Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хранение совести и способность генерировать идеи



2019-11-13 261 Обсуждений (0)
Хранение совести и способность генерировать идеи 0.00 из 5.00 0 оценок




Часть 3. Вчувствоваться в ситуацию. Спасаться при многозаботливости.

Аннотация

 

Третья часть письменной работы «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» создана на основе цикла лекций с одноименным называнием. Письменная работа, хотя и создана с учетом материала, изложенного в лекциях, но полностью лекций не повторяет. Как в лекциях, так и в письменной работе – в центре – человек, оказавшийся в условиях внешнего воздействия и непростого внутреннего выбора. Адаптация к современным условиям жизни, нередко деморализующим человека, требует от него выработку определенных качеств и умения отличать добро от зла (в данном случае под адаптацией понимается сохранение личности, а не отказ от неё в пользу расчеловечивания). Опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства, рассмотренный сквозь призму современных условий жизни, дает представление, какие качества необходимы для выживания личности и на каких основаниях совершается отличие добра от зла.

Третья часть письменной работы является обоснованием, «развертыванием» двух коротких ответов, приведенных в конце её (последовательность разбираемых вопросов как в данной части, так и в иных частях, отличается от последовательности, имеющейся в лекциях). Тема первого ответа – «Выбор между честным и нечестным», тема второго – «Спасаться при многозаботливости».

 

РАЗДЕЛ 1. Вчувствоваться в ситуацию

 

Однажды преподобному Варсонофию Великому был задан вопрос: «Что значит: будите мудри яко змия и цели яко голубие (Мф. 10, 16)». И преподобный ответил: «Кто мудрость змия, в отношении зла, соединит с незлобием голубя, в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною»[1].

 

Хранение совести и способность генерировать идеи

 

Когда современные люди слышат о необходимости хранения совести, некоторые могут иронично улыбнуться.

О том, как люди пренебрегают голосом совести, когда речь заходит о бизнесе, еще многие годы назад написал М.Е. Салтыков-Щедрин в сочинении «Пропала совесть». Свой рассказ он начал с того, что совесть, выброшенная и никому не нужная, лежала на дороге. Кто-то совесть поднял, тогда она в этом человеке заговорила. В рассказе Салтыкова-Щедрина был и полицейский (квартальный надзиратель Ловец), который обирал торговцев, а когда ему подкинули совесть в карман пальто, начал, недоумевая, возвращать им то, что ранее отнял, созывал нищую братию со всего города, чтобы накормить обедом. Как только он возвращался домой и снимал пальто, в кармане которого лежала совесть, ему становилось легко и свободно, он недоумевал, почему он упустил на рынке свой барыш, и почему на дворе перед его домом столько бродяг: «Зачем? неужто всю эту уйму сечь предстоит?». Были и другие персонажи, но все стремились от совести отделаться. Рассказ заканчивается тем, что, если совесть подберет открытый для ее внушения младенец, то получится некое великое дело. Здесь Салтыков-Щедрин прав.

Почему некоторые люди не любят совесть? Совесть не позволяет им, следуя духу алчности, переступать через какие-то нравственные понятия и обманывать ближних.

Но на роль совести в жизни, в том числе, делового человека, можно посмотреть и с другой стороны. Какие качества сегодня требуются от руководителей? Одно из основных - способность вчувствоваться в социальную ситуацию. Современная экономическая модель претерпела существенные изменения по сравнению с тем, как она функционировала еще несколько десятков лет назад. Сейчас мир экономики характеризуется нестабильностью, изменчивостью, непредсказуемостью. Знания, которые будущий специалист получает в университете, работают в основном в условиях стабильно функционирующих экономических систем. Поэтому, чтобы найти здравое решение, руководителю необходимо не только обладать знаниями экономического характера, но и уметь вникнуть в социальную обстановку. Для этого необходимо умение разбираться в людях. Необходимо иметь качества, которые выходят за рамки той базы, которая дается в университете.

Таким образом, человек, который пытается постичь реальность, концентрируясь только на каких-то усвоенных концепциях, в современных условиях может не найти своего пути.  Жизнь шире и сложнее, чем это может представляться в каких-то концепциях.

Во многих современных бизнес-изданиях отмечается, что стало невозможно в деловой сфере найти свой путь, не рассматривая жизнь в ее целостности, поскольку только в этом случае человек может определиться и по отношению к какому-то ее частному сегменту, которым для кого-то является бизнес. В этих книгах авторы, по сути, очень близко подходят к православному мировоззрению.

Необходимость ориентироваться в меняющейся обстановке приводит и к необходимости отойти от сугубо материального понимания природы вещей. По данному вопросу, в частности, можно сослаться на книгу Роберта Кигана и Лизы Лэйхи «Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации». В подобном же ключе - довольно популярная книга Тони Крэбба «Безумно занят: Как выбраться из водоворота бесконечных дел» и книга православного автора Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».

При желании, каждый можется с этими источниками ознакомиться. Здесь же стоит отметить лишь то, что специалисты в мире бизнеса пришли к пониманию, что, чтобы в этом мире начать разбираться, необходимо проявлять внимание к своему сознанию. Эти три книги объединяет то, что они настраивают человека на формирование отношения к реальности.

Совесть, по мысли Виктора Франкла, является тем органом, который помогает человеку найти «неповторимый и уникальный смысл каждой ситуации» [2].

Простой пример: человек в постный день тянется к мороженому, оправдывая себя тем, что сейчас производители не добавляют в него натуральное молоко. При этом совесть пытается ему что-то сказать, но он это игнорирует. Соответственно, если человек уступил в такой простой ситуации, то сможет ли он прислушаться к голосу совести в более сложном вопросе?

