Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 3. Два ответа, комментарием к которыми является данная глава



2019-11-13 242 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 3. Два ответа, комментарием к которыми является данная глава 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Выбор между честным и нечестным»: Юноше-христианину, на прежней работе действовавшему вопреки совести, и вследствие временной безработицы подумывавшему о возвращении обратно

 

Сложно сказать, как человеку поступать в каждой частной ситуации. Одно можно сказать определенно. Изо всех сил нужно стремиться сохранить чистоту совести. Пока человек не переступает через нравственные нормы, у него сохраняется трезвый взгляд на жизнь. Если он стремится жить по любви, то у него формируется ценнейшее качество – способность вчувствоваться в социальную ситуацию (это качестве, кстати, ценится и в бизнесе; многие люди утрачивают его в результате внутренних изменений негативного характера). Ситуация может быть сложной, стремительно меняющейся. Человек, привыкший чувствовать собеседника (которого, вследствие любви он стремится не расстроить) и чувствовать голос совести (вследствие навыка очищать её покаянием и вследствие выработанного навыка вечером вспоминать с позиции совести, как прошел день), сумеет найти ориентиры и в сложной ситуации. И дело, конечно, не только в человеческих навыках. Если человек хранит свою совесть, то Господь его никогда не оставит. Лучше на определенном этапе пожертвовать материальным, чем совестью.

Деньги можно заработать со временем. А если человек искалечит себя, деформирует свое сознание, внеся в него ложные установки, заглушит голос совести, то с этим повреждением ему придется жить. И – терпеть находящее, так как он, подобно слепому, будет натыкаться на «острые углы» жизни. Виктор Франкл – ученый с мировым именем и человек, прошедший через четыре концентрационных лагеря, называл совесть органом, с помощью которого отыскивается смысл уникальной (то есть ситуации, которая происходит именно здесь, с тобой) ситуации. Франкл пишет, что совесть – есть «способность находить неповторимый и уникальный смысл каждой ситуации. Иными словами, совесть – орган смысла». Если человек способен к восприятию смысла, то для него открывается возможность «изменить действительность»[37].

Сохранив способность постигать смысл ситуации, ища Божественной помощи, человек с Божией помощью может найти свой путь в жизни. Опыт концентрационных лагерей показывает, что выживать людям помогала сохранившаяся способность вчувствоваться в социальную ситуацию (люди не шли на сделку с совестью, не предавали ее в обмен на материальное). Несмотря на тяжелейшие условия и отсутствие самого необходимого, Господь помогал и там, где, казалось, помощи ждать было неоткуда. На эту тему можно прочитать три книги:

 

Юрий Бессонов. «26 тюрем и побег с Соловков».

Протоиерей Михаил Труханов. «40 лет моей жизни».

И.А. Солоневич «Россия в концлагере».

 

Если будешь читать книгу Юрия Бессонова (небольшую по объему), можешь обратить особое внимание на следующие моменты. Дата побега из лагеря была подобрана чрезвычайно точно, она попала в узкий период, когда побегу благоприятствовали природные условия. У Юрия не было полных данных для точного расчета даты. Но он понял, что идти нужно именно тогда-то, и хотя товарищ предлагал ему отложить побег, чтобы еще больше запастись провизией, Юрий все равно решил не откладывать время побега. И последующие обстоятельства показали, насколько он был прав. Юрий и его товарищи, уходя от преследования, прошли через болото, считавшееся непроходимым. Они шли, погружаясь в болото, но не утопая, потому что под их ногами находился еще нерастаявший лёд. Если бы побег был назначен на более позднее число – лёд, удерживающий их потопления растаял бы.

Юрий и товарищи миновали реку, считавшуюся непроходимой. Течение реки было столь сильно, что оно могло смыть человека, пытавшегося перейти через неё. За счет того, что члены группы Юрия думали друг о друге, они перешли реку. Один из них, более сильный, шел рядом с товарищем, принимая на себя ударную волну течения. Обрати внимание и на то, что происходило, когда Юрий встречался с фактами засады.

Вторая книга – книга отца Михаила Труханова рассказывает о тех испытаниях, которые он прошел в годы гонения на веру. Попуская отцу Михаилу пройти через испытания, Господь был близ отца Михаила, и поддерживал его в безвыходных по человеческому суждению обстоятельствах.

В третьей книге, написанной И.А. Солоневичем, можно найти массу примеров на тему вчувствования в социальную ситуацию. У Солоневича была феноменальная способность чувствовать социальную ситуацию и лавировать между зубцами системы, направленной на подавление людей. Солоневич был христианином и он, как мог, даже и в условиях концентрационного лагеря старался помогать людям. И люди помогали ему в ответ. Так как он помогал людям, у него, если внимательно следить за развитием событий, появилась возможность воспользоваться подсказкой своего товарища и помочь своего сыну Юрию. Юрий, по плану администрации концентрационного лагеря, вместе с другими заключенными должен был быть перевезен в Сибирь, где разворачивалось строительство Байкало-Амурской магистрали. Если бы Юрий был отправлен вместе с другими заключенными на эту стройку, то оттуда сбежать, как считал Солоневич, он уже не смог бы.

 

Тема выживания человека как личности в современном мире (речь идет о том, что человек должен стремиться остаться именно человеком, а не только к тому, чтобы сохранить за собой биологические функции передвижения и пищеварения), разбиралась вместе с паломниками Соловецкого монастыря в течение нескольких паломнических сезонов. Записи бесед, объединенные общим названием «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», выложены на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности».

Здесь можно указать на два сегмента из третьей части лекций. В пунктах с 2 по 6 поднимаются вопросы нехватки времени, спешки, обнуления личности в условиях спешки и внешнего давления, а также тема противостояния процессам, ведущим личность к обнулению. Основные идеи, из которых складывается стратегия противостояния, почерпнуты из опыта людей, прошедших через экстремальные условия в годы гонения на веру. В пунктах с 7b по 8e разбирается вопрос: «Куда идти, если не знаешь, куда идти?». Во время разбора этого вопроса, помимо прочего, упоминался ответ «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)»[38]. Этот ответ может быть адресован и любому другому человеку, задумавшемуся над вопросом: «Куда идти и что делать дальше?». Основная идея третьей части цикла была изложена во время встречи, запись которой озаглавлена «Ядро личности и доминанта души: Основная идея третьей части цикла «Остаться человеком»».

 

Те, кто утратил человечность, утратили вместе с тем и способность адекватно воспринимать происходящее. Вместо чуткого сердца, способного подсказать человеку выход из самой запутанной ситуации (при условии, конечно, что сердце за основу берет не свои страстные импульсы, а Евангельские истины), у таких людей – как бы обожжённая деревяшка. Чтобы достичь своих материальных целей некоторые люди переступают через себя и свои принципы. Но деньги, полученные такой ценой, не приносят им радости.

На каком-то этапе кому-то может показаться, что он выигрывает по жизни, реализуя стратегию «деньги – это всё». Но дальнейшее развитие событий показывает, что (учитывая различные параметры) человек, избравший за основу такую стратегию, движется к проигрышу. И речь идет не только о финансовом крахе. Финансовый крах может и не наступить. Но наступает кризис цели. При наличии кризиса цели жить становится человеку не то, что неинтересно, а – тошно. Человека уничтожает вопрос: «Для чего я жил?» Сознание человека, который жил только для себя и который теперь стоит перед этим вопросом, не имея возможности ответить на него, разрушается (если, конечно, человек не покается и не изменит своей жизни).

То есть у таких людей присутствует, с точки зрения мира, эффектный «старт», но дальнейшее положение дел – печально. Человек, ничего не желающий знать кроме себя, хотя может и приобрести материальные блага, но его может не покидать ощущение, что жизнь проходит напрасно и мимо него. 

Человек же выстраивающий свою жизнь по верным ориентирам, восходит от силы в силу, непрестанно развивается. И даже несмотря на трудности, не падает духом. Несмотря на внешние скорби, не погружается в отчаяние. Хотя и бывает упадок сил по временам, всё же его жизнь больше радостная, чем скорбная и унылая. Он знает, что жизнь его не напрасна.

 

«Спасаться при многозаботливости»: Женщине-христианке, работающей на начальственной должности в крупной компании

 

Вы писали о своей многозаботливости и спрашивали, как при ней спасаться. Ещё Вы спрашивали о молитве.

Заповеди Божии исполнимы при любой обстановке. Именно на исполнение заповедей Божиих святитель Игнатий (Брянчанинов) советует обратить внимание спасающимся при не совсем для того благоприятных условиях. Если желаете почитайте, хотя – выборочно, его книгу «Приношение современному монашеству», хотя бы – главы, в названии которых увидите упоминание о заповедях. Не все в этой книге применимо к Вашему образу жизни, ведь Вы живете не в монастыре.

Но постарайтесь прочувствовать сам дух этой книги. Святитель даёт понять, что спасаться можно везде, лишь бы человек исполнял заповеди Божии. Исполнение заповедей сопровождается не только последствиями, значимыми для вечной участи человека. Но также – и формированием навыков и иммунитета, помогающих человеку, не сломаться под напором трудностей.

О том, какой силой сопротивления трудностям может обладать женский характер, воспитанный на основе заповедей Евангелия, Вы можете узнать по книгам трех женщин.

Ефросиния Керсоновская и её книги «Сколько стоит человек», «Наскальная живопись». Последняя книга издается в виде альбома с рисунками[39], в которых Евфросиния изобразила свой опыт прохождения экстремальных условий. Рисунки снабжены текстом. В сети есть и журнальный вариант книги (без рисунков; текст хронологически и подробно воспроизводит последовательность событий).

Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) и её книга «Действие благодати Божией в современном мире» (монахиней она стала в последние годы своей жизни). Книга начинается с описания событий, падающих на конец Второй Мировой Войны. Елена преодолевает трудности, которые по человеческому суждению, кажутся непреодолимыми. После войны она с сыном переезжает из Польши на жительство в СССР. Работая в институте, она подвергается давлению, переживает невообразимые трудности. Опыт преодоления трудностей она изложила в книге.

Игумения Таисия, автор книги «Келейные записки» жила до революции. Её родители происходили из древних дворянских фамилий. В книге описан ее жизненный путь до принятия ею монашеского пострига. Она жила в миру, жила и в различных женских обителях. Её пребывание в женских коллективах сопровождалось опытом преодоления трудностей. Её опыт преодоления травматических переживаний вследствие перенесенных гонений и клеветы изложен в главе XIV и особенно ценен.

 

 

Да поможет Вам Господь спасаться при Вашей многозаботливости! Учиться спасаться при многозаботливости можно и на примере тех подвижников благочестия, которые спасались в условиях реализации ими многотрудных обязанностей. В этом смысле можно указать на 2 жизнеописания.

Первое жизнеописание почерпнуто из Глинского Патерика[40]. Насельник Глинской Пустыни монах Евгений[41]  нес послушание в гостинице, в которой останавливались люди, направлявшиеся в Глинскую Пустынь. Гостиница функционировала по принципу самообеспечения, и деятельность в отношении её хозяйственной жизни требовала от отца Евгения немалых хлопот. Он был и гостинником, и поваром, заведовал кучерами, скотным двором и полем. Исполняя многосложные обязанности, отец Евгений не забывал и о своей духовной жизни.

Не все, изложенное в житии отца Евгения, касается Вас. Он был подвижником. И подражать ему во всех его подвигах (например, он очень мало спал) для человека неподготовленного – преждевременно. Следует обратить внимание не столько на конкретные проявления телесного подвига, сколько на тот настрой, который читается в поведении отца Евгения. Это повествование можно перечитывать, когда опустятся руки, и ничего не будет хотеться делать.

