопредки (тотемные предки), порождающие тот или иной род, фратрию (союз нескольких родственных

племен), племя; как де^ миурги, создающие универсум, различные природные объекты. К тотемическим героям в конечном счете восходят персонажи сказок о животных, герои эпической поэзии, Бог-демиургв высших религиях. Понятно, что космогонические мифы называются по праву базовыми, основными мифами. Причем фактор случайности, непредсказуемости вносит драматизм в космогонии разных народов. Мифы творения могут рассматриваться как процесс семантизации или генерирования знаковости, при этом первопризнак равен реальности, а не выступает ее заменителем, реальность есть знак, а значение возникает в результате противопоставления. Заполнение космоса - семантического пространства происходит в результате означивания. Космогонический процесс может быть раскрыт с помощью бинарных оппозиций(небо-земля,день-ночьи т.п.) и "градуальных серий (основанных на постепенном возрастании или уменьшениикакого-либопризнака): растения - животные - люди и т.д."12.

Мифологизм в первобытной культуре распространяется и на цветовое восприятие человека. Отношение к цвету определялось его связями с вопросами космического устройства, ролью в жизни человека и его вещественного окружения, связью

'-ЕвзлинМ.С. Космогония и ритуал. М., 1993, С. 211.

Мифология и культура

со стихийными, природными явлениями и субстанциями. Цвет соотносился со словом, символизировал собою определенные вещи и понятия. Каждому цвету приписывалось определенное магическое воздействие. Употребление того или иного цвета в обрядовой практике было строго регламентировано. Основную цветовую гамму образовывали три цвета: красный, белый и черный. Позднее эта триада основных цветов была дополнена желтым цветом - цветом земли (у греков и китайцев), зеленым - цветом растительности - и синим цветом, связанным в первую очередь с небом, в частности у китайцев и египтян.

Красный цвет изначально символизировал собой жизнь, кровь, силу, энергию, тепло, огонь, солнце. Сакральное значение красного цвета широко использовалось в обрядовой практике первобытного человека с самого рождения. Так, например, тело или только лицо новорожденного ребенка покрывали красной краской, а на руку надевали повязку красного цвета. Использовался этот цвет и в инициа-циях.Воины также раскрашивали себя красной краской перед боем, носили красного цвета талисманы, головные уборы, одежду для устрашения врагов и возбуждения собственной активности. Красный цвет осознавался как жизнеутверждающий, помогающий при болезнях, придающий силы. Красный цвет связан и с высшей властью, это цвет жрецов, царей, правителей, богов. В целом, восприятие красного цвета отличается амбивалентностью, поскольку он вызывает не только радость, ощущение праздника, активно привлекает внимание, но и чувства страха, опасности, угрозы жизни.

С белым цветом ассоциируются дневной свет, молоко, вода, жизнеутверждающие начала, несу-

54

Л.Н. Воеводина

щие человеку благо, безопасность, удачу, приобщение к добрым духам. Белый цвет символизировал верхние сферы, неземную чистоту, облака, например: "Когда ндебу обращаются к духам предков вблизи особых священных деревьев, которые высаживаются в их память в деревнях, они метят дерево белым, затем проводят по земле одну, три или пять полос от дерева до своих ступней, после чего мажут белой краской виски, глазные орбиты и область повыше пупка". Подобные действия символизируют "...состояние доброго согласия и взаимного благожелательства между живыми и мертвыми". Белые полосы означают, что между ними нет "тайных распрей", которые "очернили" бы их печень - "седалище чувств"13. Белый цвет является цветом святости и вместе с красным символизирует жизнь, приумножение, добро. Он активно применяется и в погребальных культах, поскольку считается, что покойник приобщается к миру предков, духов или богов и сам становится влиятельной силой в потустороннем мире. У ндебу его раскрашивают белым цветом и заворачивают в белый саван, а вдова или вдовец после похорон надевают белый наряд, сбривают волосы, украшают себя белыми бусами, совершают омовения и таким образом "очищаются" и "возрождаются" к новой жизни. В Австралии при погребальном обряде родственники и соплеменники раскрашивают себя белой глиной, цвет которой символизирует

цвет духа покойника14. Священные животные и птицы также обычно белого цвета, их особенно почитают и используют для жертвоприно-

13Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в первобытных культурах/ /Семиотика и искуссгвометрия. М., 1972, С. 55.

14Дик Рафси. Луна и радуга. М., 1978, С. 88.

Мифология и культура

55

шений, например, на острове Пасхи особенно ценятся белые петухи и куры15.

Не менее важным для традиционной культуры был черный цвет. В цветовой палитре древности ему уделяли особое внимание, семиотическая нагрузка данного цвета была связана с его негативной психологической оценкой. С черным цветом связано изображение темноты, мрака, зла, страдания, болезни, смерти. Обряд инициации сопровождался этим цветом, символизировавшим смерть. Устойчивой была и другая ассоциация, связавшая черный цвет с браком как погружением в преисподнюю.

Глаз человека примитивного общества способен различать многообразные цветовые оттенки и нюансы, поскольку зачастую от этого зависело его выживание в условиях враждебной окружающей среды.1 Так, например, аборигены архипелага Бисмарка (полуостров Газели) различают следующие оттенки черного цвета: блестящий черный цвет, цвет вороны, просто темный до черноты, черный цвет обугленного ореха мучного дерева; черная грязь болот в зарослях мангровых деревьев, черная краска, получаемая от сожжения смолы канареечного дерева; цвет обугленных листьев бетеля, смешанных с маслом'6.

(Таким образом, миф выступал как одна из древнейших семиотических систем, с помощью которой осуществлялась социальная коммуникация.

15Мифы, предания и легенды о-ваПасхи. М., 1978, С 313.

16Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930, С. 112.

Л.Н. Воеводина

Контрольные вопросы:

1.Как проходило формирование семантической системы в первобытную эпоху?

2.Какой характер носит мифологическое восприятие времени, пространства и цвета в традиционных культурах?

3.Дайте характеристику мифу как древней знаковой системе.



2019-10-11 255 Обсуждений (0)
МИФ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МИФ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)