ТЕМА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции Цель анализа – нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании мощностей и как результат – увеличение прибыли предприятия. Задачи анализа: 1. Оценки степени выполнения плана реализации продукции и производственной программы; 2. Оценки динамики выпуска и реализации продукции; 3. Оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции; 4. Установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска; 5. Количественная оценка резервов роста выпуска и реализации продукции. Источники информации: плановые и оперативные планы – графики, отчет предприятия по продукции, карточки складского учета готовой продукции, баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и др. Основные показатели: Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min – max, представляющих релевантный ряд, т.е. составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции. Минимально допустимый объем – это объем, при котором достигается равенство доходов и расходов. Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов Оптимальный объем – это объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Анализ начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста товарной продукции. Пример 2.1. Рассчитать динамику производства и реализации продукции (табл. 22). Таблица 22 Данные для расчета
1. Объем производства в текущих ценах скорректируем на индекс цен, тем самым нейтрализуем ценовой фактор:
и т.д. 2. Рассчитаем темп роста базисный и цепной:
3.Скорректируем объем реализации на индекс цен. 4. Рассчитаем базисный и цепной темпы роста по реализованной продукции. 5. Рассчитаем средний темп роста выпуска и реализации продукции:
Как видно из расчетов, выпуск продукции за 5 лет увеличился в 4 раза, а реализация – всего на 2,8 %. Это говорит об отставании реализации продукции от выпуска продукции. Выпуск продукции во втором году снизился на 2 %, а потом увеличивался. Но начиная с 4 года по сравнению с первым годом выпуск начал снижаться. Что касается реализации продукции, то видна незначительная, но положительная динамика от года к году. Пример 2.2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции (табл. 23). Таблица 23 Данные для расчета
1. Рассчитаем абсолютное отклонение от выполнения плана:
2. Рассчитаем процент выполнения плана:
Аналогичные расчеты проведем с реализованной продукцией. Как видно из расчетов, план перевыполнен на 4,5 % по выпущенной продукции. Причем перевыполнение в основном достигнуто за счет перевыполнения плана по продукции А на 33 %. В то же время по продукции Б план не выполнен на 43 %. По реализованной продукции план недовыполнен на 2,39 %. Причем по продукции А план перевыполнен на 20 %, а по продукции Б недовыполнен на 41,2 %. Предприятию необходимо пересмотреть номенклатурную политику и вывить причины невыполнения плана по продукции Б.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |