Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о структуре дефекта



2019-08-13 769 Обсуждений (0)
Учение о структуре дефекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Любой вариант дефекта в развитии обладает некото­рыми общими параметрами. В.В. Лебединский выделил параметры дизонтогенеза (рис. 8). Параметры нарушенного развития

 


Рис. 8. Параметры дизонтогенеза.

 

К одному из этих параметров относят функциональ­ную локализацию нарушения, которая делится на частную и общую. Частная характеризуется расстрой­ством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д. Общие нарушения про­являются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем.

Другой параметр дизонтогенеза — возраст челове­ка, в котором у него появилось то или иное наруше­ние. Здесь наблюдается следующая закономерность: чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. Как правило, раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и более сложные по структуре эле­менты имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанно­го развития. В сензитивные периоды психические фун­кции характеризуются снижением уровня резистентно-сти к воздействию патогенного фактора. Именно поэто­му они в первую очередь и нарушаются. За пределами сензитивного периода их устойчивость к неблагоприят­ным воздействиям повышается. Разные виды дизонто­генеза имеют разное соотношение поврежденных, недо­развитых и задержанных в развитии функций.

Важный параметр дизонтогенеза — характер и воз­растная динамика межфункциональных связей. В со­временной психологии выделяют три типа межфункци­ональных связей, которые одновременно являются и ге­нетическими этапами интеграционных процессов раз­личных компонентов психики. Первый тип связей, свойственный для ранних этапов онтогенеза, характе­ризуется временной необратимостью отдельных функ­ций, в формировании которых явно доминируют про­цессы дифференциации. Второй тип называется ассоци­ативным. Он касается появления целостных комплек­сов пространственно-временной близости. Наконец, третий тип — иерархический, наиболее сложный с точ­ки зрения организации. Это многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу бо­лее сложных функций, подчиняют себе низшие, свя­занные с действием элементарных психических процес­сов. Такой тип связей обладает высокой степенью плас­тичности и устойчивости. В случае отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения в формирова­нии межфункциональных связей.

Особое значение в специальной психологии придает­ся соотношению первичных и системных расстройств как особому параметру дизонтогенеза. Это соотношение часто называют структурой нарушенного развития. По­нятие «структура дефекта»ввел Л.С. Выготский. Он выделил первичные дефекты и вторичные (рис. 9).

Первичные дефекты — это мало обратимые изме­нения в параметрах работы той или иной функции, выз­ванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Речь идет о нарушениях в работе именно пси­хических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок. В литературе нередко встречаются указа­ния на то, что первичными выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. В действи­тельности подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут вклю­чаться в структуру психологического анализа. Следует отметить, что при определенных условиях в развитии первично нарушенных функций может появляться оп­ределенная позитивная динамика.

Вторичные дефекты имеют иную природу и свой­ства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно свя­занных с первично нарушенной. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления.

 

 


Рис. 9. Структура нарушенного развития.

 

Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредо­ванными. Также существует понятие «третичные на­рушения», под которым имеют в виду нарушения раз­ных сторон психики, не имеющих непосредственных свя­зей с первично поврежденной функцией. Третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально ва­риабельных признаков, необязательных для лиц с оп­ределенным типом дизонтогенеза. Одно и то же первич­ное нарушение с возрастом будет менять состав вторич­ных отклонений. Этим объясняются существенные раз­личия в структуре последних при одном и том же первичном расстройстве у людей разного возраста. Со­отношение между симптомами первичных и вторичных отклонений в развитии определяется не только харак­тером межфункциональных связей и фактором хроногенности, но и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека (от его компенсаторных возмож­ностей) и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. Благодаря этому не всегда удается обнаружить прямую зависимость между глубиной и выраженностью первичного дефекта и ха­рактером проявлений вторичных отклонений.

Соотношение первичных и вторичных симптомов на­рушенного развития характеризуется еще одной особен­ностью, которая обозначается термином «вектраль-ность». Вектралъностъ — это направленность распро­странения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности — «снизу вверх» (свойственен для ситуа­ции, при которой первично нарушается какая-то элемен­тарная функция, а вторично недоразвиваются более слож­ные, надстраивающиеся над ней) и «сверху вниз» (нару­шение в сфере высших психических функций оказывает негативное воздействия на развитие и реализацию низ­ших). Чем теснее связано вторичное отклонение с пер­вичным дефектом, тем сложнее его коррекция. Напри­мер, отклонения в произношении глухих детей находят­ся в тесной зависимости от нарушения слуха, поэтому их коррекция сложна. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от слуха, и их кор­рекция более легкая (например, словарный запас приоб­ретается не только за счет устного общения, но и благо­даря чтению и письму). Чем дальше имеющееся наруше­ние стоит от биологической системы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Структура нарушенного развития не остается с воз­растом неизменной. В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушени­ями. Если на начальном этапе основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем, в случае несвоевременно начатой коррекцион-ной работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам дея­тельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичные дефекты начина­ют оказывать негативное влияние на более элементар­ные психические функции. Динамика структуры нару­шенного развития может быть как негативной, так ипозитивной. Характер последней во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но при условии, что сама первично поврежденная функция в своих па­раметрах остается относительно неизменной. Качествен­ный анализ нарушенного развития подразумевает вы­деление трех групп психических феноменов — первич­но нарушенных функций, вторично задержанных и со­хранных. Две последние группы очень важны для правильной организации и содержания коррекционной работы в отношении вторичных нарушений и развития сохранных функций. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен. Это подтверж­дается реальной психодиагностической практикой. Не всегда легко обнаружить первичный дефект и отделить. его от вторичных, в силу того, что последние могут быть весьма выраженными. В подобных случаях не исключе­на диагностическая ошибка, при которой вторичные от­клонения принимаются за первичные. Следствием это­го могут быть неправильные рекомендации относитель­но характера и направления коррекционной работы, сни­жающие ее эффективность.



2019-08-13 769 Обсуждений (0)
Учение о структуре дефекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о структуре дефекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)