Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальная методология изучения современной моды



2019-11-13 319 Обсуждений (0)
Актуальная методология изучения современной моды 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема изучения истории костюма и моды в ХХ веке заключается не столько в постоянной смене модных тенденций, сколько в подходе, который используется при анализе. На сегодняшний день можно выделить спектр подходов, раскрывающих разные грани исследуемого феномена и обладающих разными эвристическими возможностями. Традиционно определяются основные теории: Мотивационные - опираются на рассмотрение принципов личностных мотивов желания нравиться, и быть правым, на трактовку моды как эмоциональной разрядки (Я.Л.Коломинский, Б.Ф. Поршнев). В этом же ключе рассматривается психологический аспект моды, поскольку она осмысляется как некая ценность, как цель, определяющая характер жизнедеятельности человека во взаимодействии с социальной средой, предметным миром и самим собой (М. Килошенко). Автократические - акцентируют роль личности в создании моды, через понятие «короли Моды», где в равной мере заметно сходство значений монарха в прошлом или кутюрье в наши дни. С этой точки зрения часто рассматривают историю костюма XX века, как историю Модных домов и модельеров (Л. Горбачева, А. Васильев, Ш. Зелинг). Событийные (сравнительный, историко-культурный анализ)подходы связывают историю костюма с развитием экономики и политики (М. Мерцалова, Е. Киреева, С. Ванькович). Идеологические - ставят во главу угла зависимость моды от общественных настроений, идеологии, норм и ценностей данного общества (А. Гофман, М. Топалов, Р. Фишман). Костюм как средство межличностной коммуникации (Л. Петров, В. Борев), или способ воздействия в процессе общения (И. Андреева, А. Коваленко) рассматривается в рамках коммуникативных подходов. Мода как знаковая система, являющаяся выражением смысла (Ю. Лотман) и как определенная обработка социальной информации (Л. Петров) рассматривается с позиции семиотики.

Историю моды традиционно рассматривают как производную от главенствующего в ту или иную эпоху стиля в художественной культуре. Но этот метод является конструктивным лишь при наличии такого стиля и довольно большого отрезка времени, и к тому же нельзя забывать о том, что приверженцами и основателями моды до ХХ века была лишь небольшая часть привилегированного, аристократического круга. Изменения уклада жизни в XX веке привели к изменению характера костюма, который всегда отвечает потребностям общества. М. Мерцалова определяет зависимость развития женского костюма от положения женщины в обществе, и от статуса. Современный костюм ориентируется на требования, предъявляемые к отдельному индивиду, находясь при этом всегда в русле культурной тенденции. Основные характеристики современного костюма можно определить как зависимость от динамизма жизни, технического прогресса, от традиций и новаций и основной характеристикой является ориентация моды на женский костюм в первой половине ХХ века. Эта тенденция появилась еще с начала XIX века, когда влияние буржуазных ценностей и буржуазного стиля жизни определило женщину «как витрину благосостояния семьи» и законодательная регламентация в костюме потеряла свою актуальность. Данному явлению во многом способствовал феминизм, благодаря которому женщины активно вовлекались в экономический, политический и общекультурный процессы. Экономическая независимость выявила женщину как активного потребителя, а исторически сложившееся внимание женщин к своей внешности определило направленность индустрии моды в ХХ веке на женский костюм. Мужской костюм не подвергался переработке на протяжении последних полутора веков, удовлетворяя требованиям, предъявляемым к образу «мужественности». Изменения в мужском костюме связаны с кризисом традиционной маскулинности, который наметился лишь во второй половине ХХ века как реакция на трансформацию женственности.

Свобода выбора как «наследство ХХ века» особо сильно проявилось в одежде - самовыражение в современном костюме достигло своего апогея. Приоритеты образов в культуре ХХ века, определенные актуальностью проблемы межличностных взаимодействий на всех уровнях в рамках визуализации культуры предопределили необходимость выработки новых стратегий изучения развития костюма.

