Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические основы звукоизвлечения.



2019-10-11 684 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы звукоизвлечения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Музыкальное исполнение – это активный творческий процесс, в основе которого лежит сложная психофизиологическая деятельность музыканта. Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых усилий и т.д. Именно это разнообразие психофизиологических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры, и определяет сложность музыкально-исполнительской техники.

Координированная деятельность человека осуществляется посредством сложных и тонких нервных процессов, непосредственно протекающих в корковых центрах мозга. В основе эти процессов лежит образование условного рефлекса, структура и механизм которого детально разработаны И.И. Павловым.

Высшая нервная деятельность складывается из двух важнейших и физиологически равноценных процессов:

a) возбуждение, которое лежит в основе образования условных рефлексов;

b) внутреннее торможение, обеспечивающее анализ явлений.

Оба этих процесса находятся в постоянном и сложном взаимодействии, взаимно влияют друг на друга и в конечном итоге регулируют всю жизнедеятельность человека. Сложная рефлекторная деятельность мозга была бы невозможна без его способности различать и дифференцировать постоянно возникающие и учащающиеся в ней нервные связи, т.е. без аналитико-синтетической деятельности. Наиболее сложные формы анализа и синтеза мы находим в процессе умственной деятельности человека, т.е.  в его мышлении, речи т.д. Всё это относится в функции так называемой второй сигнальной системы, являющейся физиологической основой всей сознательной деятельности человека. В отличие от первой сигнальной системы, основанной на непосредственном чувственном восприятии условных рефлексов, отражающих окружающий нас мир, вторая сигнальная система дает возможность человеку воспринимать явления опосредованно, с помощью мышления. Обе сигнальные системы тесно связаны между собой, причем их действие лежит в основе всех трудовых процессов.

Процесс игры на музыкальном инструменте – это целый ряд сложно-координированных функций (зрительных, слуховых, двигательных, волевых и т.д.), осуществляемый на основе условных рефлексов второй сигнальной системы мозга. Практически это происходит следующим образом: при взгляде на нотные знаки у исполнителя прежде всего возникает раздражения зрительной области коры, вследствие чего происходит мгновенное преобразование первичных сигналов в зрительные представления о нотном тексте. Посредством мышления музыкант определяет положение нот на нотоносце, продолжительность звуков, их громкость и т.д. Зрительное восприятие звука у играющего обычно связывается со слуховыми представлениями. Возбуждение зрительных центров, растекаясь, захватывают слуховую область коры, что и помогает музыканту не только увидеть звук, но и «услышать» его, т.е. ощутить его высоту, громкость, тембр и т.д. Возникшие внутренне-слуховые представления тотчас же вызывают у музыканта соответствующие исполнительские движения, необходимые для воспроизведения данных звуков на инструменте. Так осуществляется двигательная установка, в результате которой рождается звук. Звуковые колебания, в свою очередь, вызывают раздражение слухового нерва, которое благодаря возможности установления обратных физиологических связей передаётся в слуховую область коры и обеспечивает соответствующее восприятие исполняемых звуков (слуховой анализ). Таким образом, процесс звукоизвлечения можно представить себе в виде нескольких взаимосвязанных звеньев одной цепи: нотный знак – представление о звуке – мышечно-двигательная установка – исполнительское дыхание – реальное звучание – слуховой анализ. В ходе осуществления этой сложной условно-рефлекторной взаимосвязи центральное место принадлежит слуховым ощущениям и представлениям играющего. Это вытекает из того, что всякий музыкально-исполнительский процесс основан на стремлении играющего воплотить «предварительно слышимые» им звуки в «реально звучащие». Поэтому, прежде чем извлечь тот или иной звук на инструменте, музыкант должен обязательно «услышать» его в своем сознании, а затем сравнить этот «предслышанный» звук с действительным звучанием. Эти психофизиологические основы звукоизвлечения, применимы к игре на любом музыкальном инструменте. Однако, исполнение на духовых инструментах обладает ещё целым рядом специфических особенностей, не встречающихся при игре на других инструментах.

Значение психофизиологических основ исполнительского процесса необходимо для научного подхода к изучению и участию в исполнительской и педагогической деятельности, достижению более высоких результатов в воспитании творческой личности, в противовес эмпирическому подходу к этим вопросам, основанному только на субъективных представлениях и личном опыте, а следовательно, ограниченному в своих возможностях.

 

 

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.

 

Все духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом. Причиной возникновения звука здесь служат колебания воздушного столба, вызываемые особыми действиями возбудителей. Специфика звукообразования на духовых инструментах зависит от устройства инструментов, от их принадлежности к той или иной группе:

a) лабиальные;

b) язычковые;

c) с воронкообразным мундштуком.

К группе лабиальных инструментов (свистящих) относятся все виды флейт, свирели и некоторые органные трубы. В группу язычковых (тростевых) инструментов входят гобои, кларнеты, фаготы, саксофоны. К группе инструментов с воронкообразным мундштуком (медных) относятся корнеты, трубы, валторны, тромбоны, тубы.

На флейте, являющейся инструментом с газообразным возбудителем, звук образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия (лабиума), находящегося в головке флейты.

Все язычковые, принадлежащие к инструментам с твердым возбудителем, образуют звуки при помощи колебаний особых тростниковых пластинок (тростей). Колебательный процесс на этих инструментах регулируется действиями двух взаимодействующих сил: поступательным движением выдыхаемой струи воздуха и силой упругости трости. Выдыхаемая струя воздуха огибает утончённую часть трости кнаружи, а сила её упругости заставляет тростниковую пластинку возвратиться в первоначальное положение. Этими движениями язычка (трости) обеспечивается прерывистое, толчкообразное вхождения воздуха в канал инструмента, где возникают ответные колебания воздушного столба, порождающей звук.

На духовых инструментах с воронкообразным мундштуком в роли твердого колеблющего возбудителя звука выступают центральные участки губ, охваченные мундштуком. Как только выдыхаемая струя воздуха попадает в узкую губную щель, она тотчас приводит в колебание губы. Эти колебания, изменяя величину отверстия губной щели, создают периодические, толчкообразные движения воздуха в мундштук инструмента. Результатом этого являются поочерёдные сгущения и разряжения воздуха в канале инструмента, обеспечивающие появлении звука. Таким образом, во всех случаях причиной образования звука является периодическое колебание воздушного столба, заключенного в инструменте, вызываемое специфическими движениями различных по устройству возбудителей звука. При этом колебательные движения воздушной струи, тростниковых пластинок или губ возможны лишь при условии согласованных действий различных компонентов исполнительского аппарата.



2019-10-11 684 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы звукоизвлечения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические основы звукоизвлечения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)