Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Нагревание — охлаждение



2019-11-20 267 Обсуждений (0)
Тема 10. Нагревание — охлаждение 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели. Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) — кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) — кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.

Методические указания

Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление парафина, охлаждение воды).

Воспитатель. Помните, недавно мы слушали историю о том, ак Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал... пвердый). Пятачок хотел выпить этот компот и разморозил его — омпот опять стал жидкий, но очень холодный. Пятачок не стал его альше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодов пить нельзя — можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показывает артинку.) Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него гор- ышко скорее прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать галоко горячим? (Согреть.) Правильно, надо согреть молоко и оно из модного станет каким? (Теплым.) Ну, кто ответит, ребята, как из льда олучить воду? (Надо нагреть лед.) Что получится? (Вода.) Твердый ед превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твердый или жид- ий? (Твердый.) Можно ли твердый сахар сделать жидким?

Педагог выслушивает разные версии, обращает внимание детей на о, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как [ы проверим, можно ли твердый сахар превратить в жидкость?»

Дети. Нагреть на плитке.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получит- я превращение или нет — превратится ли твердый сахар в жидкий.

Педагог раздает детям кусочки сахара и говорит: «Сахар твердый, [тобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть».

Затем сахар плавят таким же образом, как на предыдущем занятии арафин. Можно подержать сахар над пламенем спиртовки — появит- я капелька (она жидкая), капелька застынет и превратится в твердый ахар.

Воспитатель. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, то сахар можно превратить из твердого в жидкий. Твердое становит- я жвдким, жидкое становится твердым!

Далее педагог предлагает: «А теперь мы поиграем в игру «Твердый — :идкий». Вы уже знаете, как можно показать твердый лед — сжать учки в кулачки и съежиться: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду — плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы олжны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду огда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все отовы?»

В игре могут принимать участие сначала 5—7 человек (остальные ети наблюдают за игрой).

Воспитатель (демонстрируя символ «холода»).

Вот и холод наступает Замерзает, охлаждает...

Все в ледышки превращает,

Все вокруг затвердевает!

Дети изображают лед.

Воспитатель. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).

Треет — нагревает.

Нагревает, превращает...

Превращает всех ледышек

В быстрых жидких шалунишек!

Дети «превращаются в воду», «плавают».

Далее игра повторяется, в ней может принять участие вся группа.

В завершение проводится игра «Наоборот».

Закрепление материала в течение недели

Игра «Твердый — жидкий» («Тяжелый — легкий», «Светло — темно»)

Взрослый называет слово, обозначающее какое-либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твердому или жидкому, и изобразить это состояние игровым действием — показать «твердое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения).

Исходное положение: руки на пояс. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твердому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе.

Можно называть такие слова: компот, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, подушка, шапочка и т. д.

Игра «Назови твердое или жидкое»

Игра обратна предыдущей игре. Теперь жидкое или твердое изо-бражает взрослый, а дети называют предмет или вещество.

Домашнее задание родителям

Проведите с ребенком опыт по плавлению сахара и его отвердева-нию: возьмите кусок сахара и положите его на сковороду. Пусть ре-бенок вместе с вами наблюдает под вашим контролем плавление са-хара. Затем понаблюдайте за отвердеванием сахара. Обязательно соблюдайте осторожность!

 

 

Тема 11. Испарение

Цели. Формирование представлений об испарении воды — превра-щении воды в пар при нагревании. Формирование целостного пред-ставления об агрегатных состояниях воды: лед — вода — пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля.

Методические указания

Проводится беседа с детьми по домашнему заданию (плавление кара).

Воспитатель. Ребята, теперь вы знаете, что твердое может пре- атиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться щкое? (В твердое.) А как это проверить? Что нужно сделать? Усладить.) Правильно. Твердое превращается в жидкое, жидкое пре- ащается в твердое.

Педагог предлагает детям проделать опыт по превращению твердо- льда в жидкую воду. Раздает им по кусочку льда и спрашивает: якой лед, кто мне ответит?»

Дети. Холодный, твердый.

Воспитатель. Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду. Дети растапливают лед в руках.

Воспитатель. Лед холодный, ладошки у вас теплые, получается да. Лед мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что ‘рдый лед превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лед? оставить в холодильник.) Правильно, надо лед охладить и жидкая 1а станет твердым... (Льдом.) Ребята, у вас были маленькие кусочки 1а, а если взять вот такой кусок? (Демонстрирует лед, замороженный такане.) Как его превратить в воду? Как сделать, чтобы он растаял? адо нагреть на плите.) Правильно. Лед холодный, плита горячая, на ите лед тоже превратится в воду. Нагревали лед в ладошках, нагре- га на плите. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? ц в водичку превращать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь.) 1авильно, и солнышко согреет лед, и огонь...

