Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Штрихи, исполняемые атакой языка.



2019-10-11 441 Обсуждений (0)
Штрихи, исполняемые атакой языка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наименование штриха Способы обозначения Краткая характеристика Способ атаки
деташе ( detache) франц. отделять     неакцентированное начало звука, стационарная часть выдержана на одной динамике до конца, окончание звука округлённое, открытое, без участия языка. твёрдая вспомогательная
маркато ( marcato ) итал. выделяя, подчеркивая   акцентированное начало звука, стационарная часть гаснущая, на diminuendo, окончание звука открытое, без участия языка твёрдая
мартеле ( martele ) франц. чеканно, молотить     акцентированное начало звука, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука закрытое, с участием языка твёрдая
стаккато ( staccato ) итал. отрывисто   акцентированный, короткий звук, открытое окончание, без участия языка (звучит 1/2 написанного) твёрдая вспомогательная
стаккатиссимо ( staccatissimo ) итал. щипок   акцентированный, сухой и отрывистый звук, окончание закрытое, с участием языка (звучит 1/4 написанного) твёрдая
нон легато ( non legato) итал. не связно   неакцентированный, напевный, укороченный звук с мягким, открытым звучанием (звучит 3/4 написанного) твёрдая
портато ( portato ) итал. нести   мягкое подчеркивание звуков, связанных общим дыханием. мягкая

 

Штрихи, исполняемые без атаки языка

легато ( legato) итал. связно   плавное соединение звуков  
маркированное легато   подчёркнутое соединение звуков толчками воздуха  

 

Технические приёмы.

Кроме штрихов на духовых инструментах используется много различных технических приёмов, которые нельзя путать со штрихами, ибо последние объединяют в себе сумму технических приёмов. Приём и штрих – неравнозначные понятия. Технические приёмы– это способы атаки, ведения, окончания звуков, способы сочетания основной атаки со вспомогательной, способы тремолирования, скольжения звуков и т.д. Штрихи же - это сумма технических приёмов. Для характеристики штриха требуется не менее трёх технических приёмов, и сочетание их в каждом штрихе будет разным. В процессе исполнения технические приёмы, составляющие штрих представляют собой единое целое.

К характерным приёмам, исполняемым штрихами обеих групп, относятся: portamento , frullato , glissando. Эти приёмы объединяет то, что они могут изменять стационарную часть любого штриха.

Portamento (ит. перенося) – приём скользящего соединения звуков, напоминающий в какой-то степени glissando, извлечение звуков с так называемым «подъездом». В нотной записи portamento, как правило, не обозначается, в отдельных случаях обозначается прямой линией, ведущей от одной ноты к другой. Уместное, деликатное применение этого приёма усиливает выразительность исполнения. Неумелое применение этого тонкого, изящного приёма накладывает на исполнение отпечаток манерности, вульгарности. Пользоваться им надо осмотрительно, сохраняя чувство меры. Исполняется штрихами portato и legato (в том числе маркированного).

Frullato (ит. вращаться) – специфический приём тремолирования звука. Возникает вследствие частого периодического прерывания дыхания посылаемого в инструмент. По звучанию приближается к tremolo струнных. Существует два типа frullato: языковое и горловое. Чтобы произвести языковое frullato исполнитель должен, сообщив языку упругое состояние и, приблизив его кончик к нёбу, как бы произнести звуки «трррр...». Воздух, стремясь пробиться, будет отклонять кончик языка от нёба. Кончик языка, благодаря упругости, будет стремиться вернуться в исходное положение. В результате взаимодействия этих двух сил воздух будет периодически прерываться, создавая тремолирующий эффект. В основе горлового frullato лежат колебания мягкого язычка, напоминающие те, которые возникают в результате полоскания горла. Каждый из двух типов frullato отличается своей неповторимостью. Языковое – несколько хриплое и грубоватое, горловое – более мягкое. В нотном тексте frullato обозначается словами frullato, flatterzunge, иногда сокращенно flat . или знаком tremolo: ¥, Этим приёмом можно исполнить отдельные звуки штрихами detache, marcato и ряд звуков, связанных лигой. Frullato лучше всего звучит в среднем и нижнем регистрах. Для исполнения его в верхнем регистре нужно сначала взять звук, а потом его тремолировать. Труднее удаётся исполнять frullato на коротких звуках и при нюансе р.

Glissando (ит. - скользя) - приём последовательного заполнения интервала лёгким скольжением по промежуточным звукам. Достигается при помощи изменения напряжения губ,  дыхания исполнителя и особого способа закрывания пальцами звуковых отверстий инструмента (неполное нажатие клапанов – у медных). При этом звучание инструмента меняется, создаётся специфическая окраска: то гнусавая, резкая, почти визгливая, то мягкая, нежная, скользящая. Glissando используется как тембровая окраска, как колористический или натурологический приём звукоподражания. В нотном тексте обозначаются лишь начальный и конечный звуки пассажа, промежуточные звуки заменяются прямой или волнистой линией, идущей через нотный стан; иногда нотированный пассаж объединяется лигой и надписью glissando: если глиссандирующие звуки надо подчеркнуть атакой языка, то над нотой выставляется акцент, точка и чёрточка. Приём glissando широко распространён в джазе и эстрадной музыке, но употребляется и в классической и современной сольной ансамблевой и оркестровой литературе.

Tenuto  (ит. – выдержанно) – агогический оттенок, обозначающий необходимость полного выдерживания длительности звука. Может быть применён к любому штриху (detache , legato , non legato и др.). В нотной записи обозначается словом tenuto, а иногда и чёрточкой, стоящей над нотой.

Pesante (ит.грузно, тяжело) – приём, указывающий на грузный тяжёлый характер исполнения (особенно у медных). В нотной записи отмечается, словом pesante.

Secco –сухо. Указывает на сухой, отрывистый характер исполнения. Нередко является дополнением к штрихам staccato и staccatissimo. В нотной записи обозначается словом secco.

Вспомогательная двойная и тройная атака звука. (описание смотри выше по тексту).

Нередко к штрихам причисляют акцент, s ƒ (sforzando) или ƒ p (forte - piano). Понятие акцента можно относить лишь к одному элементу штриха – атаке. s ƒ и ƒ pобозначения динамического характера.

Штрихи представляют собой художественно-выразительные средства музыканта. Каждый штрих имеет свою характеристику, своё звучание. В процессе игры они не подменяют и не взаимоисключают друг друга, а взаимодействуют и вместе составляют исполнительский арсенал музыканта. Градация звучания штрихов бесконечно умножается в зависимости от индивидуальности исполнителя, характера музыки, динамических от­тенков, качества технического исполнения. Все это создаёт, в рамках одного и того же штриха, разные звуковые оттенки, составляющие палитру штриха. Практическое владение штрихами необходимо каждому исполнителю, ибо вне определённого штриха не может быть правильно сыграна ни музыкальная фраза, ни даже отдельный звук. Понимание штрихов и владение ими на практике так же сложно, как сложно понимание и исполнение музыкальной фразы.



2019-10-11 441 Обсуждений (0)
Штрихи, исполняемые атакой языка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Штрихи, исполняемые атакой языка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)