Второй пример почерпнут из книги «Великая стража»[42], в которой рассказывается о русском, что на Афоне, монастыре во имя святого великомученика Пантелеимона. В том числе, в книге рассказывается и о духовнике обители – схиигумене Иерониме (Соломенцеве). Духовником обители в разделе «Собственноручные келейные заметки» описаны как взятые из практики интересные и выдающиеся примеры духовной жизни, так и страшные случаи падений. Первым в упомянутом разделе помещен «Рас­сказ о схи­мона­хе Ни­коди­ме». Отец Никодим принял на себя труды сразу по четырём должностям. Его деятельность, по его собственным словам, была «многосложной» и «беспокойной». И, тем не менее, проходя послушание, он достиг высокого духовного устроения. Отцу Никодиму духовник дал понять, что благодать Божия может посетить человека и при хлопотливых трудах. Для Господа все возможно.

Сказанное выше относительно жития монаха Евгения относится и к данному случаю. Обратить внимание следует не столько на описание телесных подвигов, сколько на дух, которым проникнуто повествование. Конкретные же формы самоограничения, упоминаемые в повествовании (отец Никодим также, как и отец Евгений мало спал), могут оказаться непосильными для неподготовленного человека. К тому же надо отметить, что способность переносить труды подвижнической жизни появляется у человека не столько вследствие его трудов, сколько вследствие осенения человека благодатью Божиею. Благодать Божия, осеняя человека, делает его способным нести суровые труды подвижнической жизни.

 

Дополнить содержание упомянутых историй можно некоторыми советами. В течение дня старайтесь следить за своими мыслями. А вечером старайтесь вспомнить, как прошел день (если вечером нет сил, то можно отложить так называемое испытание совести до следующего дня).

Всё, что лишает Вас душевного мира, примечайте. Лишающие внутреннего мира ситуации во время вечернего испытания совести анализируйте. Если Вы в результате общения с каким-то человеком теряете мир, то думайте, как избежать потери мира. Может быть, Вам надо вести себя с этим человеком иначе. А, может быть, – избегать каких-то определённых тем в разговоре с ним. А может быть, – свести потихонечку общение с ним «на нет».

Может, Вы, не дав другим высказаться, пытаетесь «продавить» свою точку зрения. Человек, видя, что его не слушают, пытается договорить, использую более быстр темп речи и более повышенные тона. Вы, видя такую реакцию, еще сильнее пытаетесь «продавить» свою точку зрения. Получается конфликт.

Если Вы будете испытывать по вечерам совесть, эта причина образования конфликтной ситуации не укроется от Вас. Например, Вы решите, что будете учиться слушать человека до конца, что будете высказываться только после того, как он договорит. В некоторых ситуациях такая постановка вопроса оградит Вас от потери внутреннего мира, но Вы столкнетесь с иными ситуациями, при которых человек будет говорить долго (настолько долго, что Вы не сможете позволить себе слушать до конца). Как быть? Если человек уже высказал основную идею своего сообщения и начал по второму или третьему разу рассказывать уже озвученное, Вы можете аккуратно прервать его (так, чтобы не обидеть). Если Вы уже показали ему, что готовы слушать, то, когда прервете его в спокойной и тактичной манере, он может спокойно отреагировать на Ваш поступок.

Совесть можно испытывать 5, 10 и даже 15 минут. Долее 15 минут – не стоит, чтобы слишком не увязать в разборах деталей. Слишком подробный, не ограниченный по времени разбор деталей, при определенных обстоятельствах может сопровождаться мнительностью – придумыванием несуществующего. Например, слишком погружаясь в тему мотивов, которыми, по Вашему мнению, мог бы руководствоваться другой человек, Вы можете невзначай приписать ему то, до чего он сам и не додумался бы.

О вечернем испытании совести рассказывается в книге ««Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни», в главе «Что делать, если по причине многолюдства нет возможности говорить о своих грехах подробно? Ежедневное испытание совести»[43]. А также, в 11-ом пункте цикла лекций ««Путь заповедей Твоих текох» (Пс. 118, 32): О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю»[44].

Господь сказал, что ищущие находят. И Вы, если будете искать, работать над собою и стремиться к душевному миру, то со временем по Благодати Божией, хотя бы отчасти сумеете хранить его и при Вашем ритме жизни.  

Если в результате Ваших действий Вы теряете мир, то кайтесь, просите прощения, советуйтесь, ищите. Если удастся вернуть душевный мир, то запоминайте, вследствие чего мир вернулся и, что конкретно Вами было сделано.

Если какие-то ситуации, лишающие Вас душевного мира, повторяются, и Вы не знаете, как их разрешать, то советуйтесь по поводу их. Советоваться легче, если вычленить конкретную ситуацию из потока событий, то есть – сформулировать вопрос. Формулируя вопрос, человек нередко приходит и к ответу на него. Ведите список вопросов. Хорошо, когда вопросы конкретны.

Если человек не записывает вопросов, то у него может не получиться сформулировать их при общении с духовником. Со временем, просматривая список Вы увидите, что что-то стало понятным. Какие-то вопросы будут уходить из списка, а оставшиеся будут находиться в зоне активного внимания, что будет способствовать их разрешению.

К тому же, если Вы и на краткое время увидите духовника, Вы мгновенно сможете приступить к обсуждению волнующей ситуации. Такая возможность немаловажна при учете той загруженности, которую несут опытные духовники. Если в общении с духовником Вы будет сразу переходить к сути, то сможете обсуждать с ним интересующее Вас даже и тогда, когда его окружает множество народа. Если будете вследствие того, что вопрос не был сформулирован, «ходить вокруг, да около», то ситуация может развиваться иным образом. Духовник и при всем желании выслушать может не иметь возможности уделить время, необходимое для того, чтобы в такой манере изложили всё интересующее Вас.

 

Чтобы составить представление о условиях, при которых развивается навык к молитве, можно прочитать трактат священника Антония (Голынского) «О молитве Иисусовой» (приводится в книге Николая Новикова «О молитве Иисовой»[45]). Также можно прочитать краткую по объему, но очень ёмкую по содержанию книжечку Сергия Большакова «На высотах духа». В этой книжечке автор описывает свои встречи с опытными духовниками и пересказывает их мудрые советы насчет достижения внутреннего мира. В книжечке приводятся также мысли одного доктора мирянина и одной замужней женщины.

Навык к молитве Иисусовой по благодати Божией с годами может появиться при реализации любого вида деятельности. В данном ответе обращается внимание на одну деталь. Отец Антоний отмечает, что молитва требует от молящегося настроенной деятельности ума, а такая деятельность возможна лишь тогда, когда ум подкрепится отдыхом. Поэтому сон должен быть 6-7 часов, если человек обладает силами и здоровьем. При болезненности или слабости можно спать до 8 часов в сутки (глава «Внешняя жизнь»).

Если ночью спали меньше 5 часов, постарайтесь отдохнуть один час. Впрочем, смотрите по обстоятельствам. Опыт и самонаблюдение со временем помогут Вам понять, сколько времени и когда отдыхать.

Если ночью не выспались, то постарайтесь днём найти возможность отдохнуть хотя бы полчаса. Если нет возможности полежать, то можно хотя бы на 15 минут положить голову на стол – нервы уже успокоятся. Если человек, как пишет Иван Ильин, «ежедневно хотя бы понемногу будет грести веслами или если он научится засыпать хотя бы на пять минут среди повседневной суеты, – то он скоро приобретет себе при помощи этих ежедневных оздоровляющих упражнений некий запас здоровья»[46].

После отдыха нервы успокаиваются, и человеку потихоньку становится спокойнее. А если человек не высыпается, то растёт раздражительность, появляется озлобление. В голове все мысли перемешиваются, и человек перестаёт понимать, что ему говорят. Если человек не высыпается, то есть риск того, что услышанное он будет понимать «шиворот-навыворот». Даже если ему скажут в спокойной манере необидные слова, он, будучи невыспавшимся, может обидеться.

 

Еще Вы писали: «Что значит всегда предстоять пред Богом? Как я понимаю, это значит всегда помнить о Боге, чтобы ты ни делал, и этим избежать греха. Но ведь живём в суете и мысли о делах насущных вытесняют мысли о Боге. Как же тогда быть и не терять память о Боге? Или это происходит не из-за суеты, а из-за греховных страстей?»

Теоретически Вы правы. Нужно помнить о Боге. Но практически реализовывать память о Боге непросто. Чтобы внутреннее человека стало способно к духовному деланию, необходима некоторая перестройка внешней деятельности: не смотреть в хаотизированном варианте видео и ТВ (если человек и смотрит что-то, то он точно должен знать, что именно и для чего он смотрит, тогда полученная информация может как-то уложиться в архивы памяти; если человек не знает ни того, что он смотрит, ни для чего он смотрит, то полученная информация будет «плавать» внутри него, ища, к чему бы прицепиться), не объедаться, бороться с гневом.

Если внешняя деятельность человека не будет переработана в сторону упорядоченности, то под большим сомнением будет находиться вопрос о хранении памяти Божий. Конечно, не всё зависит от Вас, Вы не можете изменить все обстоятельства Вашей жизни, но Вы можете по-христиански к ним отнестись. Вы можете так, а можете иначе реагировать на них. И, конечно, деятельность, как было сказано выше, должна быть ориентирована на исполнение заповедей Божиих.

Если желаете, в отношении данного вопроса можете прочитать несколько писем из книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовна жизнь и как на нее настроиться». В письмах под номерами 49, 63, 68 святитель Феофан дает советы, как не отвлекаться от молитвы и духовной жизни во время реализации житейский дел.

Чрезвычайно полезной в отношении разбираемого вопроса видится книжечка протоиерея Иоанна Наумовича «Путеводитель доброй жизни (Страх божий, Мудрость, Трезвость, Труд). Наука посадского Онуфрия Грушкевича внуку своему Николаю». Онуфрий Грушкевич передает внуку свой опыт не только молитвенной жизни, но и ведения хозяйства, преодоления экстремальных обстоятельств, вызванных клеветой и действием недоброжелателей. Примечательно и само жизнеописание автора. Протоиерей Иоанн, живший до революции, не только стремился обучить народ основам духовной жизни, но – и перспективному ведению хозяйства.

О авторе и его книжечке упоминается в части восьмой книги «Горение сердца»[47] (книга была создана на основе лекций с одноименным названием; в сравнении с материалом, изложенным в лекциях, книга дополнена). В восьмой части разбираются принципы, реализации которых ассоциируется с возможностью сохранить трезвость ума и при вовлечении в внешнюю, рабочую деятельность.

Дополнить восьмую часть книги «Горение сердца» можно ответами, данными паломникам Соловецкой обители на их вопросы о молитве. Записи ответов выложены на сайте Соловецкого монастыря (см. ответ «Молитва. Что делать, если мысли рассеиваются»[48], а также – три беседы, объединенные общим названием «На что обратить внимание, приступая к молитве»[49]).

 

Насчет того, что молитва и память о Боге возможны даже и посреди земных дел, можно в заключении привести еще четыре примера. Три первых примера взяты из жизни древних аскетов, четвертый – из жизни практически современного нам человека, помогавшего монастырям совершать необходимые закупки. Не всё, относящееся до этих четырех примеров, применимо к Вашей жизни. Как и в случае с двумя вышеприведенными историями, важно прочувствовать дух, пронизывающий и данные четыре повествования. Можно подивиться тому, как благодать Божия помогала спасаться четырем подвижникам при их многозаботливости.

 

1) «Святой [Феодосий Великий], видя, что его призывают быть пастырем весьма многочисленного стада, и что нарушается его безмолвие, смущался различными помыслами – то не желая оставить безмолвие, как нелицемерную матерь, то попечение о братии считая за дело немаловажное, ибо не для себя одного только человек должен жить, но гораздо более – для ближнего, образом чего был Сам Христос Господь, Который собрал учеников, явился Пастырем словесных овец и положил за них душу Свою. Размышляя об этом, преподобный Феодосий недоумевал, чего держаться: безмолвия ли, или попечения о спасении братии, и склонялся мыслию то к сему, то к другому. Что же делает блаженный? Он возлагает все на Бога, могущего соединить и то и другое для одной пользы, чтобы и плод безмолвия не потерять и не лишиться награды за начальствование над братьями и попечение о них; ибо жизнь инока укрепляется не в уединении тела, но – чрез твердость в добре и мире сердца»[50].

2) «Поведали о авве Геласии, что он в юности своей жил в пустыне, сохраняя нестяжание. Такое жительство проводили в этих местах и в это время многие другие. Между ними был некоторый старец необыкновенной простоты, особенно нестяжательный: он прожил в уединенной келлии своей до самой смерти, – под старость имел учеников. Он соблюдал такое нестяжание до конца жизни, что не имел двух хитонов, и не заботился вместе с учениками своими о завтрашнем дне. Когда авва Геласий, по Божественному внушению, устроил общежительный монастырь, пожертвовали ему большими полями, и завел он для нужд общежития рабочий скот и волов. Споспешествовавший первоначально святому Пахомию устроить общежительный монастырь, во всем споспешествовал и авве Геласию к устроению монастыря. Вышеупомянутый старец, видя его в этих занятиях и искренно любя его, сказал ему: боюсь, авва Геласий, чтоб ум твой не прилепился к полям и прочему имуществу общежития. Авва Геласий отвечал: скорее ум твой привяжется к веревкам, которые ты работаешь, нежели ум Геласия к стяжаниям»[51].

3) «Однажды шел с аввою Даниилом ученик его, авва Аммон, и сказал старцу: отец! когда мы престанем скитаться и будем постоянно пребывать в келлии? Авва Даниил отвечал ему: а кто может отнять у нас келлию? когда мы в келлии, тогда - с нами Бог, и когда мы вне келлии – также с нами Бог». Комментирую этот эпизод, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Преуспеяние старца в душевном делании было таково, что он постоянно пребывал умом в сердечной клети; к такому совершенству стремился он возвести ученика своего. Так важно руководство духоносным наставником, что святые отцы советуют новоначальному иноку предпочесть торжище пустыне, если на этом торжище живет духоносный наставник»[52].       

4) Четвертый пример заимствован из из книги архимандрита Георгия (Зумиса) «Люди Церкви, которых я знал»[53]. В главе «Феофилакт из Фессалоник, базарный торговец» автор рассказывает о человеке, который, как выше было сказано, помогал монастырям совершать необходимые закупки. Феофилакт был умен, смекалист, рассудителен. Автор не видел его уставшим или ленивым; Феофилакт был всего бодр. «Он со своей ручной тележкой незаметно пробирался среди сварливых, придирчивых, похотливых, неверующих, лживых людей. ... Его кроткий умоляющий голос облегчал невыносимость базарной атмосферы и укрощал зверей торговли. … Прекрасен был его торг с людьми, которых торговля сделала своими рабами: он исключительно непредвзято определял качество и цену товаров. Ангел среди бесов торговли! … Свежесть его речи всякий раз смягчала иссушённую душу какого‑нибудь торговца, который всё время жил посреди лжи и холодного соперничества. … От Феофилакта я, – пишет автор, – научился приветливости, а также умению завязывать деловые отношения с торговцами и с улыбкой заключать с ними сделки. ... Он является для нас прекрасным примером того, как можно одновременно зарабатывать и служить».

P.S.: В отношении этого эпизода можно привести слова, вынесенные в качестве эпиграфа к данной статье. Как-то преподобный Варсонофий Великий был спрошен: «Что значит: будите мудри яко змия и цели яко голубие (Мф. 10, 16)». И ответил преподобный: «Кто мудрость змия, в отношении зла, соединит с незлобием голубя, в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною»[54].


[1] См. вопрос 616 из книги «Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

 

[2] Из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).

[3] См. «Спиритуальная сфера» из книги Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[4] Там же. См. «Ургентная аддикция»

[5] См. «Выписка из творений преподобного Марка Подвижника» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[6] URL: https://rus.err.ee/139189/stiv-dzhobs-ostavajtes-golodnymi-ostavajtes-bezrassudnymi.

[7] См. «Несколько слов о жизни и писаниях святаго Антония Великаго» из первого тома книги «Добротолюбие».

 

[8] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[9] Из книги Ивана Ильина «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий».

 

[10]URL: https://yadi.sk/d/o6WWfFEl3SZpje.

[11] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[12] См. «Наставления св. отца нашего Антония Великаго о жизни во Христе…», параграф 5 из наставлений преподобного Антония Великого, помещенный в первом томе книги «Добротолюбие».

[13] https://rus.err.ee/139189/stiv-dzhobs-ostavajtes-golodnymi-ostavajtes-bezrassudnymi

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Описана в книге Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса».

[17] «Игра, в которой вы – единственный участник» из книги Дэвида Аллена «Готовность ко всему. 52 принципа продуктивности для работы и жизни».

[18] Аскетизм: Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) и монах Климент (Леонтьев) / Сост. мон. Арсений (Святогорский). М.: АНО «К Свету», 2012. С. 24.

[19] http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1951/

[20] См. книгу «Письма Валаамского старца» [схиигумена Иоанна (Алексеева)]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/.

 

[21] «Пусть кто-нибудь из вас придёт, и я затворю его в тёмную келлию, и пускай он хотя только три дня не ест, не пьёт, не спит, ни с кем не беседует, не поёт псалмов, не молится и не вспоминает о Боге; и тогда он узнает, что будут в нём делать страсти. Однако он ещё здесь находится: во сколько же более, по выходе души из тела, когда она предается страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная? По здешним скорбям вы можете несколько понять, какова тамошняя скорбь» [cм. поучение двенадцатое «О страхе будущего мучения и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения»].

[22] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкование правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария. URL: http://coollib.com/b/369858/read.

 

[23] См. «Великий разум бытия (1930-1939)» из книги Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

 

[24] Ухтомский А.А. Интуиция совести.

[25] Воспоминания соловецких узников [Т. 1 : / отв. ред.: иерей В. Умнягин ; худож.: С. Губин ; дизайн: М. Скрипкин]. – Соловки : Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. муж. монастырь, 2013.

[26] Там же.

[27] URL: http://maxpark.com/community/8/content/1791359.

[28] Там же.

[29] Старец Силуан. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999. С.83-84.

 

[30] См. главу 12 «Первородный грех» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие».

 

[31] Беседа со студентами Отделения социальной и молодежной работы ПСТГУ (Москва, 9 февраля 2018 г.)

 «АКТУАЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЯ: о социальном служении, врачах, выгорании, поиске пути, любви». https://yadi.sk/d/o6WWfFEl3SZpje

[32] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[33] Ефрем Сирин, прп. Добротолюбие. Том 2. Уроки о покаянии. Поучения №№37, 54.

[34] См. слово 78 из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические».

[35] Гавриил (Бунге), схиархим. Гнев. Злоба. Раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[36] «Сетевые войны». Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова. URL: https://izborsk-club.ru/2319.

 

[37] Из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).

 

[38] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/247/.

[39] URL: http://www.gulag.su/images/index.php?eng=&page=0&list=1&foto=1.

[40] Составитель – схиархимандрит Иоанн (Маслов); URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/

[41] +1894; память 12 мая ст. ст. / 25 мая нов. ст.

[42] URL: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/velikaja-strazha/.

[43] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/.

[44] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[45] О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. / авт.-сост. Новиков Н.М. М.: «Отчий дом, 2011. (Серия «Путь умного делания»).

 

[46] См. «О призвании врача» из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/.

 

[47] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/.

[48] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/260/.

[49] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[50] См. житие преподобного отца нашего Феодосия Великого (память 11 января) в житиях святых составленных святителем Димитрием Ростовским.

[51] Из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Отечник».

[52] Там же.

[53] URL: http://www.rulit.me/books/lyudi-cerkvi-kotoryh-ya-znal-get-442166.html.

[54] См. вопрос 616 из книги «Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

 



2019-11-13 242 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 3. Два ответа, комментарием к которыми является данная глава 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 3. Два ответа, комментарием к которыми является данная глава

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)