Лингвистическая понятийная база
Среди проблем лингвистики и психолингвистики, важных с точки зрения логопсихологии, можно выделить следующие: 1.Проблема соотношения лингвистических и психолингвистических единиц. Лингвистами язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней являются составляющими уровней высших. Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом. Язык -это система знаков. Два вида деятельности являются наиболее адекватными языку — общение и познание. Язык существует и реализуется через речь. Психолингвистические единицы — оперативные единицы порождения и восприятия речи — могут быть соотнесены с речевой деятельностью, которая выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия совпадает со структурой любой деятельности, т. е. включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. 2.Проблема развития детской речи. Онтогенез языковой способности — это сложное взаимодействие процесса общения взрослого и ребенка и процесса развития предметной и познавательной деятельности. Развитие речи — это прежде всего развитие способности общения. Существует следующая периодизация развития речи, соответствующая трем аспектам: фонетическому, грамматическому и семантическому: 1)период, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова; 2)период, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания; 3)период, когда усвоено все это, а также предметная отнесенность слов, но не усвоена понятийная отнесенность. Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков. Таким образом, в процессе развития речи изменяется характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребенка языковых средств ихарактер функционирования этих средств, т. е. способ использования языка для целей познания и общения. Сопоставление изменений в характере этих взаимодействий при нормальном и нарушенном психическом развитии поможет лучше организовать адекватные типу нарушения педагогические воздействия. 3. Развитие символической функции в онтогенезе. В концепции Л.С. Выготского эта проблема связана со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. Их развитие совершается не параллельно и неравномерно: выделяется до-речевая стадия развития интеллекта и доинтеллектуальная стадия развития речи. До определенного момента речь и мышление развиваются независимо друг от друга. В возрасте примерно двух лет ребенок открывает символическую функцию речи, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной. Слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. 4. Проблема анализа своеобразия языка как общественного явления, как необходимого условия существования общества. Для логопсихологии является важным положение о существовании тесной связи между социализацией личности и социальными аспектами речевого общения. При этом в систему детерминант речевой деятельности должны быть включены такие, которые будут отражать отношения, связывающие общающихся людей с более широкими системами (социальной группой, обществом). В социальном характере языка выделяют два аспекта: ■социальная природа языковой способности. Она формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых смоделировано социальное бытие людей. Решающую роль при этом играет форма деятельности, создающая предпосылки для этого усвоения - межличностное общение; ■социальная обусловленность речевой деятельности, которая предопределена природой языковых знаков, социальным опытом, зафиксированным в значениях. На всех ступенях социализации развитие личности социально детерминировано — системой значений и правил оперирования словами, структурой деятельности, в которую входит речевое действие, этическими правилами. 5. Проблема психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития. Патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью психо-физиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков. С точки зрения лингвистики выделяют следующие формы речевой патологии: ■собственно психолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ■речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазии); ■речевые нарушения, связанные с врожденными илиприобретенными нарушениями сенсорных систем ■речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или задержкой психического развития; ■речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией мотор Лингвистический и психолингвистический анализ позволяет укрепить понятийную базу логопсихологии, определить научно обоснованные подходы к классификации речевых нарушений, наметить пути и способы адекватного педагогического воздействия, основанные на учете структуры дефекта. Поскольку любое нарушение в развитии ребенка негативно влияет на формирование навыков социального взаимодействия, важно знать общие закономерности существования и развития языка, а также те препятствия, которые появляются у ребенка с дефектом как у партнера по социальной коммуникации. Это позволяет определить те закономерности, которые должны лежать в основе реабилитационной деятельности по развитию у детей навыков социальной коммуникации, способствующих их полноценной социализации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |