Конкурентоспособность предприятия
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. Наиболее типичными причинами, дающими конкурентные преимущества предприятию, являются: 1. Новые технологии. 2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. 3. Появление нового сегмента отрасли. 4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. 5. Изменение правительственного регулирования. В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду. Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на цели и стратегии предприятия. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов - территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер. На рисунке 9 показано, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно - на внутреннюю среду организации.
Рисунок 9 - Структура внешней среды организации
В качестве дальнего окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, т.е. формированием и использованием потенциала организации (рисунок 10). Рисунок 10 – Взаимодействие внешних сфер предприятия
Внешняя макросреда предприятия состоит из демографической, экологической, экономической, технологической, политической, юридической, социальной и культурной среды (таблица 3). Эти факторы являются неконтролируемыми (даже крупное предприятие не в силах повлиять на данные факторы).
Таблица 3 - Характеристика факторов внешней макросреды
PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок 11) или в табличной форме.
Рисунок 11 - Пример матрицы PEST анализа
Внешняя микросреда предприятия состоит из различных групп потребителей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий (таблица 4). Данные факторы являются для компании контролируемыми, поскольку предприятие само выбирает поставщиков; посредников; партнёров; определяет, кого хочет видеть в качестве покупателей; определяя для себя привлекательный рынок, компания выбирает конкурентов.
Таблица 4 – Основные факторы внешней микросреды предприятия
Продолжение таблицы 4
Одним из широко распространенных методов анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT - анализ. Термин «SWOT» - это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) на рынке (рисунок 12). Рисунок 12 – Матрица-SWOT
Также, в процессе выполнения SWOT анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 5 – 7.
Таблица 5 - Матрица возможностей
Таблица 6 - Матрица угроз
Таблица 7 - Составление профиля среды
В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы стратегического планирования, такие как матрица БКГ (предложена Бостонской консалтинговой группой), которая предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода (таблица 8). Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность.
Таблица 8 – Построение матрицы БКГ
Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия по двум направлениям: · определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия, · определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей. Методы определения конкурентоспособности предприятия: Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий-конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. Методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена основана на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний, действующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале: относительная доля рынка, отличительные свойства товара, издержки, степень освоения технологии, каналы товародвижения, имидж (таблица 9).
Таблица 9 – Оценка конкурентоспособности предприятия
Продолжение таблицы 9
Многоугольник конкурентоспособности. Критерии сравнения могут быть следующие: себестоимость производства; рыночная цена: финансовые возможности; качество товара; организация продаж; организация дистрибуции; посредники; сервис; другие факторы (рисунок 13).
Рисунок 13 – Построение радара конкурентоспособности Конкурентный статус предприятия характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества, т. е. главной цели конкурентной борьбы на рынке. 12.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |