Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка исполнительского дыхания.



2019-10-11 316 Обсуждений (0)
Постановка исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Постановку дыхания обычно начинают с постановки вдоха. Хорошо поставленный вдох отличается лёгкостью и непринуждённостью, обеспечивает хорошую вентиляцию всех участков лёгких и равномерную нагрузку на все дыхательные мышцы. В случае необходимости он должен осуществляться быстро и быть способным забирать большой объём воздуха.

В основе идеи постановки вдоха лежит способность человека управлять своим дыханием. Приступая к постановке вдоха, педагог должен сначала изучить физиологическое дыхание своего ученика. Верхнебрюшной смешанный вдох осуществляется следующим образом: корпус свободный, плечи развёрнуты, грудь слегка приподнята. Во время вдоха плечи и ключицы остаются неподвижными (не поднимаются), а грудь расширяется (особенно в области нижних рёбер), верхняя стенка живота несколько выпячивается, а нижняя – подтягивается. Порядок заполнения лёгких воздухом – снизу-вверх. Для осуществления вдоха в таком порядке сначала сокращается (опускается) самая подвижная вдыхательная мышца – диафрагма. Затем расширяется и несколько приподнимается грудная клетка. Выдох осуществляется в обратном порядке: сначала опускается и сжимается грудная клетка, потом подтягивается верхняя стенка живота. Не следует забывать о том, что зона дыхания объёмная. Для того чтобы воздух равномерно заполнял все участки лёгких, во время вдоха должно создаваться впечатление, что воздух попадает не только в передние части лёгких, но также в боковые и в задние («в бока и спину»).

Исходное положения для производства нижнебрюшного смешанного вдоха не отличается от описанного выше. Однако, в этом случае во время вдоха низ живота не подтягивается, благодаря чему диафрагма получает возможность опускаться ниже, чем при верхнебрюшном смешанном вдохе. Воздух заполняет лёгкие в том же порядке: снизу-вверх (подобным же образом заполняется пробирка или грелка, в которую вливают жидкость). Во время этого вдоха у исполнителя создаётся ощущение, что воздух будто сначала попадает в нижнюю часть живота, затем, по мере накопления, заполняет бока, спину, верхнюю часть живота и грудь. В отличие от верхнебрюшного смешанного вдоха, здесь верхняя стенка живота заметно не выпячивается. Выдох осуществляется в обратном порядке: сверху-вниз. Сначала опускается и сжимается грудь, затем спадает верхняя стенка живота. Нижняяя стенка живота, стремясь до конца сохранить состояние вдоха, спадает в самую последнюю очередь (да и то лишь при самом полном выдохе). Вдыхать следует без толчков, плавно и бесшумно.

Больше значение имеет объём вдоха. Большой резерв дыхания сообщает игре музыканта уверенность и создаёт предпосылки для развития широкого, полного звука. Поэтому исполнителю необходимо развивать жизненную ёмкость своих лёгких. Однако, это не должно приводить к постоянному, чрезмерному, полному вдоху и чрезмерно опустошительному выдоху. После опустошительного выдоха трудно совершить лёгкий, незаметный вдох. В зависимости от характера музыки следует пользоваться вдохом, полувдохом, и, даже четвертьвдохом. Такой дифференцированный подход к объёму вдоха сообщит исполнителю лёгкость и естественность, позволит избежать ненужной перегрузки дыхания и, тем самым, сохранить здоровье.

В основе исполнительского выдоха лежит опора дыхания. Начинать постановку выдоха на опоре следует с ознакомления учащегося с сущностью этого исполнительского приёма. Предварительный этап постановки выдоха целесообразно начинать без инструмента. Первое простейшее задание: ученик делает правильный вдох и задерживает дыхание. В момент задержки дыхания дыхательная мускулатура, дыхательные пути и весь дыхательный аппарат должны сохранить состояние вдоха. После того как учащийся усвоит это задание, ему предлагается следующее: сделать вдох, задержать дыхание и создать в организме ощущение напряжённого равновесия противоборствующих вдыхательных и выдыхательных мышц (мышц-антагонистов). Третье задание: учащийся делает вдох; в момент задержки дыхания, создав известную опору, он имитирует выдох через плотно сомкнутые губы. Вариантом упражнения может служить прерывистый (пунктирный) выдох. После того как ученик хорошо усвоит предварительные задания, ему предлагаются дыхательные упражнения уже на инструменте. Эти упражнения вначале имеют вид отдельных продолжительных звуков, взятых на полное дыхание, затем исполняются простейшие музыкальные фразы. Сложность предлагаемых упражнений постепенно возрастает, навыки автоматизируются, становятся удобными и привычными. Процесс постановки дыхания протекает достаточно эффективно лишь в том случае, если каждый этап хорошо усваивается учащимся, а все возникающие отклонения от нормы, своевременно устраняются педагогом.

Согласно теории исполнительского дыхания, во время выдоха на опоре брюшной пресс, сокращаясь, давит на внутренности. Последние, поднимаясь, воздействуют на диафрагму. Диафрагма, поднимаясь, оказывает давление на лёгкие, заставляя воздух покидать их. Это известное теоретическое положение некоторыми духовиками воспринимается неверно. Желая во время выдоха оказать давящее воздействие брюшным прессом на внутренности, они, в момент атаки, втягивают стенку брюшного пресса внутрь – навстречу позвоночнику. Такая работа брюшного пресса неправильна. Напряжения мышц брюшного пресса, имеющие место во время фиксации опоры, не только не должны приводить к втягиванию стенки брюшного пресса внутрь, но должны сопровождаться её выталкиванием наружу. Для уяснения правильной опоры многие педагоги рекомендуют следующие упражнения: наклониться, набрать в лёгкие воздух и в этом положении зафиксировать зону напряжения опоры. Затем встать, взять инструмент, вспоминая ощущение опоры, возникшее в наклонном положении, сохранить его во время игры. Набрать в лёгкие воздух, издавать на выдохе напряжённые звуки, напоминающие стоны или кряхтение с выговариванием гласной «а». Возникающее при этом ощущение опоры запомнить и сохранить во время игры. Более чёткое представление о дыхании музыканта можно получить с помощью осязательного контроля, плотно накладывая ладони на боковые и передние стенки брюшной полости. Основные критерии при оценке искусства дыхания у духовика заключаются в звуковом результате. Поэтому в процессе формирования исполнительского дыхания у ученика решающее значение имеет слух, а также контроль педагога.

Работа дыхательного аппарата духовика отличается большой сложностью. Во время игры дыхание соединяет в себе энергетическую, резонирующую, регулировочную и музыкально-выразительную функции. Каждый звук требует своего количества и своей плотности дыхания. Большой филигранности, чёткости и разнообразия действий требует от дыхания динамическая и интервальная техника, тембровые краски, различные виды атаки, штрихи и дыхательное vibrato. Дыхание, сохраняя высокую артистичность, должно непрерывно поддерживать тончайшую координацию со всеми другими элементами исполнительского аппарата музыканта и с инструментом. Для успешного развития исполнительского дыхания необходимы: правильная его постановка, постоянная физическая тренировка, специальные упражнения на инструменте (продолжительные звуки, кантиленные пьесы и др.).

Под термином «профессиональное дыхание» следует понимать исполнительский навык, включающий в себя натренированную способность музыканта к быстрому, глубокому вдоху и следующему за ним продолжительному, опёртому, глубокому выдоху, подчинённым задачам исполняемой музыки.

 

 



2019-10-11 316 Обсуждений (0)
Постановка исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка исполнительского дыхания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)