Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исполнительские средства при игре на духовых инструментах.



2019-10-11 816 Обсуждений (0)
Исполнительские средства при игре на духовых инструментах. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы. В первую входят средства, относящиеся к качеству звука (тембр, интонация, вибрато и т.п.). Во-вторую – средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка и т.д.). К третьей группе относятся общемузыкальные средства выражения (музыкальная фразировка, динамика, агогика, штрихи и др.). Подобное разделение носит, до некоторой степени, условный характер, ибо между исполнительскими средствами в музыке существует очень тесная, органическая взаимосвязь. Так, например, выразительный звук может служить показателем определённого технического мастерства; музыкальная фразировка включает в себя одновременное владение и звуком, и техническими навыками и т.д. Кроме того существуют и другие связи: например, звук тесно связан с интонацией и динамикой, музыкальная фразировка – с динамикой, агогикой и применением штрихов, техническое мастерство – с исполнительским дыханием, подвижностью языка и пальцев и т.д.

Характерной особенностью всех исполнительских средств музыканта является не только их тесная взаимосвязь, но и полное подчинение их художественным целям. В процессе игры и звук, и техника, и музыкальная фразировка никогда не должны быть самоцелью, т.к. это только средства для раскрытия художественного содержания музыки.

Одним из наиболее важных исполнительских средств играющего на духовом инструменте является звук. Именно выразительность звучания, как средство исполнительского воплощения мелодии, полнее всего определяет силу эмоционального воздействия музыки. Вот почему «пение» на духовом инструменте является одной из важнейших задач музыкального исполнения. Играющий должен стремиться овладеть красивым звуком, т.е. сделать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным, при этом характер звука должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки (всегда должно быть уместно то или иное звучание).

Для выразительности звучания особо важное значение приобретает чистота интонирования. Значение интонации трудно переоценить. Каким бы достоинствами не обладали звук и техника исполнения, но если интонирование будет фальшивым, то этим усилия играющего будут сведены на нет, а художественные цели при исполнении останутся не реализованными. Чем тоньше и лучше будет развит слух музыканта, тем меньше погрешностей он будет допускать при интонировании в процессе игры.

Важным исполнительским средством является техническое мастерствово всех его многосторонних проявлениях. У играющего на духовом инструменте технические навыки складываются из различных компонентов: хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движений пальцев.При этом техническое мастерство определяется не только степенью развития каждого из указанных компонентов в отдельности, но и правильной координациейих между собой.

Исключительно важное значение имеет музыкальная фразировка, характеризующая умение играющего: правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды, темы, части и т.д.); верно устанавливать и выполнять цезуры; выявлять и воплощать кульминации; правильно передавать жанрово-стилистические особенности музыки и т.п. Музыкальная фразировка, отражая живое дыхание музыкальной мысли, является средством выражения художественного содержания произведения.

Важной составной частью музыкально фразировки является динамика. Умелое исполнение при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия. При игре обычно используется два вида динамики:

a) ступенчатая или терраснаядинамика, включающая постепенное усиление или ослабление звука (pp , p , mp , mf , f , ff)

b) контрастнаядинамика, заключающая в резком противопоставлении различной силы звука (p – f , pp – ff , f – p , subito f , subito p ).

Важно отметить, что динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер, поэтому исполнителю предоставляется право дополнять или расширять эти оттенки, сообразуясь с характером и стилем исполняемого произведения.

Весьма существенным элементом музыкальной фразировки является агогика. Этим термином принято называть наличие в исполнении малозаметного изменения скорости движения. Агогистические оттенки, умело применяемые, выявляют творческую природу музыкального исполнительства. Наиболее сложным и трудным агогическим нюансом является искусство игры rubato.

Музыкальная фразировка тесно связана также с применением различных штрихов. Верно подобранные и исполненные штрихи помогают усилить выразительность исполнения. Значение штрихов во многом обусловлено особенностями атаки звука, а также необычайной гибкостью самих штрихов. Последние находятся в тесной связи с динамикой, темпом, характером музыки и во многом от них зависят. Поэтому-то штрихи, как и динамические оттенки, до некоторой степени условны, вследствие чего они нередко требуют уточнений и дополнений со стороны играющего, при этом не нарушая замысла композитора и стилистических особенностей исполняемой музыки.

Таковы основные исполнительские средства, с помощью которых играющий на духовом инструменте добивается осмысленного и выразительного исполнения музыки.



2019-10-11 816 Обсуждений (0)
Исполнительские средства при игре на духовых инструментах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исполнительские средства при игре на духовых инструментах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)