Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции



2019-10-11 315 Обсуждений (0)
Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Индекс выполнения планового задания по номенклатуре рассчитывается по реализованной или товарной продукции следующим образом:

(44)

где ТПпл – плановый объем товарной продукции, руб.;

ТПj – объем товарной продукции, засчитываемый при анализе выполнения плана по номенклатуре, руб. Определяется как:

 

  (45)

где ТПф – фактический объем товарной продукции, руб.

Пример 2.3. Определить выполнение плана по номенклатуре

Таблица 24

Данные для расчета

Вид продукции План, млн. руб. Факт, млн. руб.
А 200 150
Б 800 1000

По продукции А в зачет берется фактический показатель, т.к. он меньше планового. По продукции Б в зачет берется плановый показатель, т.к. фактический уровень больше планового.

Рассчитываем индекс выполнения плана по номенклатуре:

 

 

План выполнен на 95 % вследствие того, что не выпущено на 50 млн. руб. изделия «А».

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

–  по способу наименьшего процента;

–  по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;

–  по способу среднего процента по формуле:

 

(46)

где – выполнение плана по ассортименту, %;

ВПj – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВПпл – плановый выпуск продукции.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях. Выпуская товары – заменители, предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкурентное преимущество.

Пример 2.4. Проанализировать выполнение плана по ассортименту продукции (табл. 25).

Таблица 25

Данные для расчета

Изделие 

Товарная продукция, тыс. руб.

Выполнение плана, %

Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб.

план факт
А 28800 25200 87,5 25200
Б 33600 33264 99,0 33264
С 19200 23176 120,7 19200
Итого 81600 81640 100,05 77664

1. Рассчитываем процент выполнения плана:

 

       

2. Оцениваем выполнение плана по способу наименьшего процента.

В нашем примере он составляет 87,5 %. То есть план не выполнен на 13 %.

3. Оцениваем выполнение плана по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции.

В нашем примере план выполнен по изделию С. Его удельный вес составляет:

 

 

4. Оцениваем выполнение плана по способу среднего процента.

По продукции А фактический объем меньше планового, следовательно, в зачет идет сумма 25200 тыс. руб. по продукции Б также фактический объем меньше планового, в зачет идет сумма 33264 тыс. руб. По продукции С фактический объем превышает плановый, следовательно, в зачет идет плановая сумма 19200 тыс. руб.

 

 

Как видно из расчетов, план по ассортименту не выполнен.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований используется коэффициент структурной активности:

 

(47)

где ΔУд2  – квадрат изменения удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выпуска за период;

n – число номенклатурных групп.

Чем активнее структурные преобразования, тем выше коэффициент.

Изменение структуры можно рассчитать при помощи показателей среднего линейного отклонения (формула 37), средневзвешенного линейного отклонения (формула 38), среднеквадратического отклонения (формула 41).

Чем более значительны структурные сдвиги, тем больше значения у этих коэффициентов. При отсутствии структурных сдвигов они равны 0.

Пример 2.5. Проанализировать влияние структуры на выпуск продукции (табл. 26).

Таблица 26

Данные для расчета

Изделие

Цена, руб.

Объем производства, шт.

Структура продукции, %

Выпуск продукции в базисных ценах, тыс. руб.

Изменение выпуска за счет структуры, тыс. руб.

t0 t1 t0 t1 t0 Факт при базовой структуре t1
А 5000 10000 13300 50 70 50000 47500 66500 +19000
Б 3000 10000 5700 50 30 30000 28500 17100 – 11400
Итого   20000 19000 100 100 80000 76000 83800 +7800

1. Рассчитываем структуру продукции.

 

       

2. Определяем выпуск продукции в базисных ценах.

 

.     .    

3. Определяем фактический выпуск продукции при плановой структуре методом цепных подстановок:

 

 

4. Определяем изменение выпуска за счет структуры:

 

 

 

 

5. Определим изменение выпуска продукции:

6.

Как видно, выпуск продукции сократился на 5 %. Если бы объем производства равномерно уменьшился на 5 % по всем видам продукции и нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в базовых ценах составила бы 76 млн. руб. При текущей структуре он выше на 7,6 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.



2019-10-11 315 Обсуждений (0)
Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)