Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная жизнь и преодоление травмирующих жизненных ситуаций. Об опасности  развлечения ума хаотичным  потреблением образов



2019-11-13 235 Обсуждений (0)
Духовная жизнь и преодоление травмирующих жизненных ситуаций. Об опасности  развлечения ума хаотичным  потреблением образов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Человек, попавший в жестко регламентированный, стандартизированный поток событий, если он не живет духовной жизнью, понемногу теряет способность вырабатывать собственное отношение к происходящему, ведь он уже имеет сценарий того, как ему следует реагировать, поступать. В таких условиях способность вырабатывать решения не развивается, а начинает понемногу атрофироваться и постепенно разумная деятельность человека начинает угасать. Когда это происходит, открываются предпосылки для формирования условного рефлекса.

Здесь стоит пояснить, что понимается под формированием условного рефлекса. Например, вы услышали слово, оскорбившее вас. Если разумная деятельность в вас не угашена, вы сможете вспомнить, что вы являетесь христианином, что Господь призывал вас прощать. Возможно, вы вспомните несколько примеров из жизни, которые бы показывали, что христианское снисхождение к обидчику приводило к тому, что преодолевался сам конфликт. То есть, позиция прощения перспективна не только с богословско-мировоззренческой точки зрения, а просто благодаря ее практической пользе - конфликт преодолевается быстрее.

Но если разумная деятельность в человеке будет подавлена, к подобным выводам ему прийти будет уже крайне сложно. В его сознании будет существовать только травмирующий фактор, но никаких внутренних контраргументов, которые смогли бы нейтрализовать действие этого фактора, у него появляться не будет. В этом случае у человека будет единственная реакция на обиду – реакция боли, желание погрузиться в печаль или, избави, Боже, покончить с собой.

Поскольку травмирующие факторы неизбежно повторяются, у человека начинает формироваться устойчивая реакция на них: он попадает в некую колею депрессивного самоощущения, из которой он не может вырваться. Даже когда этот человек возвращается домой, где его уже никто не унижает и не избивает, он уже не может выбраться из депрессивного самоощущения, потому что его ум уже попал в депрессивную колею. Его ум даже дома продолжает переживать травмирующие события прошедшего дня. Получается, что депрессия воспроизводит саму себя.

Подобные вещи случаются очень часто. Человек, не пришедший к внутренней жизни, имеет мало шансов сохранить способность развивать разумную деятельность в условиях жестко регламентированной обстановки. Кто-то, конечно, может пытаться считать гвозди, вбитые в доски на полу, но такое занятие вскоре наскучит человеку.

В этом случае любовь, хранение совести и, как об этом говорилось в первом разделе статьи, стремление сохранить свою связь со Христом, дают человеку возможность в любой обстановке развивать способность принимать самостоятельные решения и осмысливать происходящее.

В какой бы человек ни оказался обстановке, даже в очень регламентированной, но если христианин чуток к своей совести, он заметит, что он начал роптать или раздражаться. При этом, он понимает, что если он начнет раздражаться, то на его душе останется отпечаток, который он заберет в жизнь вечную. Если в нем возрастут страсти раздражения или ропота, то эти страсти исказят его духовный облик и, войдя с этим искажением в жизнь вечную, он обрекает себя на вечное страдание. Поэтому уже сейчас он начинает бороться против этих движений.

Конечно, такая борьба без помощи Божией видится мало возможной, поэтому человек начинает обращаться к Богу в молитве.

Ранее мы уже говорили, что если человек относится с любовью к людям, которых он может даже не знать, то уже такой способ взаимодействия с реальностью приводит к тому, что разумная деятельность этого человека непрестанно развивается. При этом, речь идет не только об общении. Человек, если и не общается с другими вербально, то он может двигаться так, чтобы никому не помешать, никого не толкнуть. 

Если человек видит, что связь со Христом ослабляется, он стремится эту связь восстановить.

Иными словами, жизнь по совести, любовь, молитва, стремление сохранить свою связь со Христом, все эти факторы в совокупности позволяют человеку сохранить способность к разумной деятельности даже в жестко регламентированных условиях жизни. В человеке сохраняется источник внутреннего движения, поэтому он приобретает способность из заданной депрессивной колеи выходить.

Если же указанных факторов нет в жизни человека, то, когда он возвращается в барак или в свой дом, он продолжает переживать травмирующие факторы снова и снова.

Если человек находится дома, то он включает телевизор, заходит в социальные сети, чтобы отвлечься, читает небольшие по объему статьи неглубокого содержания, «подсунутые» поисковой системой. Но при этом разумная деятельность не развивается, так как там он встречает шаблонные взгляды, изображения, не призывающие к формированию собственного отношения к происходящему. Человек просто переключается на какие-то зрительные образы. Разумная деятельность при этом не работает и состояние уныния только на время притупляется.

Исследователи отмечают, что при просмотре медиа-образов работает не кора головного мозга, а лимбическая система, которая не умеет отличать реальное от виртуального. Например, когда человек смотрит фильм ужасов, он испытывает чувство страха, хотя и понимает, что фильм является результатом работы какой-то кино-группы и реальная опасность отсутствует. Однако при этом у человека включаются те же центры, которые сработали бы и в реальной жизни.

Акцентируем здесь, что отличить реальное от нереального позволяет кора головного мозга, которая тренируется через чтение.

Если человек длительное время просматривает телевизор или другие медиа-образы, его кора головного мозга «выключена». И если эти периоды длительны, то возможности использования ресурсов коры головного мозга начинают угнетаться. Если нет развития, начинается регрессия.

Таким образом, ограничивая себя просмотром телевизора, человек фактически по своей воле оказывается в таком же положении, что и узник концентрационного лагеря.

Конечно, нужно понимать, что одно и то же действие при разных обстоятельствах времени, места, продолжительности, мотивации, цели человека, может быть греховным, а может быть негреховным. Ведь зло, по мысли известного богослова Лосского В.Н., – есть «состояние природы, ... определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу»[30] (то есть речь идет о состоянии природы человека, которые в качестве жизненной парадигмы избрал определенные принципы, и эти принципы вступают в противоречие с теми законами, на основании котторых Творец учредил мироздание). Чтобы прокомментировать мысль Лосского, можно взять, например, вопрос о употреблении пищи.

Если человек целью совей жизни ставит соединение со Творцом, то тело является неким инструментом для того, чтобы развиваться добродетелям, а еда поддерживает физические силы организма. Когда человек питается в меру, чтобы не подавлялась его умственная деятельность в результате переедания, чтобы не возникало охлаждения к молитве, то такое удовлетворение потребности – в здравом русле.

Если же употребление пищи становится самоцелью, и человек переедает, то в нем наступает замедление умственной деятельности, человеку уже не хочется молиться, начинаются праздные разговоры и т.д. Это уже нездоровый вариант развития ситуации.

Или можно взять вопрос о просмотре телевизора. Например, для работы человеку требуется просмотреть документальный фильм. Если человек посмотрит его в свободное время, то при определенных условиях такой просмотр может считаться приемлемым (если он – не в ущерб душевному миру человека). Если человек решит смотреть фильм в Страстную Пятницу, в то время, когда идет особое богослужение, на котором христианину всячески желательно присутствовать, то такое положение дел уже явно греховно. 

Нужно понимать и какое воздействие оказывает просмотр телевизора на человека: даже какие-то полезные для дела документальные фильмы, если смотреть их в большом количестве, могут помрачать ум человека, могут нарушить связь человека со Творцом. Человек наполняется суетными образами, в нем возбуждаются страсти и это уже, конечно, неполезно. Человек должен понимать меру и осознавать цель, для чего он что-то делает.

Неполезно будет, если человек сядет обедать, включит что-то, что первым попалось по телевизору, и начнет поглощать еду и информацию.  

То есть, просмотрев фильм, человек должен испытать совесть, не превысил ли он меру, сохранил ли душевный мир, желание молиться, не наступила ли в нем апатия. Эта мера должна быть найдена в индивидуальном порядке.

Человек должен заранее понимать, что он будет смотреть. Уместная аналогия и для интернета, и для просмотра телевизора, – входить и выходить «как по рельсам», то есть четко осознавать, какая именно нужна информация, не отвлекаясь на попутные предложения, которые, если отвлекаться на них, пользу от информации обратят в абсолютный вред, в хаотичное поглощение образов.

 



2019-11-13 235 Обсуждений (0)
Духовная жизнь и преодоление травмирующих жизненных ситуаций. Об опасности  развлечения ума хаотичным  потреблением образов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная жизнь и преодоление травмирующих жизненных ситуаций. Об опасности  развлечения ума хаотичным  потреблением образов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)