Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техника исполнительского дыхания.



2019-10-11 339 Обсуждений (0)
Техника исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопрос о правильном дыхании в значительной степени сводится к умению играющего использовать свойственную дыханию гибкость, способность дыхания видоизменяться в зависимости от требований исполнения музыки.

Основная трудность техники исполнительского дыхания заключатся в необходимости объединить два момента: быстрый короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Чем короче время, предоставленное играющему для производства вдоха, тем меньше участия в нём должны принимать верхние, наименее подвижные рёбра. Вдох будет происходить при активном участии нижней половины груди и диафрагмы. Чем значительнее время, отведённое для вдоха, и чем больше потребность в продолжительности выдоха, тем большее участие в дыхании смогут принимать верхние отделы груди, тем полнее будет выражен тип глубокого грудобрюшного дыхания. Дыхание при игре не остается неизменным, оно постоянно видоизменятся по глубине.

Для осуществления рационального вдоха необходимо приложить мундштук инструмента к губам, а затем через углы рта и одновременно через нос быстро и бесшумно ввести в лёгкие воздух. При этом необходимо следить, чтобы вдох осуществлялся при активном участии рёбер грудной клетки и диафрагмы. При вдохе, перед началом игры, как правило, не следует набирать максимальное количество воздуха. Вдох должен происходить с таким расчётом, чтобы плечи и лопатки не поднимались. Скорость вдоха при игре всегда должна соответствовать тому времени, которое отводится для смены дыхания. Быстрый, короткий вдох должен производиться без ущерба для длительности звуков.

Довольно распространенным недостатком является шумный вдох. Некоторые исполнители привыкают к нему и даже перестают его замечать. Этот недостаток не только производит тягостное впечатление на слушателя, но и мешает быстрому произведению вдоха, т.к. воздух через полуоткрытую гортань проходит не только с шумом, но и значительно медленнее.

Не рекомендуется делать новый вдох, а тем более глубокий, не освободив лёгкие от имеющегося в них запаса воздуха. Воздуха в лёгкие следует набирать по возможности столько, сколько его требуется для исполнения данной музыкальной фразы, а в новом его запасе ощущалась бы, наряду с требованием фразировки, также и естественная потребность. Необходимо, однако, предупредить, что это, отнюдь, не означает того, что выдох надо делать до полного иссякания воздуха в лёгких.

Решающей фазой в процессе дыхания при игре на духовых инструментах является выдох, т.к. он связан уже непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса. Выдыхаемый поток воздуха для духовика – это то же самое, что смычок для струнника. Важность его двоякая: с одной стороны – это основа для извлечения звука, с другой – средство образования музыкальной линии (средства выражения, формирования фразы). Таким образом, можно говорить о «физическом» и «интеллектуальном» дыхании. Поэтому выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то ускоряющийся и усиливающийся, то замедляющийся и замирающий и т.д.

Искусство владения выдохом связано с умением «играть на опоре», или на «опёртом дыхании». Чувство опоры возникает вследствие обострения антагонизма  вдыхательных и выдыхательных мышц. При этом в организме духовика возникает напряжённое равновесие мышц-антагонистов, ощущение того, что воздух в лёгких сжат, а в инструмент поступает упругий, сконцентрированный, хорошо контролируемый поток воздуха. Благодаря опёртому выдоху каждый звук, извлечённый на духовом инструменте, как бы получает поддержку снизу в виде упругого, сгущённого столба воздуха, опирающегося на мышцы брюшного пресса. Вдыхательные мышцы, производя вдох, сразу не расслабляются, и при выдохе особым образом противодействуют работе выдыхательных мышц. В результате этого выдох происходит более плавно и становится более продолжительным. Особенно, помощь опоры необходима при извлечении звуков верхнего регистра. По мере повышения тесситуры извлекаемых звуков, духовики увеличивают плотность опоры дыхания, что приводит к повышению позиции звучания, а это, в свою очередь, даёт возможность извлекать звуки верхней половины звукоряда без чрезмерного напряжения губного аппарата. Таким образом, хорошо поставленное опёртое дыхание позволяет поставить свободный, не зажатый,  выносливый и цепкий амбушюр. Духовик получает возможность «играть на дыхании, а не на губах». С помощью опоры духовики вырабатывают надёжную атаку, чистую интонацию, яркие штрихи, гибкость и разнообразие динамики. Благодаря опоре звучание инструмента становится свободным и, вместе с тем, собранным, плотным, упругим, гибким и эластичным.

Наиболее целесообразным является выдох без искусственного удерживания приподнятого положения грудной клетки. Последняя, сразу же по мере освобождения лёгких от воздуха, начинает естественно сужаться под действием внутренних межрёберных мышц.  Диафрагма, постепенно расслабляясь, вместе с сужающимися нижними рёбрами грудной клетки, возвращается в своё первоначальное положение. Медленно и равномерно сокращаются боковые, передние, средние и верхние части живота. Главную же роль – выполняет нижняя стенка живота, т.е. брюшной пресс. При исполнительском выдохе он не расслабляется, а сохраняет собранность и силу. Именно он создаёт «опору» на весь период исполнительского выдоха. Ощущение опоры удерживается как можно дольше в состоянии вдоха и возвращается в исходное положение в самую последнюю очередь. Кроме того, брюшной пресс является непосредственным участником «произнесения» звука, чёткого определения его начала – атаки. Атака звука имеет своё дыхательное начало в основании воздушного столба и регулируется брюшным прессом. Поэтому правильно поставленное дыхание всегда позволяет получить начало звука без применения атаки, а только толчком, опёртого на брюшной пресс, дыхания.

Поставленное дыхание предполагает при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. Процесс наполнения лёгких воздухом происходит снизу – вверх. При выдохе – наоборот: сначала сокращаются внутренние межрёберные мышцы, затем – диафрагма приходит в своё исходное положение.

При исполнительском выдохе опёртая, интенсивная струя воздуха, прежде чем коснуться возбудителя звука, должна пройти через гортань, голосовые связки, ротовую полость, коснуться языка, щёк. При этом важно, чтобы воздушная струя встретила только одно препятствие – сопротивление узкого отверстия губ играющего (трости). Все факторы, создающие дополнительное сопротивление (раздувание шеи, щёк, гортанные призвуки) следует устранить полностью. В то же время гортань, язык, ротовая полость и мышцы щёк в какой-то мере влияют на уплотнение и целенаправленность воздушной струи.

Необходимым условием при игре должно быть соответствие между напряжением губных мышц и усилиями мышц брюшного пресса, и наоборот. Техника управления дыханием при игре – это умение руководить деятельностью не только мышцами дыхания, но и мышцами гортани, ротовой полости, губ.

Для того чтобы звучание инструмента было ровным и полным на протяжении всего диапазона, необходимо усиление напора воздуха при игре в верхнем регистре и ослабление в нижнем. Например, повышение звука на октаву требует увеличения давления воздуха в 4 раза, а на всём игровом диапазоне инструмента, который доходит до двух с половиной октав – в 20-25 раз. Следовательно, развитие дыхания должно идти параллельно с развитием амбушюра.

 



2019-10-11 339 Обсуждений (0)
Техника исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техника исполнительского дыхания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)