По мысли архимандрита Софрония (Сахарова), если человек хранит свою совесть даже в мелочах, то, когда он будет перед тяжелым выбором, он услышит голос совести и сможет почувствовать примесь греха даже в самом сложном и запутанном деле.

Что такое «сложная ситуация»? В каком-то деле присутствуют пять участников: один из них импульсивный, другой – немного медлительный, и так далее. У каждого из них есть свои интересы. Есть человек, который вынужден в этой ситуации существовать. Ему нужно и дело сделать, и сохранить свое мировоззрение, не переступив через какие-то нравственные понятия. Его совесть подсказывает ему путь, следуя которому он мог бы и дело сделать, и с людьми не вступить в конфликтные отношения. Если по какой-то причине продолжение дела окажется невозможным или под угрозой окажутся нравственные устои человека, то совесть в нужное время даст ему сигнал, чтобы человек смог выйти из ситуации.

Таким образом, если человек старается жить по совести, не гоняясь за сиюминутной выгодой, то со временем он приобретает способность   вчувствоваться и в самую сложную ситуацию. Вначале человек со вниманием относится к хранению совести в вопросах о том, как ему поститься, как вести себя с близкими, но со временем этот навык может быть обращен человеком во внешнюю реальность. Этот же навык поможет человеку ответить на вопрос, как ему найти свой путь в этом многомятежном мире. Руководитель тоже должен хранить свою совесть, ведь он несет ответственность за работников предприятия, за его имущество.

Можно указать на еще одно качество, чрезвычайно важное для современности. Это способность генерировать идеи. Что может отличать успешный проект от неуспешного? Всего одна идея. Человек посмотрел на карту местности и понял, что в определенном месте должна быть проложена дорога. Никто не увидел этой перспективы, а он почему-то увидел. Бывает, что всего одна реализованная идея может совершить прорыв в целой отрасли.

Как рождаются идеи? Отвечая на этот вопрос, мы опять приходим к понятию совести. В современной аддиктологии (аддикция = приверженность страстям) есть понятие «селф». Не углубляясь сейчас в вопрос о том, что вкладывается в это понятие аддиктологией, можно отметить, что «селф», если рассматривать это понятие с точки зрения христианства, может быть соотнесено отчасти с понятием совести. «Селф» – это нечто вроде глубинного осознания себя, то есть, когда человек вполне осознает, кем он должен быть.

Если, например, человек сорвался в алкоголизм, стал ругаться с близкими и вести себя непристойно, то внутри него живет осознание того, что он живет неправильно, что нужно жить иначе. Христиане могли бы сказать, что это совесть. Современные авторы могут употребить понятие «селф».

Профессор Короленко и академик Дмитриева в своей книге «Психосоциальная аддиктология» пишут, что, когда человек теряет связь со своим «селфом», он «не имеет возможности устанавливать необходимые для него экзистенциально важные контакты с селфом других, значимых для него близких людей. Это приводит к формализации отношений, к потере их эмоциональной значимости, поверхностности и стереотипности. Человек превращается в Механического робота, выполняющего определённую программу»[3].

Иными словами, если человек переступил через свою совесть, то со временем он как бы роботизируется, перестает чувствовать близких. Понятно, что этот человек вряд ли сможет сгенерировать какую-то идею. Можно сказать, что идея рождается тогда, когда человек способен взглянуть на мир целостно, он понимает других людей, их нужды. Если он является руководителем компании, он понимает, как его компания может на эти нужды откликнуться.

Также, если человек начинает уделять слишком много внимания работе в ущерб своей душе, это приводит к развитию процесса, который современной наукой называется «ургентной зависимостью». Человек начинает суетиться по жизни. Когда он уделяет внимание только работе, из его жизни выпадают целые сектора: он перестает читать книги, общаться с близкими. Литература, которая его интересует, скорее всего, связана с тем, как преуспеть в работе, круг общения сужается до коллег. В итоге целостный взгляд на мир утрачивается. И даже если он является руководителем компании, ему, вероятнее всего, приходится иметь дело с людьми разного уровня образования, владеющими разными навыками. И если он теряет возможность установить с ними контакт, то он потеряет возможность понять, как компания должна откликнуться на их нужды.

Профессор Короленко и академик Димитриева пишут, что при ургентной зависимости, то есть, при суете и постоянной занятости работой у человека возникает целый спектр проблем, выражающихся, в том числе, в «ослаблении творческих реализаций, потере спиритуальных целей»[4].

Иными словами, такой человек лишается способности сгенерировать какую-то идею. В реальной жизни такая проблема может выражаться, например, в том, что человеку, заканчивающему университет, трудно написать свою дипломную работу. Он может быть хорошим специалистом и может быть знаком со множеством книг, у него в голове огромное количество сведений и цифр, но сгенерировать идею, которая бы стала основой его дипломной работы, он не может. Нет идеи, которая объединяла бы полученные им знания. Человек спешит, старается, но нет идей – и ничего с этим состоянием он поделать не может. Вместо живого сердца, откликающегося на мир внутри, словно кусок деревяшки.

Многочисленные случаи пренебрежения голосом своей совести привели к тому, что человек просто засыпал совесть слоем земли. Если он из этого состояния не выходит, то он запутывается по жизни.

При том давлении, которое сегодня испытывают люди, выжить, как личности, могут только те, кто сохранил чуткое, живое сердце. Оживляется сердце через хранение совести и духовную жизнь.

 



2019-11-13 261 Обсуждений (0)
Хранение совести и способность генерировать идеи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хранение совести и способность генерировать идеи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)