Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Жидкое — твердое



2019-11-20 299 Обсуждений (0)
Тема 9. Жидкое — твердое 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели. Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Материал. Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой.

Методические указания Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы вами будем проводить опыты. 5 сначала вспомним уже знакомую вам игру «Наоборот». Я называю ово, а вы отвечаете противоположным словом. Светло. (Темно.)

—   Большой. (Маленький.)

—   Холодный. (Горячий.)

—   Твердый. (Жидкий.)

—   Зима. (Лето.)

А теперь послушайте одну историю. Однажды Пятачок сварил себе компот из фруктов. (Демонстрирует стакан с горячим компотом.) Но Пятачок, как всегда, куда-то торопился и захотел сразу попробовать компот. Вы, конечно, знаете, что когда что-то варишь, например суп, кашу, сначала готовое блюдо очень горячее, а потом остывает и можно уже кушать или пить. А Пятачок хотел сразу выпить компот и, чтобы он быстрее остыл, стал думать, что же можно сделать, как же быстрее охладить горячий компот. И он поставил компот в холодильник — в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер. К Пятачку в гости зашел его друг, Кролик. Пятачок вспомнил про свой компот. Как вы думаете, что достал из холодильника Пятачок?

Важно дать детям возможность высказать разные версии и затем сообщить, что сейчас они смогут проверить, кто же оказался прав.

Воспитатель. Пятачок и Кролик заглянули в морозилку. Увидели там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достали его из холодильника и удивились. «Это не мой компот, — сказал Пятачок, — это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?» Куда подевался компот Пятачка, ребята?

Кролик посмотрел и понял, что случилось с компотом, который долго стоял в холодильнике. Он все объяснил непонятливому Пятачку. А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом?

Дети. Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед. Был компот жидкий, а стал... (твердый). Как же теперь быть Пятачку? Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети. Надо, чтобы компот растаял.

Хорошо если кто-то из ребят скажет, что компот постепенно снова станет жидким. Но все же стоит задать провокационный вопрос: «Так что, поставить его в обратно в морозильник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым, надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проносит стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте...

Дети. Надо его нагреть.

Воспитатель. Правильно, нагреть! Мы будем нагревать лед, и он из твердого станет... (жидким). Вот мы и выяснили, как жидкий компот превратился в твердый. Твердое может превратиться в жидкое, а жидкое — в твердое. Сейчас мы проведем опыты: превратим твердое в жидкое и обратно — жидкое в твердое. Что надо сделать, чтобы лед превратился в воду? (Нагреть.) Лед твердый и превращается в... (воду).

Далее педагог раздает детям кусочки парафина. Сообщает: «Это вещество называется парафин. Какой он, парафин? Парафин твердый. Как вы думаете, может он стать жидким?

Важно выслушать ответы детей, обратить их внимание на то, что кто-то считает, что возможно парафин превратить в жидкий, а кто-то в этом сомневается.

Воспитатель. Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.)

Воспитатель. Нагревайте парафин руками, помните, ведь лед у вас в руках таял — превращался в воду, может, и парафин растает...

Дети безуспешно пытаются нагреть парафин — не получается.

Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Мало тепла. Руки недостаточно горячие.) Как же нам быть?

Педагог дает детям возможность высказаться и предложить различные варианты действий. Если ребята не находят верный вариант ответа, то взрослый продолжает беседу: «Если руками не получается, может, есть что-то, что может быть еще горячее? Что может быть горячим? (Плитка. Солнце.) Ну, солнышко на улице, а вот плитка у нас есть. (Можно использовать электрическую плитку или зажечь спиртовку.) Она очень горячая! Что будем делать дальше?» (Положим парафин на плитку.) Отлично. Давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, положим его в стакан.

Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он весь не растает. Педагог поднимает и покачивает стакан, чтобы всем было видно, что получилась жидкость, и спрашивает: «Что теперь у нас в стакане?»

Дети отвечают: «Жидкость». (Некоторые дети могут сказать «Вода», на что взрослый замечает: «Но мы ведь туда воду не наливали».)

Воспитатель. А откуда же тут взялась жидкость? Ведь мы ее гуда не наливали! И куда исчез кусочек парафина? Кто его забрал?

Важно, чтобы дети сами догадались, что парафин стал из твердого жидким.

Воспитатель. У нас получилась жидкость. Был парафин твердый (показывает: в одной руке стакан, в другой — кусок парафина), стал — жидкий. А почему он стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым, нужно его охладить. Сейчас мы выльем его вот сюда. (Выливает парафин в небольшую картонную квадратную коробочку, выстланную изнутри целлофаном — чтобы можно было потом легко отделить кусок парафина.) А коробочку поставим

охлаждаться в холодную воду. Парафин горячий, вода холодная, вот

он и будет у нас охлаждаться.

Охлажденный парафин педагог вынимает из коробочки и дает по-щупать детям: «Ну-ка потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый.) Вот какой опыт мы провели: теперь вы знаете, что твердое может стать жидким, а жидкое может превратиться в твердое. Как можно изобразить, что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым?»

Проводится игра «Твердое — жидкое». По команде «Твердое!» дети сжимаются, прижимают руки к груди. По команде «Жидкое!» медленно разнимают руки, разводят их в стороны и выполняют «плавающие» движения.

Игра повторяется несколько раз.

В завершение педагог говорит: «Вот эти кусочки парафина возьмите домой и вместе с папой или мамой проделайте такой же опыт».

Домашнее задание родителям

Проведите «опыт» по плавлению парафина и его отвердеванию (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторит: «Парафин твердый — нагреваем — превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердеванием парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холо-дильника воду или компот и проследит за превращением жидкости в лед (посмотрит через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем и несколько раз повторит: «Лед твердый — нагреваем — превращается в жидкую воду».

 



2019-11-20 299 Обсуждений (0)
Тема 9. Жидкое — твердое 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Жидкое — твердое

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)