Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности нормального и аномального психического развития



2019-08-13 1155 Обсуждений (0)
Общие закономерности нормального и аномального психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Л.Ф. Обухова систематизировала законы детского раз­вития, сформулированные Л.С. Выготским следующим образом:

1.Закон цикличности. Детское развитие имеет слож­ную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который ме­няется в разные годы жизни. Так, год жизни в младен­честве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: раз­витие есть цепь качественных изменений. Ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно от­личной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой  оптимальный период развития.

4. Закон формирования высших психических функций. В работах Л.С. Выготского можно выделить два сформулированных им закона.

Закон первый гласит, что функции развиваются не пропорционально и равномерно. Закон второй: в каж­дом возрасте есть доминирующая функция. Наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обосновывают другие, развиваются раньше.

К общим закономерностям аномального развития от­носят следующие:

1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза.

2. Трудность словесного опосредствования.

3. Замедление процесса формирования понятий.

4. Наличие специфических закономерностей, характерных для всех нарушений физического или сенсорного развития. Так, при умственной отсталости, общем недоразвитии речи или задержке психического развития наблюдаются явления ретардации — незавершенности формирования психических функций, характерных для данного периода. Например, Р.Е. Левина описала детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. При нормальном психическом развитии автономная речь существует в течение нескольких месяцев на втором году жизни. Обычно взрослые требуют от ребенка четкого про­изношения и дают соответствующие образцы слов, что положительно сказывается на развитии фонематическо­го слуха и артикуляции. В результате происходит инво­люция автономной речи. У детей с общим недоразвити­ем речи (ОНР) этого не наблюдается. Дальнейшее разви­тие речи происходит у них не в результате смены авто­номной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т. е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

5. Наличие закономерностей, характерных только для данного вида нарушения психического развития.

 

 


Рис. 10. Закономерности нарушенного развития.

 

4.4. Биологические и социальные факторы риска возникновения речевых нарушений

Мозговая организация речевых функций стала пред­метом разностороннего изучения клиницистов, нейро­физиологов и психологов. Начиная с середины XIX в. первые сообщения о механизмах речи появились в ра­ботах П. Брока (1861), К. Вернике (1873). Дальнейшее изучение участия различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность считать, что моторные функции локализуются в задних отделах лоб­ных извилин левого полушария (у правшей) головного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи — в ле­вой задней височной извилине (центр Вернике). Орга­низация речевой функции разносторонне освещена А.Р. Лурия. Речевая патология является следствием по­вреждения периферических и центральных отделов слу­хового, зрительного, двигательного анализаторов. При повреждении периферических отделов слухового анали­затора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или ала-лии), при этом нарушается фонематический слух. По­вреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушение моторно-двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страда­ют подвижные органы артикуляции (губы, мягкое небо) и статическое (твердое небо), а также органы голосооб-разования и дыхания (голосовые связки, гортань, лег­кие, бронхи, трахея, диафрагма). Все перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел речедвигательного анализатора.

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии. Структура и степень речевой не­достаточности во многом зависят от локализации и тя­жести мозгового поражения, а эти факторы, в свою оче­редь, связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4-м месяце внут­риутробной жизни, в период наиболее интенсивной диф-ференцировки нервных клеток.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящих к тяжелым нарушениям речи, наиболее ча­стыми являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфик­сия, несовместимость крови матери и плода по резус-фак­тору (резус-конфликт) или по группам принадлежности крови, заболевания центральной нервной темы (нейро-инфекции — менингиты, энцефалиты, менингоэнцефали-ты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

В происхождении моторной алалии исследователи выделяют преимущественное значение родовой череп­но-мозговой травмы и асфиксии новорожденных.

В работах Е.М. Мастюковой [19, 20, 21] указывает­ся, что употребление алкоголя и никотина во время бе­ременности также может привести к нарушениям фи­зического и нервно-психического развития ребенка, од­ним из проявлений которых часто является общее недо­развитие речи. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на ре­чевые зоны мозга ребенка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место рас­пад речи — афазия.

Возникновение обратимых форм нарушений разви­тия речи может быть связано с неблагоприятными ус­ловиями окружения и воспитания. Психическая депри-вация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влия­ние этих факторов сочетается с негрубой церебрально-органической недостаточностью или с генетической пред­расположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер ипроявляются в виде общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи обычно является следстви­ем резидуально-органического поражения мозга (этим термином обозначаются состояния, которые являются результатом законченного патологического процесса). Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилеп­сии, шизофрении и многих др.). По сравнению с детьми с интеллектуальной недостаточностью у детей с выра­женной речевой патологией в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения цен­тральной нервной системы — минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Особое место в этиологии нарушений речи занимает так называемая перинатальная энцефалопатия — пора­жение мозга, возникающее в период родов.

В зависимости от степени выраженности и локализа­ции органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы при нарушениях речи мо­жет наблюдаться:

локальный речевой дефект (недостаточность рече­вых зон коры головного мозга), при котором нару­шения познавательной сферы вторичны;

сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-заты-лочных областей коры головного мозга), в структуру которого входят нарушения как познавательной сфе­ры, так и речи.

Контрольные вопросы

1. Что такое компенсация психических функций икаких видов она бывает?

2. Какие положения выделяют в теории компенсации Л.С. Выготского?

3. Какие выделяются параметры нарушенного развития?

4. Чтотакое первичный и вторичный дефекты и чем они отличаются?

5. В чем заключаются основные закономерности нормального и отклоняющегося психического развития?

6. Каковы причины возникновения речевых нарушений?

Глава 5



2019-08-13 1155 Обсуждений (0)
Общие закономерности нормального и аномального психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности нормального и аномального психического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)