М. Килошенко предлагает новый подход к прогнозированию моды, основанный на репрезентативности. Представления о моде, как о мифе, который позволяет упорядочить отношение людей к внутренним и внешним формам культуры, формулирует данный подход. Актуальным становится прогнозирование не самих модных стандартов, а явлений, которые ведут к изменению модных стандартов. Речь идет о систематическом изучении ценностей и образа жизни людей, потребностей и проблем, ими порождаемых, перспектив развития личности и общества, технологий и производства. М. Килошенко предлагает интуитивный подход к прогнозированию смены модных циклов. Исходя из концепции «полисемии» А. Гофмана, как наличия разных смыслов и значений понятия «модный цикл», поскольку модные инновации представляют собой смену модных циклов, прогнозирование, (в равной степени и изучение) динамики костюма есть прогнозирование начала и конца модного цикла. Репрезентативность как основа существования гендера (Ж. Деррида, М. Фуко, М. Плаза, Т. де Лаурентис, Ж. Лакан, Ч. Пирс), также позволяет использовать гендерный подход в изучении развития костюма.

Основой гендерной методологии является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли, определяющие отношения через категории субординации. Гендер - системная характеристика, главный вопрос гендерной методологии - вопрос о «ресурсах (источниках) создания гендера». Выделяются следующие ресурсы для создания гендера: гендерные (поло-ролевые) стереотипы; поло-ролевые формы (нормы); идентичность (половое самосознание). Гендер понимается как метафора пола в образах «мужественности» и «женственности».

В пространстве коммуникативного процесса визуальный образ (т.е. костюм) является ресурсом и инструментом в процессе конструирования и репрезентации гендера его визуальное проявление. Таким образом, можно выразить невербальные составляющие (внешний вид) образов «мужественности» и «женственности» в «гендерных образах», что позволяет определить соотношение «гендерных образов» и костюма, как совпадающие категории.

- визуальные образы можно определить как «гендерные образы», которые, также как и костюм, являются негласной визитной карточкой, обретая власть в процессе идентификации.

- невербальные практики костюма ни что иное, как воспроизведение гендерных образов в качестве универсальных коммуникаторов и нормативов. Теория гендера как стратификационная категория и конструирование образов «мужественности» и «женственности» в коммуникативном пространстве, нашла отражение в понятии «гендерного дисплея» (И.Гофман) - многообразие представлений и проявления во взаимодействии мужского и женского. В системе межличностного взаимодействия посредством вербальных и невербальных (внешнего облика) практик создается, подтверждается, воспроизводится представление о «мужском» и «женском», как категориях социального порядка. Инструментом для создания образа выступает костюм, включающий в себя одежду, аксессуары, макияж, прическу и манеру ношения костюма как манеру поведения. Тенденция современной моды также направлена на воспроизведение многообразия образов «мужественности» и «женственности», которое находит воплощение в костюме. Итак, мужественность и женственность в костюме строятся на сочетании анатомии, социальных нормах, статуса (не только социального, но и гендерного). При этом в каждую эпоху качественное наполнение этих образов различно. Эмпатия, энергичность, предприимчивость, деловитость, покорность также кочуют из «мужских» черт в «женские», как и элементы костюма заимствуются из гардероба противоположного пола. При этом нормативы не универсальны, наделение характеристиками, отвечающими за представления о мужчинах и женщинах в каждый исторический период культурно детерминировано. Гендер как одна из категорий стратификации через показатели принадлежности к маскулинному и феминному также обладает своей привлекательностью в системе иерархии пола.

 Под влиянием моды формируются представления об идеальных мужчинах и женщинах, визуальная составляющая которых репрезентируется посредством костюма в образах мужественности и женственности.

 Гендерный подход, позволяет определить становление базовых образов «мужественности» и «женственности», реализуемых в том числе и в костюме. Так же данный подход вычленяет основные факторы, влияющие на динамику данных образов (биодетерменистский, социо-нормативный, функциональный, информационный, принцип деконструкции и др.) Изучение предлагаемых в моде тенденций происходит на примере ведущих западных и отечественных модельеров и дизайнеров. Данный блок наиболее подвижен, что зависит от динамики моды. Изучение и анализ современности, аналитическая проработка тенденций в моде ведется с учетом культурной ситуации. Основная задача данного блока заключается в формировании у студента аналитического мышления на основе визуального восприятия, умение строить концептуальные выводы.

 



2019-11-13 319 Обсуждений (0)
Актуальная методология изучения современной моды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальная методология изучения современной моды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)