Предмет и задачи логопсихологии
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии. Среди задач логопсихологии выделяют: ■изучение особенностей психического развития припервичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии; ■изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевыми нарушениями; ■определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и обучения; ■разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизм, нарушения слуховой функции, задержка психического развития, сложные недостатки развития и др.); ■разработка методов психологической коррекции и профилактика речевых нарушений в детском возрасте; ■выявление модально-неспецифических закономерностей развития (т. е. свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения) и модально-специфических (т. е. особенностей, свойственных только группе детей с речевой патологией); ■ установление зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени мозгового поражения, от длительности состояния эмоциональной депривации и др. (рис. 1). Исследования логопсихологии направлены на оптимизацию специального психологического сопровождения в системе образования; устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в речевом развитии и их возможностями. Логопсихология содержит те знания, которые Рис. 1. Предмет и задачи логопедической психологии могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений. Логопсихология, как и специальная психология в целом, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л.С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю очередь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность связана с одним парадоксом специальной психологии и логопсихологии, на который впервые обратил внимание В.И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследоваться раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что именно этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, привел Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями ученым казалось, что они изучают модально-специфические закономерности, но в действительности речь шла о модально-неспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя эксперимент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные в одной группе детей с отклонениями в развитии, с результатами, полученными в аналогичной по возрасту группе нормально развивающихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и по сути являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изучением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза. Перечисленные задачи логопсихологии по своему существу являются и исследовательскими и прикладными одновременно. Имеющиеся в арсенале логопсихологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуальных особенностях психического развития детей с речевыми отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создавать условия, препятствующие появлению новых отклонений — осуществлять психопрофилактику. Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач логопсихологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения детей с речевыми дефектами, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |