Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие
Ростов-на-Дону Феникс 2007 В учебном пособии излагаются теоретические и практические вопросы логопедической психологии: представления о предмете логопсихологии и ее методологии; истории развития лргопсихологии; причинах возникновения речевых нарушений; особенностях познавательной сферы детей с нарушениями речи; особенностях личностного развития детей с речевой патологией; основах психологической диагностики и коррекционной работы с детьми данной категории; общих закономерностях и логике развития психики детей с нарушениями речи в онтогенезе. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Логопедия», но может быть полезно и другим специалистам-педагогам, психологам, а также всем интересующимся вопросами психологии детей с нарушенным речевым развитием. Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ 2 Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ....................................................................... 1.1.Предмет и задачи логопсихологии 4 1.2.Логопсихология в системе наук 5 1.3.Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с нарушениями речи 8 Глава 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 2.1.Зарубежные исследования проблемы психического развития детей с речевыми дефектами 11 2.2.Отечественные исследования особенностей психического развития детей с речевой патологией 15 Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 3.1.Основные методологические принципы логопсихологии 19 3.2.Общие принципы обследования детей с речевыми нарушениями 21 3.3.Методы логопсихологии 23 Глава 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 4.1.Теория компенсации психических функций 28 4.2.Учение о структуре дефекта 29 4.3.Общие закономерности нормального и аномального психического развития 32 1.4. Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых нарушений 33 Глава 5. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ 5.1.Лингвистическая понятийная база логопсихологии 35 5.2.Лингвистическая характеристика речи 36 5.3.Клиническая характеристика речи 37 Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 6.1.Особенности восприятия детей с нарушениями речи 39 6.2.Особенности внимания детей с нарушениями речи 43 6.3.Особенности памяти детей с речевой патологией 47 6.4.Особенности мышления детей с речевой патологией 50 6.5.Особенности воображения детей с речевой патологией 54 Глава 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 7.1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи 58 7.2.Самосознание детей с речевой патологией 59 7.3.Особенности межличностных взаимоотношений детей с нарушенным речевым развитием 62 7.4.Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности 66 Глава 8. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 8.1.Дифференциальная диагностика речевых нарушений и других отклонений в психическом развитии 68 8.2.Основные положения программы ранней комплексной диагностики психического развития ребенка 70 8.3.Методы диагностики психического развития ребенка 75 Глава 9. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 9.1.Принцип комплексности в психокоррекционной работе 84 9.2. Принципы создания программы развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию 85 9.3. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений 90 Глава 10. МЕТОДЫ ОПОСРЕДОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ 10.1. Значение влияния семьи на эффективность коррекционной работы 94 10.2.Формы и содержание работы специального психолога с родителями 98 10.3.Особенности работы специального психолога с педагогами 104 Приложение 1. Контрольные вопросы по курсу «Логопсихология» 105 Приложение 2. Темы докладов и рефератов по логопсихологии 106 Список использованной и рекомендуемой литературы 107 ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение психологии детей с речевыми нарушениями первичного характера представляется крайне важным для педагогов, логопедов, дефектологов и специальных психологов, поскольку положения логопсихологии являются научной основой для методов и содержания обучения детей с речевыми дефектами, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними. Без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью, без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка невозможно себе представить дальнейшее успешное развитие научных и практических основ логопедии, и в частности создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания этой категории детей. Для педагогов необходимы научные знания психических и психофизиологических особенностей детей с нарушениями речи (их внутреннего мира, учебно-познавательных возможностей, состояния высших форм памяти, воображения, внимания, эмоционально-личностной сферы, поведения, мотивов и т. д.). Всестороннее углубленное исследование психики детей с недоразвитием речи важно для совершенствования существующих и разработки новых методов специального обучения и воспитания. Вместе с тем следует отметить, что логопсихология — одна из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Стоит проблема всестороннего исследования нормального и патологического взаимодействия различных высших (прежде всего речевых и речемыслительных) форм психики детей с нарушениями речи всех возрастных групп с позиций системного анализа. Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием недостаточно изучены. Тем не менее в данном учебном пособии сделана попытка обобщить и систематизировать имеющиеся в настоящее время исследования по психологии детей с речевыми дефектами. Курс «Логопсихология» призван сформировать представления о предмете логопсихологии, ее методологии, задачах, методах, принципиальных проблемах изучения психического развития ребенка; об истории развития логопсихологии; о причинах возникновения речевых нарушений; об особенностях развития познавательной сферы детей с нарушениями речи; об особенностях личностного развития детей с речевой патологией; об основах психологической диагностики и коррекции при нарушениях речи у детей; об общих закономерностях и логике развития психики детей с нарушениями речи в онтогенезе. После изучения основных положений логопсихологии приобретаются умения: адекватно пользоваться понятийным аппаратом логопсихологии; самостоятельно использовать научную литературу по логопсихологии для решения исследовательских, методических задач в обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в культурно-просветительской работе; применять конкретные методы изучения психики ребенка и группы детей с речевой патологией (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тест, социометрия), простейшие приемы обработки данных; корректно выражать и аргументированно обосновывать положения логопсихологии в устной и письменной форме. В учебном пособии излагаются общие вопросы логопедической психологии (предмет и задачи, междисциплинарные связи, методологические основы); особенности познавательных процессов у детей, имеющих речевую патологию различной этиологии и степени тяжести; некоторые личностные особенности детей данной категории; общие вопросы диагностики психического развития детей различного возраста и основные принципы и содержание коррекционной работы с детьми с нарушенным речевым развитием; приводятся также некоторые методы и формы работы с родителями детей данной категории и педагогами, работающими в коррекцион-но-образовательных учреждениях. Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической школы и основан на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и др. Представлены данные конкретных исследований в области логопсихологии ряда отечественных ученых (Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.С. Цветковой, В.И. Селиверстова, М.А. Фотековой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуши, В.М. Сорокина и др.). После каждой главы предлагаются контрольные вопросы по изученному материалу. Включенные в учебное пособие тестовые задания для программированного контроля знаний позволяют быстро и объективно оценить собственный уровень овладения знаниями. Глава 1. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |