Особенности внимания детей с нарушениями речи
Большое значение в изучении психологических особенностей деятельности приобретает исследование произвольного внимания как важнейшего фактора организации и познавательной деятельности ребенка. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Л.С. Выготский указывал, что вместе с постепенным овладением речью в процессе предметной деятельности и общением со взрослыми ребенок овладевает произвольным вниманием. Ключ к генетическому пониманию внимания Л.С. Выготский видел в том, что его корни не внутри, а вне личности ребенка. Для становления произвольного внимания ребенка, по мнению Выготского, чрезвычайно важную роль играют речевые указания взрослых, поскольку вызывание дополнительных ориентировочных рефлексов к определенным объектам является основой влияния знаковых систем на внимание. Исследованием свойств внимания у детей с речевыми дефектами занимались О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др. Было выявлено, что внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, в то время как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. Несомненно, нарушение произвольного внимания у детей с речевой патологией, которое отмечается многими исследователями (Р.А. Беловой-Давид), является проявлением дисгармоничного и асинхронного характера всего психического развития данной категории детей. Одни авторы рассматривают несформированность произвольного внимания у детей в русле изучения отдельных аспектов психической деятельности детей. Например, Р.Б. Левина отмечает нарушение произвольного внимания у выделяемых ею в зависимости от недостаточности тех или иных форм деятельности трех групп детей с нарушенным речевым развитием. Несформированность некоторых знаний и особенно недостаточность самоорганизации психической деятельности, по мнению В.Л. Ковшикова, К.А. Элькина, влияют на процесс ирезультаты мышления многих детей с речевой патологией. С. Н. Шаховская указывала, что для детей с ала-лией характерны повышенная утомляемость, снижение уровня развития различных свойств внимания. Е.Ф. Со-ботович считает истощаемость, неустойчивость внимания, отсутствие оперативности и инициативности формами проявления определенных особенностей мышления в учебной деятельности. Другими авторами расстройство произвольного внимания исследуется в процессе анализа психоорганической симптоматики у детей этой группы. Так, Р.А. Белова-Давид, изучая детей с выраженным недоразвитием всех сторон речи, отмечала, что неустойчивость и небольшой объем внимания, отсутствие активности и целенаправленности, повышенная утомляемость являются причинами низкой продуктивности в любом виде психической деятельности, в том числе и речевой. Г.В. Гуровец, выделяя две группы детей с моторной алалией по различию в синдроме моторных нарушений (моторно-премоторный и моторно-зацентраль-ный), указывает на неустойчивость активного внимания у детей обеих групп, подчеркивая истощаемость, повышенную утомляемость детей первой группы и расторможенность, неустойчивость детей второй группы. Таким образом, можно сказать, что у детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. Анализ полученных материалов показывает, что уровень количественных показателей произвольного внимания у детей с речевой патологией значительно ниже, чем у детей с нормативным речевым развитием. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что для выполнения многих заданий детям с патологией речи требуется гораздо больше времени, чем детям с нормально развитой речью. К примеру, зрительный диктант выполняется детьми с моторной алалией за 8 мин 41 с (в норме — за 7 мин 8 с), время максимальной сосредоточенности детой при выполнении задания, требующего сосредоточенности внимания на материале, не вызывающем непосредственного интереса, было 4 мин 14 с (в норме — 6 мин 19 с), а когда подобное задание предлагалось в форме игры, то уровень количественных показателей возрастал: максимальное общее время сосредоточенности достигало 4 мин 37 с в группе детей с патологией речи и 7 мин 24 с в группе детей с нормально развитой речью. Ряд других экспериментальных данных также указывает на снижение количественных показателей произвольного внимания детей с речевыми нарушениями: при выполнении модификации корректурной пробы среднее количество просмотренных знаков за 3 мин в группе детей с патологией речи составляет 57,1 (в норме — 84,1), а среднее количество ошибок, сделанных при этом, было в 10, 6 раз большим, чем в норме; среднее количество пропущенных знаков составило 3,5, что в 5,8 раз больше, чем в норме; при раскладывании элементов по цвету среднее количество разложенных элементов оказалось 200 (в норме — 256), а количество ошибок, сделанных детьми с речевой патологией, в этом случае в 7 раз превосходило данные детей с нормой речевого развития. Анализ результатов экспериментов показал далее, что для детей с речевыми дефектами характерен в основном репродуктивный тип деятельности, а для детей с нормальным речевым развитием — продуктивный. К примеру, выполняя задание по конструированию, дети с речевой патологией используют образец деятельности экспериментатора. В норме дети, руководствуясь только инструкцией педагога, самостоятельно создают более сложные по конструкции постройки (поезд, дом и т. п.), отвечающие в то же время условиям задания; причем если они и делают ошибки (по цвету, количеству деталей), то, как правило, сами находят их и исправляют. При выполнении задачи (раскладывание элементов) в условиях игры дети с патологией речи, как и дети с нормальным речевым развитием, используют наиболее продуктивные типы тактики, что свидетельствует об их способности к переносу навыков и более высоком уровне деятельности в данных условиях. Тип инструкции экспериментатора влияет на характер сосредоточенности внимания детей с речевой патологией: гораздо более низкий уровень выполнения задания наблюдается в условиях словесной инструкции. В результате проведенных экспериментов выяснено, что дети, страдающие речевыми дефектами, не всегда способны принять задачу, поставленную экспериментатором, для них свойственно частичное, неточное восприятие инструкции педагога и выполнение заданий с ошибками различных типов. Кроме того, на основе исследований были выявлены различия в характере распределения ошибок во времени у детей с патологией и нормой речевого развития при выполнении заданий, которые предлагалось выполнить в течение строго регламентированного отрезка времени (20 мин). Если в норме наибольшее количество ошибок приходится на ориентировочный период (первые 5 мин), а ошибки в период от 10-й до 20-й минуты деятельности редки, то при выполнении заданий детьми с патологией речи ошибки распределяются в целом равномерно на протяжении всего периода деятельности, меньшее количество ошибок приходится на период от 10-й до 15-й минуты, что может быть связано с большей устойчивостью внимания в этот период, когда дети овладели навыком деятельности; затем от 15-й до 20-й минуты количество ошибок примерно такое же, как в течение промежутка времени от 1-й до 5-й минуты, что свидетельствует о снижении устойчивости внимания и утомлении детей с патологией речи. Одним из важнейших показателей, по которым следует производить оценку уровня произвольного внимания, является характер отвлечения. В ходе исследований удалось установить, что различия в характере отвлечений детей экспериментальной и контрольной групп коррелируют со степенью сформированности структуры деятельности. У детей с речевой патологией структура деятельности или не сформирована, или значительно нарушена, что является одним из следствий низкого уровня развития произвольного внимания. Например, если для детей с нормой речевого развития была характерна тенденция к отвлечению на экспериментатора (дети смотрят на экспериментатора, в большинстве случаев при этом пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечений явились следующие: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания» и т. п. В результате обучающих экспериментов выяснено, что обучение детей с речевыми дефектами имеет большую эффективность при постепенном усложнении задания, причем для данной группы детей требуется гораздо большая в количественном и качественном отношении помощь экспериментатора, чем в норме. Таким образом, в результате анализа данных различных экспериментальных исследований произвольного внимания у детей с речевой патологией можно сделать ряд выводов (рис. 12).
Рис 12. Особенности свойств внимания при патологии речевой функции
Уровень количественных показателей произвольного внимания у детей с речевой патологией значительно ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Для детей с нарушенным речевым развитием характерным является репродуктивный тип деятельности (в норме — продуктивный) и меньшая (в сравнении с нормой) вариабельность тактики деятельности. При выполнении задачи вусловиях игры дети с речевой патологией, как и дети с нормально развитой речью, используют наиболее продуктивные типы тактики, что свидетельствует об их способности к переносу навыков, а также о более высоком уровне деятельности в данных условиях. Различия в характере отвлечений детей коррелируют со степенью сформированности структуры деятельности. Расстройство произвольного внимания как важнейшего фактора организации деятельности ведет к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности. При этом страдают все основные звенья деятельности: а) инструкция воспринимается детьми неточно, фрагментарно; им чрезвычайно трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения; дети с речевой патологией, как правило, не используют речевые высказывания с целью уточнения инструкции; б) задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы; в) все виды контроля (упреждающий, текущий и последующий) являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдают упреждающий и текущий виды контроля. В процессе обучения детей элементарным приемам овладения произвольным вниманием следует постепенно усложнять задания, при этом требуется значительно большая по сравнению с нормой в количественном и качественном отношении помощь экспериментатора. Оптимальным путем формирования произвольного внимания у детей с речевой патологией является его системное развитие в процессе деятельности с учетом своеобразия нарушения внимания у данной категории аномальных детей и в тесной связи с развитием других высших психических функций.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |