Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 16. Змей Горыныч о трех головах



2019-11-20 358 Обсуждений (0)
Тема 16. Змей Горыныч о трех головах 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель. Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды — лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Змея Горыныча с тремя головами.

Однажды Настенька пошла в лес за ягодами и грибами, а Иванушка остался дома — ему нужно было поработать на огороде. 'Уже вечер, а Настеньки все нет и нет. Пошел Иванушка искать Настеньку. Долго ли шел Иванушка, коротко ли и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. «Что же там может быть?» — подумал Иванушка. Тут подлетает к нему воробышек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, ее похитил Змей Горыныч о трех головах и хочет ее завтра съесть!» Опечалился бедный Иванушка — что же ему теперь делать?.. А воробышек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы — одна голова ледяная, другая — водяная, третья — паровая. (Показывает картинку.) Ледяная голова как дохнёт все вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лед самый важный на свете. Вторая голова была водяная — как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, все разрушает, всех водой заливает, все смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить. Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар — как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжет — близко подойти нельзя! Паровая голова тоже считала, что она самая главная. И все три головы — ледяная, водяная и паровая — все время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить.

Тут можно прервать сказку и предложить детям самим придумать, как справиться с каждой из голов. Стоит поддержать те ответы, в которых будут учитываться возможности превращения воды из одного состояния в другое.

Воспитатель. Вот сколько способов победить головы Змея Горыныча вы предложили! Молодцы! А теперь давайте узнаем, что же

I сказке произошло. Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освобо- (ить Настеньку, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растет >ялся Иванушка, разжег костер, и ледяная голова испугалась горяче- ’О огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка к испугался — ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать ■орячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и подставил юд струю горячего пара:

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в... (водицу).

Г орячий пар от холодного зеркальца превратился в воду, и паровая олова тоже не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не от- 1ускал Настеньку. Что же делать Иванушке? И решил он взять Змея орыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, вдо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в добро- о и отпустит Настеньку. Как же примирить эти три головы — ле- [яную, водяную и паровую? Надо как-то показать, что лед, вода и пар (ружат, что они превращаются друг в друга.

Решил так Иванушка и разжег большой горячий костер. Взял он :усок холодного льда, который остался после того, как ледяная голо- >а хотела его заморозить и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Зыгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу что-то тебе показать!» Змей Ърыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная юдой брызгает, паровая голова пар горячий пускает: «Ну, что тебе еще [ужно, человек?» — спрашивают все три головы. А Иванушка отве- :ает: «Видишь, вот лед от твоей ледяной головы — я бросаю его в орячий огонь. Смотри, что будет!» — сказал Иванушка и бросил хо- юдный лед на горячие угли костра.

А мы с вами, ребята, бросим лед на горячую плитку — смотрите, то получается.

Педагог кладет кусок льда на раскаленную плитку, лед превраща- тся в воду, вода — в пар, пар поднимается над плиткой, слышно кипение. «Видите, ребята, — холодный твердый лед превращается в сидкую водичку, а вода превращается в пар — мы с вами видим одновременно и лед, и воду, и пар — это значит, что лед, вода и пар пре- ращаются друг в друга. Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: ак же так? Значит, мои ледяная, водяная и паровая головы все время ря ссорились между собой! Изо льда получается вода, из воды — пар. хли пар вдруг охладится, превратится он в водицу! А если холод вдруг [ридет — из водицы будет лед.

Решили все три головы — ледяная, водяная и паровая — больше ин-огда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он тпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей

Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы горячим жарким летом можно было класть в них продукты. Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была Вода. А паровая голова занялась отоплением домов — в холодное время года по трубам парового отопления идет горячий пар и обогревает квартиры. Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся.

Опыт нам узнать поможет:

Вода, лед, пар — одно и то же.

Лед растает, и тогда Будет из него... (вода).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в... (водицу).

Зимой и летом, круглый год Дружат пар, вода и лед!

А теперь, ребята, пожалуйста, нарисуйте Змея Горыныча с тремя головами — ледяной, водяной и паровой.

Закрепление материала в течение недели

Поиграть с детьми в игры «Покажи твердое или жидкое», «Наоборот».