Солнце дарит нам тепло,

Солнце нагревает,

Солнышко горячее Землю освещает!

А еще огонь горячий И горячая плита.

Греют-греют, нагревают,

Много нам несут тепла!

А еще тепло нам дает отопление — по трубам идет горячая вода и юмнатах всегда зимой тепло. (Можно показать детям трубу ото- ;ния.) Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке, и на тге, и на огне.

Педагог демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, и мы эту воду будем и дальше нагревать?»

Дети. Вода станет горячей.

Воспитатель. Правильно, а если едце сильнее нагревать будем?

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте про-ведем опыт и посмотрим, что произойдет».

Воду нагревают в кастрюле на электрической плитке или на спир-товке. Вода кипит, появляется пар.

Воспитатель. Ребята, что это над водой появилось?

Дети. Пар.

Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испарилась.

Воспитатель. Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю на-лили воду, потом появился пар... А вода-то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась?

Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.

Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое — жидкое — пар! Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар: вода — твердая, вода — жидкая, вода — пар. Посмотрите на пар. Какой он? (Белый, легкий.) Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите, пар твердый? (Нет.) Пар — жидкий? (Нет.) Правильно, пар — не твердый и не жидкий, пар — он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Правильно. Давайте нарисуем пар — изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (Сухие.) А были мокрые, ведь вы в них держали лед... Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода? (Впиталась. Испарилась.) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и плита, и пара образуется мало.

Воспитатель. Ну а теперь нарисуем водичку и пар — как пар клубится над горячей водой.

Дети приступают к рисованию.

Закрепление материала в течение недели

Игра «Лед — вода — пар»

На команду педагога «Пар!» дети изображают пар (выполняют кру-говые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф»). На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лед!» — сжимаются.

 

Тема 12. Золушка (испарении жидкостей)

Цели. Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формиро-вание представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка).

Методические указания

Воспитатель. Ребята, не прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар:

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой... (горячей). И над водой будет виден пар. Пар легкий, эн поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет поднимать- зя все выше и выше, то что будет?

Дети. Облачко!

Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар — они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар подается из... (из воды). Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды. Отгадайте загадку:

Дождик вдруг полил из тучки И накапал нам на ручки.

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?

Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?

Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.

Воспитатель. Правильно, вода испаряется — превращается в тар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет... Что? Правильно, дождик!

Дождик — это же вода,

А она везде, всегда.

Зимой и летом, круглый год Дружат пар, вода и лед!

Если холод вдруг придет,

Из водички будет... (лед).

Если вдруг тепло настанет,

Жарко будет, лед... (растает).

Лед растает, и тогда Будет из него... (вода).

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет... (пар).

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в... (водицу).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода — из тучек идет дождь.

Я — веселая вода,

Я бегу туда-сюда.

Я и в ванне, и в реке,

И вблизи, и вдалеке.

Превращаюсь в пар и в лед,

А могу наоборот!

Какая бывает вода? (Холодная, горячая, теплая, жидкая.) А твердая вода бывает? (Да, это лед.) А вверх может улетать? (В виде пара вода может улететь.) Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода... (испаряется). Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода — другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?

Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.

Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?

Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает им послушать сказку.

Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дро-восека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи — жены дровосека — родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей. Однажды во дворце был назначен большой праздник — бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще — духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка то- 5 попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала: «Вот те- одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, гда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну ма- нькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на оле. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее шо много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много вре- 'Ни. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька еколона с блюдечка, — и увидела, что капли нет! «Куда же она лась?» — подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчез- капелька одеколона с блюдечка?

Дети. Испарилась.

Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте по- отрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капель- на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) шюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внима- тьно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно гь-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? (еколон жидкий — посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) вдкость испаряется, но мы не видим этого — не видно пара. Кто ажет, почему не видно пара?

Дети. Потому что его мало.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаря- :я — видите, капелька уменьшается, становится все меньше и мень- :. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, и тоже испаряются — солнышко их греет, и они быстрее испаря- ся. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испа- гься, только медленно-медленно и потом совсем исчезнут. А теперь »айте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.

Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказ- о Золушке (традиционное продолжение сказки).

Домашнее задание родителям

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте много воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с >енком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три зы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная >явление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное ки- ше).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капни- немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением >ема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: на- ю (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно ;ньшилась) и конечное (капля исчезла).

 

 



2019-11-20 267 Обсуждений (0)
Тема 10. Нагревание — охлаждение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Нагревание — охлаждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)