Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методологические принципы логопсихологии



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Основные методологические принципы логопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Под методологией обычно понимают систему прин­ципов и способов организации и построения теоретичес­кой и практической деятельности. В современном науч­ном знании термином «методология» обозначают три раз­личных уровня научного подхода. Первый уровень это некоторый общий философский подход, общий спо­соб познания, принимаемый исследователем. Второй уро­вень методологии научного познания представлен част­ной (или специальной) методологией, понимаемой как совокупность методологических принципов, применяе­мых в данной области знания. Третий уровень мето­дология как совокупность конкретных методических при­емов исследования. Отечественная специальная психоло­гия сформировалась и базируется на основе общепсихо­логической теории, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурия и др. Кроме того, другой, не менее важной составляющей ее фундамента являются концепции психического развития, созданные Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. За­порожцем, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым и др.

Прикладные науки, к которым относится и логопсихология, как правило, пользуются системой объясни­тельных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин. Поэтому сформулированные в общей психологии принципы являются едиными для всех от­раслей психологической науки. Они сформулированы в рамках традиций отечественной психологической шко­лы и основаны на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­ева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и др.

К общеметодологическим принципам логопсихологии относят:

1. Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их много­образии, представляют особую, высшую форму отражении окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Процесс разви­тия психики есть по своей сути не что иное, как совершенствование способности к отражению. С этой точки зрения любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики. Эти затруднения могут касаться развития образного отражения, понятийного (словесно-логического), эмоционального, смыслового и т. д.

2. Принцип детерминизма. С его позиций психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой. Наиболее точно в диалектической традиции принцип детерминизма сформулировал С.Л. Рубинштейн: внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутреннее условие. В зависимости от этих внутренних условий одно и то же внешнее воздействие может приводить к разным эффектам. Связь между причиной того или иного отклонения и самим отклонением носит весьма сложный, неоднозначный,опосредованный характер. Один и тот же патогенный фактор может приводить к различным формам откло­нений, равно как и то, что разные причины могут при­водить к одному и тому же типу отклонения в разви­тии. Характер отклонения зависит не только от особен­ностей патогенного фактора, его интенсивности и дли­тельности действия, но и от целого ряда внутренних условий, таких как возраст, сила защитных механиз­мов индивида и целый ряд других его особенностей. Именно через эти внутренние условия и преломляется внешнее воздействие патогенного фактора.

3. Генетический принцип. Сущность его сводится к положению о том, что все психические явления необхо­димо рассматривать исключительно в динамическом пла­не, то есть в процессе развития и становления. Разви­тие есть универсальный способ существования психи­ческих явлений. По мысли С.Л. Рубинштейна, психи­ческие явления изучаются многими науками с разных точек зрения, начиная от философии, логики и кончая психиатрией и нейрофизиологией. С его точки зрения, психология должна рассматривать психическое, взятое в процессуальном, динамическом аспекте, в плане внут­ренних механизмов его развития. Отклоняющееся раз­витие представляет собой весьма сложное образование: одни стороны развивающейся психики могут оставать­ся относительно сохранными, другие проявляют при­знаки нарушений. Иначе говоря, в процесс онтогенеза (нормального возрастного развития) вплетается систе-могенез — процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения. Эти симп­томы никогда не появляются все сразу, они имеют оп­ределенную возрастную динамику. Таким образом, сим­птомы отклонений следует рассматривать как динами­ческое образование.

4. Принцип единства сознания (психики) и дея­тельности. Данный принцип сводится к следующему: психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внут­ренний план. По своей структуре (составу) внешняя и внутренняя (психическая) деятельность принципиаль­но сходны; внутренняя психическая деятельность вы­растает из внешней предметной. При этом осуществля­ются многообразные взаимопереходы: предметная пре­вращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация). Предельно упрощая характер связи психики и деятельности, можно сказать, что чем точ­нее и глубже сознание отражает окружающий мир, тем более гибким становится поведение человека и тем эффективнее его деятельность. Равно как и наоборот: чем активнее действует человек, тем точнее становится ха­рактер его отражения. Деятельностный подход предпо­лагает и то, что сама психическая реальность рассматривается как особая форма деятельности (рис. 5).

Кроме указанных принципов необходимо отметить важность реализации в логопсихологии системного под­хода. Системный подход — одно из методологических направлений современной науки, связанное с представ­лением, изучением, конструированием явлений, объек­тов как систем.

 

Принцип единства сознания и деятельности
Принцип детерминизма
Принцип отражательности
Генетический принцип

 

 

Рис. 5. Методологические принципы логопедической психологии

Системный подход характеризуется:

■подходом к исследуемому объекту, явлению как к целому;

■вскрытием устойчивых компонентов связей, образующих структуру системы;

■нахождением вертикальных и горизонтальных структур;

■управлением, с помощью которого развивается система, реализуются связи между различными компонентами и уровнями.



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Основные методологические принципы логопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методологические принципы логопсихологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)