Домашнее задание родителям

Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок понаблюдает за превращением льда в воду, воды в пар. Предложите ему нарисовать три фазы трансформации воды: лед — вода — пар. Обратите внимание на то, что этот процесс происходит при нагревании. Задайте ребенку вопрос: «Что будет, если охлаждать пар?» (Процесс трансформации пойдет в обратном порядке: пар — вода — лед.)

 

Тема 17. Дед — вода — пар

Цель. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.

Материал. Символы: картонный синий квадрат — «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки — «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картон- 1ЫЙ кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, >т солнца идут лучи.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Лед — вода — 1ар». Помните игру «Твердый — жидкий»? А сегодня мы будем играть ю-другому. Вспомните, как мы изображали лед.

Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.

Воспитатель.

Лед растает, и тогда

Будет из него... (вода). (Дети «плавают».)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар). (Дети изображают пар движением рук — поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар... (в водицу). (Дети «плавают».)

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет... (лед). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.)

Очень хорошо, молодцы! А теперь поиграем по-другому: я буду токазывать картинки, а вы — «превращаться». Но сначала ответьте, сак можно лед превратить в воду? (Нагреть.) А как можно лед нагреть? 'На плитке. На солнышке.) Правильно! Я вам показываю, например, гакую картинку. (Демонстрирует символ тепла — солнце). Значит, вы юлжны из льда превращаться в... (воду). А если вы воду изображаете, 1 я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)

Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) А спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ — гго случится с паром? (Он превратится в воду.) А если воду заморозить, гго будет? (Лед.) Значит, вы из воды превращаетесь в лед — вот так. [Показывает.) Теперь давайте поиграем».

Педагог показывает картинку, и дети «превращаются», произнося: «Тепло, нагревается», если видят на картинке солнышко. Или: «Холод, эхлаждается», если видят Деда Мороза.

Демонстрируется картинка с солнышком — дети «плавают», изобра-жая воду.

Демонстрируется картинка с Дедом Морозом. Дети произносят: «Холод, охлаждается!» — и «сжимаются», изображая лед.

Демонстрируется картинка с солнышком. Дети произносят: «Тепло, нагревается!» — и «превращаются в воду», «плавают».

Педагог демонстрирует картинку с солнышком и спрашивает: «А теперь во что превратитесь?»

Дети произносят: «Тепло, нагревается!» — и «превращаются в пар».

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат — символ льда.) (Лед.) Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед. А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки — символ воды.) (Вода.) А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар — он легкий и белый, как облачко. Продолжим игру:

Если облачко летит,

Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)

Хорошо мы все запомним,

Что водичка — это волны! (Показывает символ воды.)

А квадратик — твердый лед,

Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)

Все теперь картинки знаем,

Лед и воду отличаем.

Если солнцу появиться,

Лед в водичку превратится! (Держит «лед» в одной руке, «солнце» — в другой, затем «лед» кладет на стол, вместо него берет «воду».)

Будем дольше греть водицу —

В пар водица превратится! (Меняет «воду» на «пар».)

Пар мы будем охлаждать,

Воду будем получать. (Меняет «солнце» на «мороз», «пар» на «воду».)

Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой сим-волов.

Воспитатель. А теперь давайте нарисуем лед, воду и пар.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Лед — вода — пар». Повторение стихов о льде, воде и паре.

 

Тема 18

Цели. Формирование представлений об агрегатных состояниях во- ы. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и хлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных эстояний воды.

Материал. У детей на столиках символы льда, воды и пара, у вос- итателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка.

Методические указания Дети рассаживаются за столики.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поиграем в школу, огда вы все подрастете, то пойдете в школу. А в школе нужно себя !сти совсем иначе, чем в детском саду: вы должны сидеть каждый за юим столом и не мешать друг другу, внимательно слушать, что го- >рит учитель и выполнять все его указания. Сейчас вы будете учить- [ как настоящие школьники.

Педагог дает каждому ребенку три картинки: символы льда, воды пара. Предлагает: «Посмотрите на символы внимательно и вспом- 1те, что они обозначают». Дети называют, что обозначают символы. Воспитатель. Я называю слово, а вы показываете картинку, к торой оно подходит. Лед. Вода. Пар.

Дети показывают соответствующие символы.

Воспитатель. А теперь — игра посложнее. Я называю слово, а I должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает — твер- е или жидкое, а потом уже поднять символ. Приготовились? Начали! Т1. Камень. Компот.

Дети показывают соответствующие символы.

Игру можно продолжить аналогично игре «Покажи твердое или щкое».

Воспитатель. А теперь смотрите внимательно — я буду показывать VIвол — солнышко или Деда Мороза, — а вы должны превращать свои угинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую угинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Педагог показывает Деда Мороза и произносит:

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Цети меняют «воду» на «лед».

Воспитатель (показывает солнышко).

Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).

Солнце все сильнее греет,

Греет-греет, нагревает И водичку превращает...

Дети меняют «воду» на «пар».

Воспитатель (показывает Деда Мороза).

Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «пар» на «воду».

Игра продолжается.

Воспитатель. Молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. А теперь мы изменим правила игры: вместо того чтобы пока-зывать солнышко, я буду звенеть колокольчиком, а всместо Деда Мороза — играть на дудочке. Позвоню в колокольчик — значит вышло солнышко. Заиграю на дудочке — холод наступил. Приготовились, все подняли символ «вода».

Звенит колокольчик. Дети показывают «пар».

Звучит дудочка. Дети показывают «воду».

Игра продолжается.

Воспитатель. А теперь последнее задание — разложите картинки- символы в ряд так, чтобы было все правильно. Подумайте, какая картинка должна идти за какой.

Дети выкладывают картинки.

Воспитатель. Кто расположил свои картинки так: пар — вода — лед? У вас происходит нагревание или охлаждение? (Охлаждение.) А у кого картинки разложены так: лед — вода — пар? У вас проис-ходит... (нагревание).

Педагог предлагает кому-либо из ребят быть «дежурным в классе» и собрать у детей картинки-символы. Отбирает несколько картинок и размещает их на фланелеграфе в таком порядке: лед — пар — лед — вода — вода — пар — вода.

Воспитатель. Ребята, правильно ли здесь разложены картинки? Кто мне поможет правильно их разложить?

Ребенок (по желанию) подходит к фланелеграфу.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, что у нас здесь (показывает на первую пару картинок)? Что это?

Ребенок. Лед — пар.

Воспитатель. Правильно это?

Ребенок. Нет, нужно лед — вода.

Воспитатель. Хорошо, молодец. Поменяй, как нужно правильно. Ребенок меняет картинки местами.

Воспитатель. Так, а дальше как нужно положить?

Ребенок выкладывает все картинки, получается ряд: лед — вода — пар — вода — лед — вода — пар.

Воспитатель. Посмотрим, что у нас получилось. Лед — вода — пар — это нагревание или охлаждение? (Нагревание.)

Педагог берет символ нагревания — «солнышко» — и прикладывает к этой тройке картинок. Произносит:

Вот смотрите —

Лед растает, и тогда Будет из него вода!

Мы водичку нагреваем,

В пар водичку превращаем!

Затем педагог убирает эту тройку картинок.

Воспитатель. Вода — лед — это... (охлаждение).

Если холод вдруг придет,

Из водички будет лед! (Прикладывает к паре вода — лед символ охлаждения.)

А потом у нас лед — вода. Это...

Дети.

Лед растает, и тогда Будет из него вода!

Очень хорошо! Ну и последние картинки: вода — пар... Кто скажет, что это?

Дети.

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет пар!

Закрепление материала в течение недели

Повторить с детьми стихи и загадки о воде, игры: «Мы шагаем», «Мы растем», «Каравай».

Домашнее задание родителям

Проведите опыты по плавлению льда на горячей плите и по за-мерзанию воды в морозильной камере холодильника.

Положите на раскаленную плиту кусок льда. Пусть ребенок пона-блюдает за превращением льда в воду, воды — в пар. Предложите ему зарисовать три фазы трансформации воды: лед — вода — пар. Обратите внимание на то, что этот процесс происходит при нагревании.

Задайте ребенку вопрос: «Что произойдет, если охладить пар?» (Процесс трансформации пойдет в обратном порядке: пар — вода — лед.)

Положите сосуд с водой в морозилку и понаблюдайте с ребенком за замерзанием воды.

 

 



2019-11-20 358 Обсуждений (0)
Тема 16. Змей Горыныч о трех головах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 16. Змей Горыныч о трех головах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)