Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет Мировая культура.

Кафедра Искусствоведения.

М.В. Яковлева

Теория и практика современной моды

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2018


УДК

391"20"(07)

ББК

Р 30

 

Я 47

 

 

 

Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № 4 от 21.06.2018 г. в качестве учебно-методического пособия.

 

 

 

Светлана Михайловна Ванькович

кандидат искусствоведения, профессор, зав кафедрой истории и теории искусств СПбГУТД

Ирина Константиновна Москвина

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры СПбГИК

 

 

Яковлева Мария Викторовна

Я 47

Теория и практика моды: учебно-методическое пособие: / М. В. Яковлева; Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. – 59 с.

Учебно-методическое пособие «Теория и практика современной моды» предназначено для магистров, обучающихся по направлению 50.04.03 «История искусств», профиль: «Искусство и мировой художественный процесс» и посвящено освоению феномена современной моды в теоретико-практическом аспекте. Искусство моды сегодня одно из ярких и наиболее динамично развивающихся явлений в художественной сфере и мире современных арт-практик.

Предполагается рассмотреть теорию и методологию современной моды в контексте актуальной методологии, так же законы ее функционирования в социо-культурном пространстве с углубленным изучением современных методик понимания моды в целом, а так же явлений и процессов, связанных с данным феноменом. Особое внимание уделяется современным практикам моды в отечественной культурно-экономической ситуации в тесной взаимосвязи с современными арт-практиками. Знание особенностей рекламных технологий в индустрии моды важная составная часть в сфере искусства и образования при подготовке самостоятельного профессионального специалиста.

Акцент делается на формирование навыков самостоятельной работы студента, нестандартный подход в решении сложных задач в сфере моды и искусства.

 

УДК

391"20"(07)

ББК

37.24 – 22 р 30

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2018

         

 

Оглавление

Введение. 4

1. Содержание учебной дисциплины. 5

1.1. Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект 5

1.2. Актуальная методология изучения современной моды.. 9

1.3. Мода в системе современных арт-практик. 12

1.4. Рекламные стратегии в индустрии моды.. 16

2. Организация самостоятельной работы студента. 19

2.1. Список литературы: 21

2.2. Словарь терминов. 23

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины.. 27

3.1. Темы для семинарских занятий. 28

3.2 Темы для самостоятельной разработки. 36

3.3. Темы рефератов. 38

Заключение. 51

Приложение 2. Образцы творческих работ выполненных студентами- магистрантами кафедры «Искусствоведения» СПбГИК по дисциплине «Теория и практика современной моды». 53


Введение

Учебно-методическое пособие «Теория и практика современной моды» посвящено освоению феномена современной моды в теоретико-практическом аспекте. Искусство моды сегодня одно из ярких и наиболее динамично развивающихся явлений в художественной сфере и мире современных арт практик.

Предполагается рассмотреть теорию и методологию современной моды в контексте актуальной методологии, так же законы ее функционирования в социо-культурном пространстве с углубленным изучением современных методик понимания моды в целом, а так же явлений и процессов, связанных с данным феноменом. Особое внимание уделяется современным практикам моды в отечественной культурно-экономической ситуации в тесной взаимосвязи с современными арт-практиками. Знание особенностей рекламных технологий в индустрии моды важная составная часть в сфере искусства и образования при подготовке самостоятельного профессионального специалиста. Акцент делается на формирование навыков самостоятельной работы студента, нестандартный подход в решении сложных задач в сфере моды и искусства.

Цели дисциплины:

- Ознакомление с методологией комплексного анализа феноменов и явлений современной моды;

- Изучение характера и закономерностей развития современной моды.

- Освоение теории моды, способов и видов коммуникации в современной моде и индустрии моды

- Освоение приемов современного анализа и актуальных методов изучения феноменов моды;

- Изучение невербальных практик моды в контексте современных арт-практик и искусства.

- Обучение приёмам подготовки и проведения научно-исследовательских и практических работ в сфере теории и практике моды;

Учебно-тематический план дисциплины

1. Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект

2. Актуальная методология изучения современной моды

3. Мода в системе современных арт-практик

4. Рекламные стратегии в индустрии моды


 

Содержание учебной дисциплины.

Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект

 

Развитие костюма традиционно связывают с понятием «мода» с периода Средних веков. К началу ХХ века такие базовые понятия как одежда, костюм, мода переплелись и часто воспринимаются как единое целое, трудность разграничения в большей степени зависит именно от исторических фактов. Сегодня, когда понимание моды ушло далеко за пределы процесса развития одежды необходимо определить различие базовых понятий «мода», «костюм» и «одежда» как ключевых, поскольку при тесной взаимосвязи их развития в историческом процессе, они не являются тождественными.

Одежда трактуется как специфический для человека способ укрытия тела, в отличие от перьев у птиц и шкуры у животных человек может безболезненно и многократно снимать одежду и надевать ее (Е.Киреева). Скорее, понимание термина «одежда» должно быть обозначено как средство, а не способ, т.к. одежда является вещью, а не действием. Также одежда - это отдельный элемент костюма (брюки, юбка, блуза и т.д.). Или другое емкое, но простое определение - одежда - часть материальной культуры, искусственный покров человека. Одежда, являясь «социальной» кожей человека, отвечает за конструирование образа телесности, поскольку обладает всеми необходимыми для этого инструментами. Крой, цвет, силуэт, фактура материала и т.д. позволяют создать визуально воспринимаемое тело человека. Подчеркнуть достоинства, скрыть недостатки и, что наиболее важно, обеспечить телу возможность «появления на людях».

Костюм - в узком смысле - одежда; в широком - единый ансамбль, элементы которого объединены какой-то общей чертой, как-то: цвет, отделка, фактура материала и пр. т.е. костюм является носителем стиля, выражая его при помощи силуэта, цвета, фактуры и аксессуаров. Под элементами костюма традиционно понимаются: одежда, визуальная стилистика, аксессуары и манера поведения, как манера ношения одежды. В системе моды, с позиции бихевиористского подхода, манера ношения одежды подразумевает соответствие ситуационного стиля одежды ситуационному поведению. Одежда, аксессуары, визуальная стилистика, манера поведения - внешние отличительные характеристики человека, создающие социально, нормативно - культурно воспринимаемую телесность. Совокупность данных позиций доказывает возможность понимания костюма как визуального образа. Половую принадлежность образа определяет исторически сложившееся подразделение костюма на мужской и женский (за счет размеров, кроя, цвета, фактуры, аксессуаров и т.п.).

Также можно определить различия ключевых понятий «костюм», «мода», «одежда» на основе их функциональной направленности. Функции одежды многообразны: она закрывает тело от окружающего пространства и в то же время является посредником между телом и внешним миром; одежда передаёт половозрастные различия; кроме этого она «собирает» тело, придает единство его витальным силам. Хотя многие исследователи, составляя собственные классификации, смешивают функции одежды и моды, это не является приоритетной проблемой, поскольку следование моде усиливает функции костюма, и при этом мода проявляется функционально. Все же их задачи различимы. Под функциями моды понимаются: регулятор сознания и поведения (социальная адаптация); показатель социального положения и престижа (сюда же можно включить экономический фактор - в эквиваленте материальной ценности); показатель эстетической ценности. Функции костюма - практическая, утилитарная, эстетическая, эротическая, магическая, возрастная, социально-половая, моральная, обрядовая, профессиональная, сословная, указание на род занятий, вероисповедание, региональную и культурную принадлежность. В данном аспекте костюм - это сочетание функций и одежды и моды. Костюм, в отличие от одежды, которая в большей степени утилитарна (носит функцию защиты) и, в отличие от продуктов Высокой моды с превалированием эстетической функции, обладает и той и другой, и характеризуется презентацией личности в субъективном соответствии своему носителю. Костюм репрезентирует образ посредством своей символичности, знаковости, демонстративности. Сегодня, с учетом появления, в мужском и женском гардеробе одинакового вида одежд, причесок, манер поведения можно определить функциональную специфику одежды и костюма. Основной функцией одежды стала функция - укрытия тела. К основным функциям костюма перешли - репрезентативная (социальная адаптация и ориентация), сюда входят многие «бывшие» функции моды - костюм как категория социальной стратификации - половозрастная, гендерная, расовая, социально-статусная, сексуальная. В тоже, время главные функции моды - регулятор массового сознания, создание ценностных доминант в культуре и обществе, придание аксиологических свойств материальным и духовным образцам эпохи.

