Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Клиническая характеристика речи



2019-08-13 343 Обсуждений (0)
Клиническая характеристика речи 0.00 из 5.00 0 оценок




В детском возрасте в развитии речевых процессов зна­чительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного при­менения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) по­лушария.

Особенностью речевых нарушений в детском возрас­те является их обратимость, что связано с высокой пла­стичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрас­те, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и пери­ферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

■механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата);

■функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

■ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого неба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой поло­сти при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке; ринофония — нарушение тембра голоса при нормаль­ной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в про­цессе фонации;

■дисфония — расстройство фонации вследствие пато­логических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функцио­нальными расстройствами голосообразующего меха­низма центрального и периферического характера;

2) центрального характера:

§ дизартрия — нарушение звуковой системы языка (зву­копроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной сис­темы. Нередко при дизартрии нарушения не ограни­чиваются только произносительной стороной, но ка­саются также лексико-грамматической стороны и понимания речи;

§ алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде разви­тия ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

§ афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазии лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5-7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазии в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти;

§ дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;

§ дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

    Существует также педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи. Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекцион-ной работы.

Обычно выделяются группы со следующими наруше­ниями:

1)фонетико-фонематические нарушения (дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2)общее недоразвитие речи (дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороныречи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3)недостатки мело дико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерном, тахилалией, брадилалией).

Контрольные вопросы

1. В чем заключается значение лингвистического и психолингвистического анализа для логопсихологии?

2. Какие выделяют формы речевой деятельности?

3. На какие группы делятся лингвистические нарушения?

4. Какие группы речевых нарушений выделяют с клинической и педагогической точки зрения?

 

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ



2019-08-13 343 Обсуждений (0)
Клиническая характеристика речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Клиническая характеристика речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)