Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лингвистическая понятийная база



2019-08-13 299 Обсуждений (0)
Лингвистическая понятийная база 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди проблем лингвистики и психолингвистики, важных с точки зрения логопсихологии, можно выде­лить следующие:

1.Проблема соотношения лингвистических и психолингвистических единиц. Лингвистами язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней являются составляющими уровней высших. Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом. Язык -это система знаков. Два вида деятельности являются наиболее адекватными языку — общение и познание. Язык существует и реализуется через речь. Психолингвистические единицы — оперативные единицы порождения и восприятия речи — могут быть соотнесены с речевой деятельностью, которая выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия совпадает со структурой любой деятельности, т. е. включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

2.Проблема развития детской речи. Онтогенез языковой способности — это сложное взаимодействие процесса общения взрослого и ребенка и процесса развития предметной и познавательной деятельности. Развитие речи — это прежде всего развитие способности обще­ния. Существует следующая периодизация развития речи, соответствующая трем аспектам: фонетическому, грамматическому и семантическому:

1)период, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова;

2)период, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания;

3)период, когда усвоено все это, а также предметная отнесенность слов, но не усвоена понятийная отнесенность.

Постепенно развивающаяся у ребенка языковая спо­собность обеспечивает усвоение, производство, воспро­изводство и адекватное восприятие языковых знаков. Таким образом, в процессе развития речи изменяется характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребенка языковых средств ихарактер функционирова­ния этих средств, т. е. способ использования языка для целей познания и общения. Сопоставление изменений в характере этих взаимодействий при нормальном и на­рушенном психическом развитии поможет лучше орга­низовать адекватные типу нарушения педагогические воздействия.

3. Развитие символической функции в онтогене­зе. В концепции Л.С. Выготского эта проблема связана со становлением языковой способности и предпосыл­ками развития мышления и речи. Их развитие совер­шается не параллельно и неравномерно: выделяется до-речевая стадия развития интеллекта и доинтеллектуальная стадия развития речи. До определенного мо­мента речь и мышление развиваются независимо друг от друга. В возрасте примерно двух лет ребенок открыва­ет символическую функцию речи, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной. Слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основ­ные свойства, присущие речевому мышлению в целом.

4. Проблема анализа своеобразия языка как общественного явления, как необходимого условия существования общества. Для логопсихологии является важным положение о существовании тесной связи между социализацией личности и социальными аспектами речевого общения. При этом в систему детерминант речевой деятельности должны быть включены такие, которые будут отражать отношения, связывающие общающихся людей с более широкими системами (социальной группой, обществом). В социальном характере языка выделяют два аспекта:

■социальная природа языковой способности. Она формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых смоделировано социальное бытие людей. Решающую роль при этом играет форма деятельности, создающая предпосылки для этого усвоения - межличностное общение;

■социальная обусловленность речевой деятельности, которая предопределена природой языковых знаков, социальным опытом, зафиксированным в значениях. На всех ступенях социализации развитие личности социально детерминировано — системой значений и правил оперирования словами, структурой деятельности, в которую входит речевое действие, этическими правилами.

5. Проблема психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития. Патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью психо-физиологических механизмов, обеспечивающих усвое­ние, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков.

С точки зрения лингвистики выделяют следующие формы речевой патологии:

■собственно психолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и
высших психических функций (шизофрения);

■речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазии);

■речевые нарушения, связанные с врожденными илиприобретенными нарушениями сенсорных систем
(глухота);

■речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или задержкой психического развития;

■речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией мотор­
ной программы (заикание).

Лингвистический и психолингвистический анализ позволяет укрепить понятийную базу логопсихологии, определить научно обоснованные подходы к классифи­кации речевых нарушений, наметить пути и способы адекватного педагогического воздействия, основанные на учете структуры дефекта. Поскольку любое наруше­ние в развитии ребенка негативно влияет на формиро­вание навыков социального взаимодействия, важно знать общие закономерности существования и развития язы­ка, а также те препятствия, которые появляются у ре­бенка с дефектом как у партнера по социальной комму­никации. Это позволяет определить те закономерности, которые должны лежать в основе реабилитационной деятельности по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной соци­ализации.



2019-08-13 299 Обсуждений (0)
Лингвистическая понятийная база 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лингвистическая понятийная база

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)