Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА



2019-08-13 473 Обсуждений (0)
Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

Ростов-на-Дону

Феникс

2007

В учебном пособии излагаются теоретические и практи­ческие вопросы логопедической психологии: представления о предмете логопсихологии и ее методологии; истории раз­вития лргопсихологии; причинах возникновения речевых нарушений; особенностях познавательной сферы детей с нарушениями речи; особенностях личностного развития де­тей с речевой патологией; основах психологической диагно­стики и коррекционной работы с детьми данной категории; общих закономерностях и логике развития психики детей с нарушениями речи в онтогенезе.

Предназначено для студентов, обучающихся по специ­альности «Логопедия», но может быть полезно и другим специалистам-педагогам, психологам, а также всем интере­сующимся вопросами психологии детей с нарушенным ре­чевым развитием.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                  2

Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА                                        .......................................................................

1.1.Предмет и задачи логопсихологии                                                                            4

1.2.Логопсихология в системе наук                                                                                5

1.3.Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с

нарушениями речи                                                                                                                        8

   Глава 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

2.1.Зарубежные исследования проблемы психического развития детей с речевыми дефектами                                                                                                                                     11

2.2.Отечественные исследования особенностей психического развития детей с речевой патологией                                                                                                                     15

   Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

3.1.Основные методологические принципы логопсихологии                                    19

3.2.Общие принципы обследования детей с речевыми нарушениями                      21

3.3.Методы логопсихологии                                                                                          23

Глава 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

4.1.Теория компенсации психических функций                                                          28

4.2.Учение о структуре дефекта                                                                                    29

4.3.Общие закономерности нормального и аномального психического развития  32

1.4. Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых

нарушений                                                                                                                        33

Глава 5. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

5.1.Лингвистическая понятийная база логопсихологии                                              35

5.2.Лингвистическая характеристика речи                                                                   36

5.3.Клиническая характеристика речи                                                                          37

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

6.1.Особенности восприятия детей с нарушениями речи                                           39

6.2.Особенности внимания детей с нарушениями речи                                              43

6.3.Особенности памяти детей с речевой патологией                                                 47

6.4.Особенности мышления детей с речевой патологией                                           50

6.5.Особенности воображения детей с речевой патологией                                       54

   Глава 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

7.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи           58

7.2.Самосознание детей с речевой патологией                                                             59

7.3.Особенности межличностных взаимоотношений                                                      

детей с нарушенным речевым развитием                                                                          62

7.4.Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности                                                                                                                                66

Глава 8. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

8.1.Дифференциальная диагностика речевых нарушений и других отклонений в психическом развитии                                                                                                                 68

8.2.Основные положения программы ранней комплексной диагностики психического развития ребенка                                                                                                                          70

8.3.Методы диагностики психического развития ребенка                                          75

Глава 9. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

9.1.Принцип комплексности в психокоррекционной работе                                     84

9.2. Принципы создания программы развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию                                                                                  85

9.3. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений                                                                                                                       90

Глава 10. МЕТОДЫ ОПОСРЕДОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

10.1. Значение влияния семьи на эффективность коррекционной работы                94

10.2.Формы и содержание работы специального психолога с родителями              98

10.3.Особенности работы специального психолога с педагогами                           104

Приложение 1. Контрольные вопросы по курсу «Логопсихология»                       105

Приложение 2. Темы докладов и рефератов по логопсихологии                             106

Список использованной и рекомендуемой литературы                                            107

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение психологии детей с речевыми нарушениями первичного характера представляется крайне важным для педагогов, логопедов, дефектологов и специальных пси­хологов, поскольку положения логопсихологии являют­ся научной основой для методов и содержания обучения детей с речевыми дефектами, коррекционной, реабили­тационной и психопрофилактической работы с ними. Без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, без знания компенсаторных возмож­ностей высших психических функций ребенка невозмож­но себе представить дальнейшее успешное развитие на­учных и практических основ логопедии, и в частности создание адекватных эффективных средств специально­го обучения и воспитания этой категории детей. Для пе­дагогов необходимы научные знания психических и пси­хофизиологических особенностей детей с нарушениями речи (их внутреннего мира, учебно-познавательных воз­можностей, состояния высших форм памяти, воображе­ния, внимания, эмоционально-личностной сферы, пове­дения, мотивов и т. д.). Всестороннее углубленное иссле­дование психики детей с недоразвитием речи важно для совершенствования существующих и разработки новых методов специального обучения и воспитания.

Вместе с тем следует отметить, что логопсихология — одна из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Стоит проблема всестороннего исследования нормального и патологического взаимодействия различ­ных высших (прежде всего речевых и речемыслительных) форм психики детей с нарушениями речи всех возраст­ных групп с позиций системного анализа. Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием не­достаточно изучены. Тем не менее в данном учебном посо­бии сделана попытка обобщить и систематизировать име­ющиеся в настоящее время исследования по психологии детей с речевыми дефектами.

Курс «Логопсихология» призван сформировать пред­ставления о предмете логопсихологии, ее методологии, задачах, методах, принципиальных проблемах изучения психического развития ребенка; об истории развития логопсихологии; о причинах возникновения речевых на­рушений; об особенностях развития познавательной сфе­ры детей с нарушениями речи; об особенностях личнос­тного развития детей с речевой патологией; об основах психологической диагностики и коррекции при нару­шениях речи у детей; об общих закономерностях и ло­гике развития психики детей с нарушениями речи в онтогенезе.

После изучения основных положений логопсихоло­гии приобретаются умения: адекватно пользоваться по­нятийным аппаратом логопсихологии; самостоятельно использовать научную литературу по логопсихологии для решения исследовательских, методических задач в обу­чении и воспитании детей с нарушениями речи, в куль­турно-просветительской работе; применять конкретные методы изучения психики ребенка и группы детей с речевой патологией (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тест, социометрия), простейшие приемы обработки данных; корректно вы­ражать и аргументированно обосновывать положения логопсихологии в устной и письменной форме.

В учебном пособии излагаются общие вопросы лого­педической психологии (предмет и задачи, междисцип­линарные связи, методологические основы); особеннос­ти познавательных процессов у детей, имеющих речевую патологию различной этиологии и степени тяжес­ти; некоторые личностные особенности детей данной ка­тегории; общие вопросы диагностики психического раз­вития детей различного возраста и основные принципы и содержание коррекционной работы с детьми с нару­шенным речевым развитием; приводятся также некото­рые методы и формы работы с родителями детей данной категории и педагогами, работающими в коррекцион-но-образовательных учреждениях. Фактический и тео­ретический материал изложен в рамках традиций оте­чественной психологической школы и основан на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и др. Представлены данные конкретных ис­следований в области логопсихологии ряда отечествен­ных ученых (Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.С. Цвет­ковой, В.И. Селиверстова, М.А. Фотековой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуши, В.М. Сорокина и др.). После каж­дой главы предлагаются контрольные вопросы по изученному материалу. Включенные в учебное пособие тестовые задания для программированного контроля зна­ний позволяют быстро и объективно оценить собствен­ный уровень овладения знаниями.


Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА



2019-08-13 473 Обсуждений (0)
Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)