Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды конкуренции



2019-11-13 257 Обсуждений (0)
Понятие и виды конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. В любой отрасли экономики - неважно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

· соперничество между имеющимися конкурентами;

· угроза появления новых конкурентов;

· угроза появления новых товаров и услуг;

· способность поставщиков торговаться;

· способность покупателей торговаться.

Эти силы определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, расходы, которые им приходится нести, и на размеры предложений товаров, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль.

Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль предприятия. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, НИОКР и т.д.), или же прибыль "утекает" к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить предприятия, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей называется конкурентным преимуществом. Наиболее типичными причинами, дающими конкурентные преимущества предприятию, являются:

1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки нового товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров в отрасли.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, "что такое хорошо и что такое плохо" резко меняются. Те предприятия, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или оказаться не в состоянии отреагировать должным образом, потому что для того, чтобы ответить на эти запросы, требуется создать новую цепочку ценности.

3. Появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции или новые подходы к определенной группе покупателей.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты. Предприятие добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, в то время как конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.

5. Изменение правительственного регулирования. Изменение политики в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество. Существующие лидеры рынка приспособились к определенными "правилам игры" со стороны правительства, и, когда правила эти вдруг меняются, они могут оказаться не в состоянии ответить на эти изменения.

Продолжительность удержания конкурентного преимущества предприятия зависит от количества имеющихся у него явных источников конкурентного преимущества, от активности в модернизации производства и других видов деятельности предприятия, предложения потребителям товаров большей ценности или товаров и услуг по более низким ценам, т.е. конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворение общественным потребностям.Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции. Что может угрожать сбыту конкретного товара на определенном рынке?

Во-первых, это может быть вид конкурентной борьбы:

1. Функциональная конкуренция, которая возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами друг другу. Функциональная конкуренция может возникнуть даже при производстве уникальной продукции. Например, потребность в передвижении по центру мегаполиса можно удовлетворить при помощи личного автомобиля, велосипеда, маршрутного или обычного такси, метро и т.д. Чем интенсивнее движение и загруженнее автомагистрали, жестче экологические требования к транспортным средствам, тем предпочтительнее становится приобретение велосипедов по сравнению с автомобилями. Такая тенденция наблюдается в крупных городах Нидерландов, Японии, Германии.

2. Видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обуславливающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам. Например, к таким товарам можно отнести легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями или велосипеды с разным количеством передач и набором оборудования.

3. Предметная конкуренция возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству [1]. В этом случае на решение о покупке товара влияют дополнительные факторы: известность марки, сервисное обслуживание, реклама и т.д.

Во-вторых, более высокое качество товаров-конкурентов. Качественный аспект в оценке конкурентоспособности продукции является доминирующим. Из-за невысокого качества или недоработок товары проигрывают в конкурентной борьбе.

В-третьих, цены товаров-конкурентов и возможность их изменения, а также стратегия ценообразования на предлагаемый товар. В большинстве случаев повышенная цена снижет спрос и соответственно конкурентоспособность товара. Поэтому производители компенсируют недостатки качества за счет более низких цен, что неблагоприятно отражается не только на финансовых показателях предприятий и их имидже, но и на уровне жизни нации в целом.

В-четвертых, сбыт товара может быть ниже планового из-за несоответствия соотношения качество/цена. При этом не обязательна пропорция (низкое качество)/(высокая цена). Недооценка товара тоже приводит к падению спроса, например, для престижных товаров или товаров и услуг, предназначенных для корпоративных потребителей. Проблема оптимального соотношения качества, цены и объемов продаж с целью максимизации прибыли является сегодня особенно актуальной. Поэтому пути только улучшения качества или снижения цен для повышения конкурентоспособности товаров не приводят к хорошим результатам.

В-пятых, для конкретного потребителя решающими могут быть коммерческие условия продажи, более выгодные условия оплаты (предварительная; в момент отгрузки; после окончания монтажа и опробования в работе; после оговоренного срока эксплуатации; на основе лизинга), например при покупке жилья или автомобиля. Существенную роль могут играть услуги производителя по обучению персонала, по сервисному обслуживанию и гарантийному ремонту, по решению технологических проблем потребителя и прочие виды сопутствующих услуг.

В-шестых, потребительское восприятие товара или услуги, всего комплекса полезности приобретения влияют на величину спроса. В оценке конкурентоспособности обязательно необходимо учитывать психологические моменты покупки, например, влияние рекламы, известность марки, доверие к фирме или стране производства, особенности национальной культуры и стандарты потребления и т.д.

 

 



2019-11-13 257 Обсуждений (0)
Понятие и виды конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)