Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовное богатство нищих духом



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Духовное богатство нищих духом 0.00 из 5.00 0 оценок




О том, как духовная жизнь человека соотносится с его деятельностью, рассказывалось в беседах «Игра. Сезон 3» (с 20-й беседы) и «Игра. Сезон 2» (с 77-й беседы), которые размещены для общего доступа на официальном сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», беседы о проблемах личности. В данной работе, чтобы избежать дублирования, будут даны только основные акценты.  

Ранее было сказано, что некоторые ученые, задумываясь о пути человека в мире, стали приходить к пониманию того, что сознание человека должно быть определенным образом настроено, чтобы человек мог разбираться в каких-то частных моментах. Когда человек живет по совести, с чутким вниманием к своей внутренней жизни, у него открывается способность увидеть за событиями окружающей действительности те законы, которые определяют течение событий.

Православное мировоззрение дает человеку способность целостно воспринять мир и найти свой путь в нем. Конечно, надо сказать, что это мировоззрение коренится не только в когнитивных (мысленных) конструкциях. Речь идет о гораздо более глубоких процессах. На основании каких-то верных представлений о действительности, а также о божественной реальности человек начинает строить свой путь в мире. Во время прохождения этого пути у него вырабатываются какие-то навыки, которые формируют и нейрофизиологические аспекты восприятия им действительности. То есть, в человеке формируется то состояние, сквозь призму которого он смотрит на реальность. Понятно, что человек, постоянно гневающийся, и человек, старающийся прощать и любить, смотрят на реальность по-разному. Первый видит себя отчужденным от общества даже в тех случаях, когда люди пытаются помочь ему.

В качестве примера можно привести персонажа романа Ф.М. Достоевского «Идиот», Ипполита. Это был чахоточный юноша, который очень неприязненно относился к другим людям. Он ощущал себя как бы отрезанным от жизни. Он ощущал некую целостность бытия и говорил, что «даже эта крошечная мушка, которая жужжит теперь около меня в солнечном луче, и та даже во всем этом пире и хоре участница, место знает свое, любит его и счастлива, а я один выкидыш».

Специфическое восприятие Ипполитом реальности можно соотнести с характером его поступков. Если человек испытывает желчную неприязнь к людям, то, конечно, в своем сознании он отсекает от себя этих людей, противопоставляет себя им и, соответственно, в нужные минуты этот человек не видит пути установления контактов с людьми.

Или взять человека, который старается любить и прощать. Его сознание настроено таким образом, что даже в конфликтных ситуациях он старается увидеть какие-то точки соприкосновения с людьми. Существует такая мысль, что единство не создается, а обнаруживается. От того, как человек настраивает себя внутренне, зависит во многом и то, как он видит реальность.

Многие люди, которые даже не были знакомы с православием, сейчас опытным путем приходят хотя бы отчасти к некоторым идеям, характерным для православного мировоззрения. Сложность жизни, ее непредсказуемость и изменчивость приводят их к пониманию, что необходим целостный взгляд на действительность даже тогда, когда человек ищет ответы на какие-то частные вопросы о том, как ему устроить свои земные дела. 

В этом отношении можно привести известную фразу, повторенную Стивом Джобсом: «будьте голодными, будьте безрассудными»[6]. На данный моменты не обсуждается вся жизнь Стива, не абсолютизируется весь его мировоззренческий багаж. На данный момент разбирается лишь одно изречение, которое он однажды воспроизвел. Авторство этой фразы принадлежит редакторам журнала «Каталог всего на свете», который, по словам самого Джоббса, был очень популярен среди молодежи его поколения. Эта фраза вдохновляет миллионы людей по всему миру и сегодня.

Фраза «будьте голодными, будьте безрассудными», если посмотреть на нее с позиций западного мира, кажется новаторской. Действительно, многие люди, воспитанные в духе западной экономической модели, стремятся, наоборот, к ощущению самодостаточности. Для них мысль о том, что нужно чувствовать себя голодным и безрассудным, кажется революционной. 

Но для православного сознания эта мысль существовала уже давно. Она вытекает из евангельских заповедей блаженств, о чем будет сказано ниже. Эта идея осмыслена и в святоотеческом наследии, в частности, преподобным Антонием Великим, одним из величайших святых Православия. В его жизнеописании рассказывается, что он, «изведав, что добрая жизнь от привычки делается приятною, хотя на первый раз бывает и трудна, придумывал опыты подвижничества все более и более строгие, с каждым днем становясь воздержнее, и как бы всегда только начиная, придавал новую силу рвению». В своих наставлениях, в том числе, он призывал «начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: – долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою»[7].

Хотя приведенные мысли касаются духовного пути, тем не менее, какие-то параллели с миром светских технологий провести тоже можно. В словах «будьте голодными, будьте безрассудными» читаются и евангельские заповеди («блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6)).  

Когда человек ощущает себя нищим духом, то есть, ощущает себя очень смиренно, перед ним открыта перспектива, ему есть куда расти.

Человек, который пришел к гордости, самодовольству и почитает себя специалистом в самой последней инстанции, уже не прислушивается к миру, к совету коллег, ему заранее кажется, что он всего достиг и все понял, но со временем такой человек начнет терять квалификацию.

О нищете духа как способности расти и о чувстве самодовольства как тупике в отношении развития не раз упоминал Иван Ильин в своей книге «Путь к очевидности». В этой книге подводится итог многим его размышлениям, развиваемым им в течение жизни. В главе «О смирении» (можно также в отношении указанной темы прочитать главу «О силе суждения») Иван Ильин, в частности, пишет, что тот, кто считает себя «перлом создания», кто воображает, что его творчество «совершенно», тот обнаруживает свои близорукость и ограниченность. Чем горделивее он держится и чем более он доволен собой, тем менее он смотрит вверх и вперед.

Человек же должен приучиться к невысокой оценке совершенного им. Если он силен, то пусть не считает себя таковым. Если – умен, пусть не считает себя умным. Ведь почитающий себя «достигшим», «успокаивается» и, погрузившись в самодовольство, прекращает поиски и борьбу. Кто считает, что знает «достаточно», тот прекращает изучать и исследовать, углублять свой дух, тот останавливается в развитии, начинает повторяться «и теряет свои богатства». Почитающий себя «безошибочным» не увидит своих слабостей и ошибок. Талантливый художник, вообразивший себя великим мастером, прекращает свою внутреннюю работу, снижает требовательность, утрачивает воспитывающее недовольство собой и создает ничтожное творение, над которым все исподтишка посмеиваются.

Каждый, кто что-нибудь создаст, не должен подолгу радоваться своим достижениям, но должен повышать свои требования, сосредоточившись на недостатках своего создания. Отыскивая свои промахи и несовершенства, он судит свое творение полной мерой и замышляет лучшее. Надо смотреть вдаль и думать, чего еще не достает. «Надо жить не гордостью от совершенного и достигнутого, но смирением при мысли о неудавшемся и еще предстоящем в будущем».

Знающий пределы своего знания, станет истинным исследователем. Научившийся видеть свои духовные пределы, будет болеть о них и – всю жизнь расти. В познании своих несовершенств – «источник истинной скромности, начало самосовершенствования, секрет духовного роста и развития». Такой человек сознает, что его наличное достояние является только началом и зовом, что гордиться ему нечем, что у него еще всё впереди. «Надо приучить себя к той «нищете духом», о которой сказано в Евангелии; и найти в себе мужество бедняка, скромность вопрошающего и бодрость ученика» (некоторые мысли Ивана Ильина о связи добродетели смирения с процессами познания и приобретения нового опыта – в лекции седьмой цикла «Искра жизни»)[8].

Раскрытие творческого потенциала добродетели смирения совершается Иваном Ильиным и в его небольшом сочинении «Неудача»[9]. В этом сочинении Ильин, помимо прочего, отмечает, что неудача может дать человеку повод к обучению. Обучение начинается с вопросов: «Откуда пришла неудача? Чего мне не хватило? Где я действовал неправильно? Возможно, неосторожно или нерешительно?» Спрашивая так себя, человек стремится к тому, чтобы научиться смирению, чтобы укрепить собственный характер, чтобы умолкли тщеславие и самонравие, чтобы была выработана привычка спокойно переносить собственные ошибки. Если реализуется такой подход к делу, то при любом промахе, даже если жизнь превратиться в сплошную неудачу, человек поднимет голову.