Мода (фр. Mode; лат. modus) - мера, способ, правило, господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта, главным образом в одежде. Мода - способ достижения установленных временем идеалов, правило позволяющее человеку изменять свой внешний вид - демонстрировать или скрывать черты характера. Понимание моды, как явления, наиболее  точно отражает особенности объединения существующего разнообразия одежды в костюме и выражается в «следовании определенным правилам ношения и конкретных поведенческих навыках обращения с различными видами одежды». Именно появление моды совершает эволюцию костюма. Весь стиль жизни человека находится под воздействием моды, она «точный указатель господствующих идей». Видимой стороной моды является легкость, с которой ее можно «купить» за деньги и таким образом приобщиться к кругу избранных. Принцип ее развития - достижение «общедоступности» - заставляет сразу от нее отказываться, порождая новые образцы для подражания. С одной стороны, человек стремится следовать всем ее образцам и требованиям, а с другой, именно с помощью моды человек пытается выделиться, показать свою индивидуальность, в этом и проявляется ее противоречивость. Чем ближе различные социальные слои друг к другу, тем быстрее происходит подражание, что, в свою очередь, вызывает ускорение смены моды. В моде высоко ценится все, что создает барьер недоступности. Для моды характерно стремление к экспансии, захвату все новых и новых слоев, групп и территорий. Но чем больше людей ее принимает, тем быстрее начинается ее смена. Мода - процесс, постепенно создающий массовое поведение. Оказаться во власти моды, то есть ее объективного результата,- стать приверженцем массового увлечения новой вещью, идеей. Мода - существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры. Мода по Г.Зиммелю – «это одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности».

Итак, значимым является понимание костюма как взаимодействия одежды, аксессуаров, визуальной стилистики и манеры поведения в едином ключе, т.е., визуального воплощения образа. Отсюда вытекает возможность понимания костюма как инструмента для создания образа. Развитие костюма зависит от динамики материальной и соционормативной культур, понимаемых в современности как Мода, поскольку этими процессами отмечены все эпохи и цивилизации.

Возникновение костюма традиционно связывают с необходимостью социальной стратификации в первобытном обществе (Л.В.Петров, Ю. Лотман, М. Топалов и др.). Пренебрежение и непричастность к труду - одна из главных ценностных характеристик светского костюма прошлых эпох и сегодня «обязанность не трудиться» отличительная черта привилегированных классов, создающих моду. Например, многометровые рукава боярского костюма Московской Руси (отсюда пословица «Работать спустя рукава»), длинные носы рыцарской светской обуви (длина носка обуви строго регламентировалась в зависимости от сословия своего носителя - «жить на широкую ногу»), жесткие корсеты, огромные в диаметре кринолины. С конца XVIII - начала XIX веков основной функцией в костюме являлось заявление о материальном положении своего владельца. Этому способствовало развитие капитализма и новой идеологии, отвечающей потребностям класса буржуазии. В большей степени это связано с властью самого костюма, как устанавливающего значение, и возможного манипулятора общественным мнением.

Костюм, являясь неотъемлемой стороной бытовой жизни, воспринимается как экзотическая сфера повседневности. Быт выступает как способ пребывания социума в жизни единичного индивида, как связующее звено между человеком «природным» и человеком «общественным» и участвует в процессе формирования социальных отношений, а также одежда, как составная часть костюма, - обязательный элемент в процессе социокультурной жизни каждого индивидуума. В данном ключе костюм как элемент повседневности, как сфера социальной реальности позволяет раскрыть и проиллюстрировать многообразие общественного организма в его единстве. По мнению Ю. Лотмана, вещи навязывают нам манеру поведения, поскольку создают вокруг себя определенный культурный контекст. Нельзя понять культуру, «не примерив» на себя одежду, манеры поведения, стиль общения, моду, предрассудки ритуалы свойственные человеку данной культуры (М.Лотман).

