Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности исполнительского дыхания.



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Особенности исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дыхание музыканта при игре на духовом инструменте отличается от общего физиологического дыхания. При обычном, нормальном дыхании обе его фазы (вдох и выдох) примерно равны по времени; в процессе же игры на духовом инструменте вдох делается короткий, а выдох – продолжительный; обычное дыхание совершается непроизвольно, через равные промежутки времени; в процессе же игры обе фазы совершаются произвольно, в соответствии с желанием играющего, и зависит в конечном итоге от характера исполняемой музыки; объём исполнительского дыхания значительно превосходит объём физиологического. Если при физиологическом вдохе человек вдыхает в среднем 500 см3  воздуха, то во время игры на духовом инструменте очень часто используют всю жизненную ёмкость своих лёгких (3500 см3 и больше). Физиологический вдох осуществляется обычно через нос. Во время игры вдох производится главным образом через рот. При обычном дыхании нагрузка дыхательной мускулатуры незначительна, носит пассивный характер и осуществляется бесконтрольно. При игре на духовом инструменте нагрузка во много раз больше, т.к. в процессе игры выдох должен быть интенсивным и происходит под большим давлением, на опоре, и расходуется экономно. В отличие от физиологического – исполнительское дыхание связано с большим расходом физических сил (вызывает нагрузку на сердце и кровеносные сосуды). Частая искусственная задержка обычного ритма дыхания (в особенности быстрый вдох при исполнении продолжительных фраз) способствует частичному, а иногда и глубокому нарушению газообмена в лёгких, проявляющемуся в недостаточно полном притоке кислорода в организм.

В этих условиях, наряду с общим состоянием музыканта, исключительное значение приобретает уровень техники его дыхания. Построенная на правильной физиологической основе, техника дыхания музыканта позволяет сводить до минимума физиологические анормальности дыхания в процессе игры, способствуя тем самым как овладению исполнительским мастерством, так и сохранению здоровья музыканта. При неправильной постановке дыхания организм будет испытывать ненормальное напряжение, которое через какой-то период времени может вызвать опасные заболевания. При игре на духовых инструментах дышать следует таким образом, чтобы без лишнего утомления, при наименьшей затрате мышечных усилий играющий мог добиться наибольшего исполнительского эффекта. А это значит, что в процессе игры необходимо применять, прежде всего, наиболее рациональный (уместный в данный момент) тип дыхания.

Типы дыхания.

В зависимости от того, работа каких участков дыхательной мускулатуры преобладает в акте дыхания, принято определять тот или иной тип дыхания. В специальной литературе обычно указывается на три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный.

Отличительной особенностью грудного типа дыхания является активное сокращение мускулатуры грудной клетки и известная пассивность диафрагмы. При вдохе диафрагма остаётся неподвижной или незначительно втягивается вверх (втягивание живота внутрь), что является серьёзным препятствием для увеличения объёма грудной клетки в вертикальном направлении, т. е. сверху вниз. При грудном типе дыхания из-за пассивности диафрагмы грудная полость расширяется лишь в поперечно-боковых направлениях и дыхательный объём легких максимальных размеров не достигает.

Брюшное (диафрагмальное) дыхание характеризуют активные и естественные движения сильнейшей дыхательной мышцы - диафрагмы. При вдохе, с расширением нижних рёбер, она энергично опускается вниз, надавливает на брюшную полость, вследствие чего стенка живота несколько выпячивается вперёд. При выдохе нижние рёбра сжимаются, купол диафрагмы, приподнимаясь, поджимает лёгкие снизу, что способствует активности выдоха. Особенностью брюшного дыхания является небольшой объём лёгких, а также сравнительная лёгкость и свобода дыхательных движений.

Смешанное (грудобрюшное) дыхание образуется в результате соединения в одно целое двух предыдущих типов дыхания - грудного и брюшного. Здесь в дыхательных движениях принимают одинаково активное участие и рёбра грудной клетки, и диафрагма. Благодаря этому дыхательный объём лёгких достигает максимальных размеров, способствуя осуществлению усиленного газообмена. Кроме того, при смешанном дыхании нагрузка на дыхательную мускулатуру распределятся более равномерно, благодаря чему мышцы менее утомляются, и наконец, координированная работа различных участков дыхательной мускулатуры позволяет более свободно управлять обеими фазами дыхания, т.е. свободно изменять ритм и глубину вдоха и выдоха.

Наиболее рациональным типом дыхания является смешанный. Этот тип дыхания позволяет производить достаточно глубокий вдох и заканчивать его сильным и продолжительным выдохом. Однако, очевидная рациональность смешанного типа дыхания отнюдь не исключает возможность применения в игре и брюшного типа дыхания. Оно избавляет исполнителя от излишне глубокого вдоха, от ненужного и даже вредного переполнения лёгких остаточным воздухом. При всём этом «чистого» грудного или брюшного дыхания при исполнении не существует. Оно всегда в какой-то мере смешанное. Типы дыхания определяются характером самой музыки. Например, короткий звучный сигнал – грудной тип дыхания; широкая кантилена – брюшной (диафрагмальный); фраза драматического склада – смешанный тип дыхания.

Смешанное и диафрагмальное дыхание применяются в зависимости от характера музыкальной фразы, дополняя друг друга, приближаясь к тому или другому типу. Диафрагмальное дыхание, менее глубокое, но более быстрое – ценнее при игре музыкальных фраз с частой сменой дыхания; смешанное дыхание, не столь быстрое, но более глубокое – незаменимо при исполнении длинных музыкальных фраз. Однако, понимать и признать необходимость использования в исполнительской практике духовиков различных типов дыхания еще недостаточно, надо уметь ими пользоваться. А это искусство заключается в умении правильно производить исполнительский вдох и исполнительский выдох.

 

 



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Особенности исполнительского дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности исполнительского дыхания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)