«Ведь в жизни действительно существует нечто большее, чем просто жизненный успех, а именно – духовная победа над мелочным, тщеславным поганцем в собственной душе!» Человек, желавший пробиться к «удаче» и столкнувшийся с неудачей при творческом к ней отношении, приходит к тому, в чем позже узнает «главное». Перед ним открывается дорога к победе. «И он будет славить свою прежнюю неудачу как составляющую настоящего счастья. Поэтому – счастья тебе! Вперед, к неудаче!»

 

Опытных людей характеризует способность к постоянному росту. Эта способность основывается на смиренном восприятии самого себя. Если опытный доктор услышит от какого-то молодого пациента слова о том, что найден новый способ лечения обсуждаемой болезни, то он возьмет и этот рецепт запишет. Доктор же, который пришел к самодовольству, к тому, что он самый лучший доктор, прервет молодого человека и не поинтересуется, что тот хотел сказать.

О том, как смиренное восприятие самого себя дает человеку перспективы для развития, можно сказать очень много. Об этом писал и академик Ухтомский. Он не раз отмечал, что человек, который положил себя центром Земли, не способен понять окружающей действительности. Он видит не действительность, а только собственные представления о ней. На какие-то явления он навешивает собственные ярлыки, дает оценку другим людям и потом взаимодействует не с живыми людьми, а с теми оценками, которые он им дал. Через некоторое время такой человек обносит себя целой стеной собственных представлений и через эту стену он не видит действительности. Такой человек может продолжать считать себя специалистом, притом, что на деле он уже давно потерял квалификацию и понимание ситуации. Прорваться через эту стену может только тот, кто помнит о собственной ограниченности и старается воспринять ближнего таким, каков он есть.

Если человек настроен таким образом, то и одноногий дворник с красным носом может рассказать ему массу интересного, возможно, даже помочь человеку обрести то, что поможет ему найти ориентацию в жизни.

Что может подумать гордый человек, увидев одноногого дворника с красным носом? «Если у него красный нос, наверное, он алкоголик. Да и что может сказать одноногий дворник, который по социальному статусу на несколько позиций ниже, чем я?». При таком настрое гордый лишает себя возможности услышать другого человека и вчувствоваться в действительность.

Таким образом, только при том условии, что человек помнит об ограниченности своего опыта, у него остается стремление этот опыт расширить. И если человек не зациклен на собственной персоне, если в нем живет интерес к другим людям, то и информацию от них человек будет воспринимать с живым интересом. А если человек знает только себя, то, что ему будут говорить другие люди, может показаться ему скучным и ненужным. 

Более подробно об эмпатии, направленной к другим людям и к миру, рождающейся из смиренного самосознания, рассказывалось в беседе со студентами ПСТГУ. Эта беседа была проведена в рамках цикла «АКТУАЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЯ: о социальном служении, врачах, выгорании, поиске пути, любви»[10]. Беседа размещена на сайте Соловецкого монастыря. Еще более подробно о формировании способности к творческому восприятию действительности, возникающему вследствие развития эмпатии, – в цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»[11].

Когда у человека есть эмпатия в отношении ближних и мира, то его система понятий постоянно расширяется и на каком-то этапе человек становится способен взглянуть на мир целостно, с разных сторон. Эта способность чрезвычайно важна, поскольку она дает человеку возможность вчувствоваться в социальную обстановку. Когда социальные обстановки изучаются в учебном процессе, часто они рассматриваются в виде каких-то плоских моделей. Ситуации же, происходящие в реальности, скорее можно сравнить с 3D-моделями. Если рассмотреть образ ситуации, который находится у нас в сознании, мы увидим, что этот образ имеет множество уровней, подуровней. В ситуацию вовлечено много участников со своими жизненными путями, программами, своими характерами и интересами. Если же человек знает только себя и свои интересы, в таких сложных системах он теряется или пытается найти путь линейный: направо, вниз, влево. А чтобы найти выход, нужно учесть мнения различных участников, а главное, учесть их мнения с позиций какого-то разностороннего опыта. Развитая система понятий позволяет человеку найти путь, который иногда может быть представлен в виде зигзага. В качестве аналогии можно предложить поиск выхода из лабиринта, который нельзя представить линейно (человек может подниматься по ступеням, спускаться в колодец, на дне которого найти ход).



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Духовное богатство нищих духом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовное богатство нищих духом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)