Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие губного аппарата.



2019-10-11 527 Обсуждений (0)
Развитие губного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок




Правильно поставленный амбушюр нуждается в укреплении и развитии. Тренировка губного аппарата включает в себя два момента:

a) развитие силы губ;

b) развитие подвижности губ;

Сила и выносливость лицевых мышц – это способность их выдерживать продолжительную, напряжённую, не свойственную им при нормальных физиологических условиях, работу. Это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определённой высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при внезапном ослаблении или усилении звука, при различных динамических оттенках (<; >; p ; f ). От силы, развитости и укреплённости амбушюра зависят лёгкость и непринуждённость извлечения звука и игра в целом, ибо натренированный амбушюр, при правильно поставленном исполнительском дыхании, легко сдерживает напор воздуха, идущий из лёгких, мундштук меньше давит на губы, верхние ноты берутся увереннее, атака звука происходит естественнее, губы утомляются меньше. При слабо развитом амбушюре звучание становится более напряжённым, иногда резким и фальшивым, менее уверенно производится атака звука, чаще срываются звуки, быстрее утомляются губы. Испытываемое играющим, при этом, физическое напряжение очень часто сопровождается покраснением и неприятными гримасами лица, надуванием щёк, разбуханием вен и т.п. Это происходит от того, что слабо развитые губы играющего плохо смыкаются в углах рта, вследствие чего воздух просачивается через них наружу в виде шипения.

Укрепление губ достигается длительной и систематической тренировкой, одновременно с развитием и укреплением дыхательного аппарата и с выработкой звука.  Поэтому, понятие амбушюр, в которое мы включаем, только определенным образом сформированные и натренированные мышцы губ и лица, в большой степени относится и к, правильно поставленному, опертому дыханию. Поставить ученику свободный, эластичный амбушюр можно лишь в том случае, если, при этом, удается поставить и правильное дыхание. Работа амбушюра и работа дыхания – неотделимы друг от друга. Благодаря игре на хорошо поставленном  дыхании губы освобождаются от чрезмерной активности, в них возникает ощущение некоей упругой пассивности, здоровой балластности, что и позволяет играть не «на губах», а «на дыхании». Губы должны быть одновременно свободными и энергичными, где свобода не есть вялость, а энергичность не есть судорожное напряжение, одеревенелость. Для этой цели необходимо ежедневно играть продолжительные звуки, арпеджио и другие упражнения в очень медленном темпе и в различных динамических оттенках, а также этюды и художественные произведения медленного, певучего характера. Очень важно, при этом, лишь постепенно и осторожно увеличивать нагрузку на губы, ежедневно допуская лёгкую степень их утомляемости.

Гибкость и подвижность губных и лицевых мышц проявляется в способности быстро менять свое напряжёние, т.е. мгновенно сокращаться и расслабляться, что позволяет свободно делать переходы с одного звука на другой, скачки на любые интервалы, как в staccato, так и в legato. Все эти сокращения и расслабления должны быть совершенно точными и строго соответствовать высоте и силе извлекаемых звуков. Эта способность (подвижность), также как и их выносливость, достигаются длительной систематической тренировкой.  Материалом для этой цели могут служить гаммы, арпеджио и интервалы с постепенным ускорением темпа их исполнения, а также этюды и художественные произведения подвижного характера. Эти упражнения развивают у исполнителя навык быстрой и точной смены напряжения губ при переходах с одного звука на другой. Они применяются исполнителями на всех духовых инструментах, однако, наибольшую сложность они представляют для играющих на медных инструментах. Большое значение для них приобретает овладение, так называемыми, губными трелями и тремоло.

Регулярная работа в этом направлении через определённое время приведет к выработке у исполнителя ощущения в губах каждого звука до момента его возникновения. Работа амбушюра, доведения его до автоматизма, как никакой другой компонент исполнительского аппарата, поддается контролю мышечной памяти.

Действия губ во время игры совершается в теснейшей взаимосвязи со слухом. Эта  взаимосвязь возникает не только после появления звука, но и в момент подготовки амбушюра к его воспроизведению. В этой подготовке играющий руководствуется слуховым представлением нужной высоты и других качеств звука. С возникновением звука, слуховой контроль, воспринимающий его высоту, громкость, тембр, необходим для того, чтобы направить действия губ на достижение звучания, соответствующего, сложившемуся у исполнителя, пониманию фразы, характера темы, музыкального образа. Если ученик не слышит того звука, который нужно воспроизвести на инструменте, он не сможет попасть на него или, во всяком случае, сыграть интонационно чисто. Следовательно, прежде чем воспроизвести звук, нужно его услышать, а затем, сравнить с действительным звучанием. То же самое относится к переходам с одного звука на другой. При исполнении скачков в быстром движении это скажется особенно сильно. Поэтому, если развитие слуха будет отставать от развития амбушюра, то техника его игры остановится на определённом уровне, выше которого он не сможет подняться до тех пор, пока его сознание и слух не разовьются до более высокой степени. Следует приучать ученика с самого начала слышать последовательность звуков и чисто интонировать, а также развивать слух сольфеджированием.  

Особенной осторожности и терпеливости требует освоение верхнего регистра. Каждую очередную ступень верхней половины звукоряда необходимо тщательно осваивать и закреплять. Период освоения каждой новой ступени продолжается до тех пор, пока губной аппарат молодого музыканта не адаптируется к новой тесситуре, пока не укрепятся соответствующие мышцы амбушюра, пока, наконец, преподавателем не будут устранены все те искажения в амбушюре ученика, которые, как правило, здесь возникают. Лишь после этого целесообразно совершать очередной шаг вверх по звукоряду. Также последовательно решаются и другие задачи, возникающие перед молодым музыкантом, формирующим амбушюр.

Нагрузка, ложащаяся на мышцы губного аппарата духовика, носит статический характер. Как известно, статические нагрузки мышцы выдерживают значительно хуже динамических нагрузок. Именно поэтому, достижение силы, выносливости, выдержки губного аппарата является одной из самых серьёзных задач, стоящих перед исполнителем на духовом инструменте.

Многие учащиеся доводят свой губной аппарат до состояния, почти хронического переутомления. Отсюда недалеко и до срыва – серьёзной травмы мышц, способной привести музыканта к профессиональной непригодности. Утомление губного аппарата – это довольно частое явление. Утомление, при правильном соотношении времени занятий и отдыха, не вызывает ненормальных последствий. Что же касается переутомления амбушюра, то это явление необычное, вызывающие ненормальные последствия. Исполнитель, у которого переутомление проявляется в наиболее лёгкой степени, испытывает болевые ощущения в губах, обычно прекращающиеся после кратковременного перерыва в занятиях. Более тяжёлые формы переутомления, особенно у исполнителей на медных инструментах, приводят к необходимости прекратить на более длительный срок исполнительскую работу. После восстановления работоспособности амбушюра, музыкант получает возможность вновь приступить к игре на своем инструменте. Известны случаи, когда наиболее тяжёлые формы переутомления губ, вызвавшие при этом ещё и психическую травму, не позволяли возобновить в дальнейшем игру на своем инструменте. При появлении первых признаков переутомляемости необходимо принять меры для её ликвидации.

Сущность переутомления амбушюра у играющих на медных инструментах заключается в следующем: в тех случаях, когда исполнительская работа ведётся при ненормальных условиях, утомляемость амбушюра повышается, губы быстро устают. Это лишает исполнителя возможности извлекать звуки за счёт обычных (привычных) мышечных усилий. Губы плохо подчиняются его воле, как говорят музыканты - «не держат». В таких случаях, при воспроизведении многих, особенно высоких, звуков исполнители начинают чрезмерно давить мундштуком на губы, для того, чтобы «хоть как-то» извлечь звук. Совершенно ясно, что при недостатке кислорода, поступающего в мышцы губ через кровь, усиленное давление мундштука на губы, оказывает пагубное влияние на состояние мышц, на их работоспособность. В мышцах губ, вследствие кислородной недостаточности, и без того уже накапливается большое количество неокисленных продуктов (молочная кислота), усиленное же давление мундштуком, окончательно затрудняет отток, насыщенной продуктами распада, венозной крови и приток артериальной.

Губы подвергаются воспалительным процессам, воспроизведение самых лёгких для извлечения звуков сопровождается сильными болевыми ощущениями. Продолжая играть при таком состоянии губ, исполнитель теряет работоспособность.

Возможность утомления и переутомления амбушюра необходимо постоянно учитывать. Для предотвращения травмирования амбушюра необходимо придерживаться следующих правил:

a) никогда не начинать серьёзные занятия на инструменте без предварительного разыгрывания;

b) нагрузка, предлагаемая губному аппарату, должна равномерно распределяться во времени и быть посильной.

У многих духовиков самостоятельные занятия осуществляются по принципу: «то пусто, то густо». Это крайне нежелательно, т.к. мешает исполнителю приобрести хорошую, устойчивую форму и, чревато травмированием мышц губного аппарата.

Рациональная учебно-тренировочная нагрузка и систематический контроль со стороны педагога над ходом занятий на инструменте, являются необходимым условием для развития и укрепления губного аппарата, наиболее сложного и, тонко организованного, компонента исполнительского аппарата духовика. Бережное отношение к губному аппарату и целенаправленное его использование, являются залогом дальнейшего профессионального роста.

 



2019-10-11 527 Обсуждений (0)
Развитие губного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие губного аппарата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)