Костюм, не только «объективная реальность», но и инструмент трансформации мира. Быт определяется иерархией ценностей для каждой отдельно взятой личности и для социума в целом, здесь осуществляется сознание индивида и творение индивидом социокультурного пространства. Костюм отражает доминирующую в данный момент как индивидуальную, так и коллективную аксиологию, иллюстрируя процесс взаимодействия личности и социума, также обретает свою реальность в законах повседневности.

Мода в отношении к костюму имеет и «вещную» ценность. Ценность костюма заключена не только в его материальной «вещности», но и в отношении к костюму как к инструменту, костюм - и средство и цель. Ценность - как цель - это такое представление о результате, которое становится причиной действия. Культура, формируя мир ценностей и идеалов, предлагает пути его достижения, регламентирует поведение, одежду, т.е. визуально воспринимаемый образ. Формирование целей и средств деятельности погружает людей в мир результатов и продуктов, в искусственный мир, в мир артефактов. Они обладают двойственной определенностью. С одной стороны объективная - ее можно рассматривать как реальность, существующую саму по себе, отдельно от человека, с другой стороны, субъективная - как воплощение смыслов и значений, в которых человек опредмечивает свои представления, желания и цели, порожденные самой культурой. Вещи и процессы как носители смысла становятся знаками. Ж. Бодрийяр рассматривает повседневность через систему вещей, через потребление, посредством которого человек стремится к ускользающему идеалу. Реальность по Ж. Бодрийяру не существует, поскольку ее заменила гиперреальность, порождаемая при помощи симулякров-призраков реального. Вещи - носители ценности, для вещей «быть» - равнозначно быть используемыми человеком, который является не зрителем, а созидателем. Человек, будучи втянут в вещный мир, трансформирует его. Меняя мир, он формирует и меняет самого себя. Человек, используя вещи, устанавливает социальные отношения, что само по себе удерживает его на уровне фактов. В основе такого варианта «способности быть» лежит «осадочность», т.е. его падение на уровень вещей. В коммуникативной системе с искусственно завышенными ценностями и жесткой структурой, личность часто вынуждена искать способ уподобления, как если бы она была и одним, и другим, и третьим. Так возникает стиль жизни «казаться, а не быть» (по отношению к себе и другим - К. Роджерс, Ж. Бодрийяр, Т. Адорно и др.). Мода и костюм, приобретают высокую аксиологическую оценку благодаря своей способности к имитации, подражанию, демонстративности.

Рассматривать костюм как вид коммуникации позволяет структура костюма, которая может быть адекватна структурам форм или предметам окружающего мира, т.е. языковая структура. Обладая собственным «языком», костюм способен передавать информацию любого рода. Языки, основанные на системах образных знаков (язык музыки, танца, костюма, и т. д.), образованы в системе конвенциональных знаков как системе записи. Костюм сформировал свой язык, заимствовав элементы из языков музыки, живописи, архитектуры, пластики и других видов искусства. Его язык основан на ассоциативном и эмоциональном восприятии. То есть, благодаря различным пластическим ритмическим композиционным, цветовым сочетаниям, костюм вызывает определенные эмоциональные переживания или любой другой отклик, основанный на историческом, социальном, или биологическом опыте людей.

Семиотика моды схожа с костюмом в процессе репрезентации успешности. При этом, костюм как образ дополнительно повествует о социальном статусе, половозрастном различии, вкусе индивидуума, его психо-эмоциональном состоянии, принадлежности к определенной культуре, религии, идеологии. Знаковость костюма может быть определена через его функциональные особенности - классовая дифференциация, значимость богатства, отражение общественной интеграции (униформность); определение идеологии группы; респектабельность; половое различие; вкус человека; знак культуры. При этом используются различные виды знаков: натуральные - предполагающие сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью; образные - обращенные непосредственно к механизмам ассоциативного восприятия; конвенциональные - используемые совместно с другими видами знаков в синтетических формах творчества.



2019-11-13 279 Обсуждений (0)
Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство моды в современной культурной ситуации: теоретический аспект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)