Учение о структуре дефекта
Любой вариант дефекта в развитии обладает некоторыми общими параметрами. В.В. Лебединский выделил параметры дизонтогенеза (рис. 8). Параметры нарушенного развития
Рис. 8. Параметры дизонтогенеза.
К одному из этих параметров относят функциональную локализацию нарушения, которая делится на частную и общую. Частная характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем. Другой параметр дизонтогенеза — возраст человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Здесь наблюдается следующая закономерность: чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. Как правило, раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и более сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития. В сензитивные периоды психические функции характеризуются снижением уровня резистентно-сти к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому они в первую очередь и нарушаются. За пределами сензитивного периода их устойчивость к неблагоприятным воздействиям повышается. Разные виды дизонтогенеза имеют разное соотношение поврежденных, недоразвитых и задержанных в развитии функций. Важный параметр дизонтогенеза — характер и возрастная динамика межфункциональных связей. В современной психологии выделяют три типа межфункциональных связей, которые одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связей, свойственный для ранних этапов онтогенеза, характеризуется временной необратимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип называется ассоциативным. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости. Наконец, третий тип — иерархический, наиболее сложный с точки зрения организации. Это многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов. Такой тип связей обладает высокой степенью пластичности и устойчивости. В случае отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Особое значение в специальной психологии придается соотношению первичных и системных расстройств как особому параметру дизонтогенеза. Это соотношение часто называют структурой нарушенного развития. Понятие «структура дефекта»ввел Л.С. Выготский. Он выделил первичные дефекты и вторичные (рис. 9). Первичные дефекты — это мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок. В литературе нередко встречаются указания на то, что первичными выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. В действительности подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа. Следует отметить, что при определенных условиях в развитии первично нарушенных функций может появляться определенная позитивная динамика. Вторичные дефекты имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления.
Рис. 9. Структура нарушенного развития.
Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредованными. Также существует понятие «третичные нарушения», под которым имеют в виду нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для лиц с определенным типом дизонтогенеза. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же первичном расстройстве у людей разного возраста. Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений в развитии определяется не только характером межфункциональных связей и фактором хроногенности, но и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека (от его компенсаторных возможностей) и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. Благодаря этому не всегда удается обнаружить прямую зависимость между глубиной и выраженностью первичного дефекта и характером проявлений вторичных отклонений. Соотношение первичных и вторичных симптомов нарушенного развития характеризуется еще одной особенностью, которая обозначается термином «вектраль-ность». Вектралъностъ — это направленность распространения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности — «снизу вверх» (свойственен для ситуации, при которой первично нарушается какая-то элементарная функция, а вторично недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней) и «сверху вниз» (нарушение в сфере высших психических функций оказывает негативное воздействия на развитие и реализацию низших). Чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении глухих детей находятся в тесной зависимости от нарушения слуха, поэтому их коррекция сложна. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от слуха, и их коррекция более легкая (например, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но и благодаря чтению и письму). Чем дальше имеющееся нарушение стоит от биологической системы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Структура нарушенного развития не остается с возрастом неизменной. В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. Если на начальном этапе основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем, в случае несвоевременно начатой коррекцион-ной работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичные дефекты начинают оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции. Динамика структуры нарушенного развития может быть как негативной, так ипозитивной. Характер последней во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но при условии, что сама первично поврежденная функция в своих параметрах остается относительно неизменной. Качественный анализ нарушенного развития подразумевает выделение трех групп психических феноменов — первично нарушенных функций, вторично задержанных и сохранных. Две последние группы очень важны для правильной организации и содержания коррекционной работы в отношении вторичных нарушений и развития сохранных функций. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен. Это подтверждается реальной психодиагностической практикой. Не всегда легко обнаружить первичный дефект и отделить. его от вторичных, в силу того, что последние могут быть весьма выраженными. В подобных случаях не исключена диагностическая ошибка, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть неправильные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы, снижающие ее эффективность.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |