Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкурентоспособность предприятия



2019-11-13 320 Обсуждений (0)
Конкурентоспособность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом. Наиболее типичными причинами, дающими конкурентные преимущества предприятию, являются:

1. Новые технологии.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.

3. Появление нового сегмента отрасли.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства.

5. Изменение правительственного регулирования.

В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду.

Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на цели и стратегии предприятия. При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов - территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер. На рисунке 9 показано, что состояние сфер внешней макросреды оказывает влияние на зоны внешней микросреды и вместе с ней одновременно - на внутреннюю среду организации.

 

Рисунок 9 - Структура внешней среды организации

 

В качестве дальнего окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на организацию. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на организацию. Цели достигаются разработкой и реализацией стратегий, т.е. формированием и использованием потенциала организации (рисунок 10).

Рисунок 10 – Взаимодействие внешних сфер предприятия

 

Внешняя макросреда предприятия состоит из демографической, экологической, экономической, технологической, политической, юридической, социальной и культурной среды (таблица 3). Эти факторы являются неконтролируемыми (даже крупное предприятие не в силах повлиять на данные факторы).

 

Таблица 3 -  Характеристика факторов внешней макросреды

Факторы Основные характеристики
Природные Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивного использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
Экономические Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
Политико-правовые Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль государства в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
Научно-технические Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культурного поведения

 

PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок 11) или в табличной форме.

 

Рисунок 11 - Пример матрицы PEST анализа

 

Внешняя микросреда предприятия состоит из различных групп потребителей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий (таблица 4). Данные факторы являются для компании контролируемыми, поскольку предприятие само выбирает поставщиков; посредников; партнёров; определяет, кого хочет видеть в качестве покупателей; определяя для себя привлекательный рынок, компания выбирает конкурентов.

 

Таблица 4 – Основные факторы внешней микросреды предприятия

Факторы Характеристика
Потребители Отдельные лица, домохозяйства, корпоративные потребители, которые используют товары предприятия для удовлетворения своих потребностей
Поставщики Фирмы и люди, которые обеспечивают предприятие и его конкурентов ресурсами, необходимыми для производства товаров

Продолжение таблицы 4

Посредники Фирмы, помогающие предприятию продвигать, продавать и распределять товары среди конечных покупателей: оптовые и розничные фирмы, логистические компании, компании по организации товародвижения (складские, транспортные), маркетинговые агентства, финансовые посредники (банки, кредитные, страховые организации)
Конкуренты Совокупность предприятий, поставляющих на рынок однотипные товары или услуги, товары-заменители
Контактные аудитории Любая группа людей, проявляющая реальный или потенциальный интерес к предприятию, способная и имеющая возможность повлиять на достижение предприятием своих целей. К данному фактору относят: финансовые учреждения, СМИ, органы государственной власти, общественные организации, местную общественность, внутренние контактные аудитории (работники и менеджеры предприятия).

 

Одним из широко распространенных методов анализа микросреды и внутренней среды предприятия является SWOT - анализ. Термин «SWOT» -

это аббревиатура от сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон предприятия, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) на рынке (рисунок 12).

Рисунок 12 – Матрица-SWOT

 

Также, в процессе выполнения SWOT анализа рекомендуется составлять профиль среды, т.е. таблицу, в которой должны быть отмечены факторы среды, оказывающие или могущие оказать существенное влияние на организацию. Затем для каждого фактора определяется его важность для отрасли, влияние на организацию, направление данного влияния и подсчитывается совокупная степень воздействия по каждому фактору и в целом. Все вспомогательные матрицы SWOT анализа представлены в таблицах 5 – 7.

 

Таблица 5 - Матрица возможностей

вероятность использования возможностей

влияние

сильное умеренное малое
высокая ВС ВУ ВМ
средняя СС СУ СМ
низкая НС НУ НМ

 

Таблица 6 - Матрица угроз

вероятность использования возможностей

влияние

  разрушение критическое состояние тяжелое состояние легкие ушибы
высокая ВР ВК ВТ ВЛ
средняя СР СК СТ СЛ
низкая НР НК НТ НЛ

 

Таблица 7 - Составление профиля среды

фактор среды важность для отрасли A влияние на организацию B направление влияния C степень важности D=A*B*C
1 2 3 …        

 

В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы стратегического планирования, такие как матрица БКГ (предложена Бостонской консалтинговой группой), которая предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода (таблица 8).

Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность.

 

 

Таблица 8 – Построение матрицы БКГ

Темп роста рынка

Высокий (более 10%) «Вопросительные знаки» или «Трудные дети» «Звезды»
Низкий (менее 10%) «Собаки» «Дойные коровы»
    Низкая (меньше 1) Высокая (больше 1)
   

Относительная доля рынка

 

Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия по двум направлениям:

· определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,

· определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.

Методы определения конкурентоспособности предприятия:

Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий-конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта.

Методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена основана на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний, действующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале: относительная доля рынка, отличительные свойства товара, издержки, степень освоения технологии, каналы товародвижения, имидж (таблица 9).

 

Таблица 9 – Оценка конкурентоспособности предприятия

ФАКТОРЫ -5 ОЦЕНКА +5
1. Связанные с технологией:  
Эксперт в науке по данной отрасли  
Способность к нововведениям в производственных процессах  
Способность к разработке новой продукции  
Эксперт в данной технологии  
2. Связанные с производством:  
Эффективность производства с малыми издержками  
Качество продукции  
Высокий уровень использования установленного оборудования  
Размещение производства с учетом минимума издержек  

 

Продолжение таблицы 9

Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле  
Проектирование продукции и техническая подготовка производства с минимальными издержками  
Гибкость производства при переходе к новым моделям и размерам  
3. Связанные с товародвижением:  
Сильная сеть распределения ( дилеры )  
Наличие значительного дохода в розничной торговле  
Наличие собственной сети розничной торговли  
Низкие издержки товародвижения  
Быстрота доставки  
4. Связанные с маркетингом:  
Эффективные средства продажи  
Удобная и оперативная служба сервиса  
Точное выполнение заявок потребителей  
Широта выбора товаров  
Искусство торговли  
Притягательный стиль упаковок  
Гарантии потребителям  
5. Связанные с квалификацией персонала:  
Суперталанты  
«Ноу-хау» в контроле качества  
Эксперты в проектировании  
Эксперты в данной технологии  
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу  
Способность быстрого перехода сферы НИОКР к коммерческой реализации  
6. Связанные с организационными возможностями:  
Информационные суперсистемы  
Способность быстрой реакции  
Наличие управленческих «ноу-хау»  
7. Другие типы факторов  
Благожелательный имидж (репутация у покупателей)  
Осознание себя как лидера  
Удобное расположение  
Приятное занятие для служащих  
Доступ к финансовому капиталу  
Патентная защита  
Общая низкая стоимость (не только в производстве)  

 

Многоугольник конкурентоспособности. Критерии сравнения могут быть следующие: себестоимость производства; рыночная цена: финансовые возможности; качество товара; организация продаж; организация дистрибуции; посредники; сервис; другие факторы (рисунок 13).

 

Рисунок 13 – Построение радара конкурентоспособности

Конкурентный статус предприятия характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества, т. е. главной цели конкурентной борьбы на рынке.

12.



2019-11-13 320 Обсуждений (0)
Конкурентоспособность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкурентоспособность предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)