Недостатки наблюдения как метода исследования:
- субъективность, поскольку наблюдатель интерпретирует результаты исходя из собственных установок, убеждений, жизненного опыта; следует отметить, что данный недостаток присущ практически всем качественным методам исследования; - наблюдение часто ограничено временем совершения события; - значительные временные затраты. Основным достоинством наблюдения является возможность получить информацию о поведении потребителей, не отвлекая и не задействуя их. Также наблюдение часто применяют, когда отсутствуют другие возможности получения необходимых сведений. Наряду с методами опроса и наблюдения сбор и интерпретация информации при проведении маркетинговых исследований может осуществляться с помощью эксперимента. Эксперимент (от лат. experimentum – опыт, проба) – это изучение явлений, процессов в управляемых условиях при активном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Экспериментальный метод дает возможность выявлять причинно-следственные связи между событиями и осуществлять проверку выдвигаемых гипотез. В ходе проведения эксперимента исследователь изменяет одну или несколько переменных и анализирует, как это изменение влияет на другие переменные. Следует выделить несколько особенностей эксперимента: 1. исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его процессов, а сам создает такие условия, чтобы вызвать их у испытуемых; 2. исследователь может целенаправленно изменять условия проведения эксперимента для выявления причинно-следственных связей между явлениями и процессами; 3. эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности; 4. в эксперименте обязателен строгий учет условий его протекания, необходимо ведение протокола эксперимента. Рассмотрим два основных вида эксперимента в зависимости от условий его проведения. • Лабораторный (искусственный) эксперимент протекает в специально созданных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, может использоваться специальная аппаратура (так, для проведения ценовых экспериментов необходимо торговое оборудование, с помощью которого осуществляется имитация магазинной торговли, для тестирования рекламного воздействия применяется телевизионное оборудование, специальные устройства позволяют отслеживать направления взгляда покупателя, когда он рассматривает магазинные витрины). Экспериментатор манипулирует независимыми переменными, и измеряет их влияние на зависимые переменные. Вместе с тем, он внимательно следит за тем, чтобы эти зависимые переменные не подвергались каким-либо посторонним воздействиям. Независимые переменные – это те переменные, которые могут изменяться по усмотрению экспериментатора (например, затраты на рекламу, цены на товары и услуги), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (например, объем продаж, показатель рыночной доли). Таким образом, экспериментатор не может менять зависимые переменные таким же прямым образом, как независимые переменные, они изменяются в процессе манипулирования независимыми переменными. Лабораторный эксперимент проводят в тех случаях, когда необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимыми переменными. Специфика лабораторного эксперимента в маркетинге, которая отличает его от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемыми. Задачи, которые решают посредством проведения лабораторных экспериментов в маркетинге, разнообразны, например, сравнительное тестирование качества товара; поиск оптимальной цены нового товара или услуги в процессе вывода их на рынок; расширение текущего ассортимента на рынке; изучение влияния брендов и марочных названий (части торговой марки, включающей буквенные или цифровые обозначения) на потребительский выбор; тестирование рекламного воздействия на потребителя; сравнительный анализ эффективности функционирования нескольких рекламных каналов. К достоинствам лабораторного эксперимента как метода маркетингового исследования можно отнести следующие: - возможность изучать причинно-следственные связи между событиями; - обеспечивается высокая степень надежности и валидности; - возможность выбрать момент начала события; - возможность контроля ситуации; - изменяемость результатов путем манипулирования независимыми переменными; - возможны повторные исследования в аналогичных условиях. Несмотря на очевидные достоинства лабораторного эксперимента, он имеет определенные недостатки, вызванные искусственностью экспериментальной ситуации, возможным влиянием личности экспериментатора на интерпретацию полученных результатов, наличием временного лага между экспериментом и принятием маркетинговых решений. Также актуальным является вопрос мотивации потребителей на участие в лабораторном эксперименте. • Естественный эксперимент(эксперимент в рамках полевого исследования) проводится в условиях максимально приближенных к естественным. Естественный эксперимент в маркетинге может применяться с целью определения потенциального объема продаж новых товаров или услуг по различным целевым группам потребителей, выявления эффективности применения различных элементов комплекса маркетинга, оценки эффективности рекламы в различных регионах. Поскольку объектом исследования при проведении полевого эксперимента часто являются различные рынки, то такую экспериментальную деятельность называют тестированием рынка. Достоинства полевого эксперимента: - проводится в реальных условиях и характеризуется высоким уровнем обобщаемости полученных результатов; - позволяет достаточно точно спроектировать результаты эксперимента на реальный целевой рынок; - испытуемые могут не знать о том, что они участвуют в эксперименте если это позволяют организационные условия и этические соображения, и ведут себя естественным образом, на их поведение не оказывает влияния факт проведения эксперимента. Недостатками полевого эксперимента является недостаточная управляемость со стороны исследователя, временные и материальные затраты, также внутренняя валидность такого эксперимента, как правило, ниже, чем лабораторного. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в исследуемые процессы эксперимент подразделяется на констатирующий и формирующий. Вконстатирующем эксперименте исследователь не формирует новые качества у испытуемого и не развивает те из них, которые диагностируются. Формирующий эксперимент предполагает более активное вмешательство исследователя и направлен на формирование новых качеств, особенностей поведения у испытуемых. В зависимости от уровня осознанности испытуемых выделяют эксперименты, в которых испытуемых полностью информируют о целях и задачах исследования; эксперименты, в которых некоторая информация может утаиваться от испытуемых или искажаться (например, экспериментатор может сообщить недостоверную информацию о целях эксперимента или гипотезе); эксперименты, в которых испытуемым неизвестно о целях эксперимента или даже о факте того, что он проводится.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |